Классный час "Хочу все знать" ко Дню славянской письменности
классный час (4 класс)
Наша игра посвящена Дню Славянской Письменности. Главное дело братьев-просветителей станет предметом игры. Участвуют две команды «Аз» и «Буки». Командам предложены задания: вспомни пословицу, блиц опрос, тройные загадки, расшифруй письмо пещерного человека, ребусы и другие. В финале надо отгадать, что лежит в черном ящике. По набранному количеству баллов определяется победитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat._intellektualnaya_igra.docx | 282.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Хочу все знать!» ко Дню славянской-письменности.
Цель: : Знакомство с историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки.
Задачи
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и её основателями;
- показать путь развития книгопечатания.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению русского языка и литературы, отечественной истории и культуры
- развивать творческое воображение, внимание, память, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам;
- воспитывать уважение и любовь к культуре и духовным ценностям русского народа;
- воспитание культуры поведения на общественных мероприятиях.
Техническое оформление: колокольчик, карточки с заданиями, фишки-баллы, рейтинговая таблица.
Ход мероприятия
Рассказчица (в народном костюме):
Добрый день, люди добрые. Расскажу я вам о временах далеких, о России-матушке. Жили в те времена молодцы удалые и девицы-красные. Молодцы землю пахали, рожь, пшеницу сеяли, на охоту оходили, рыбу ловили и избы бревенчатые рубили. А девицы шили, вышивали, полотно ткали. Да не умели они ни читать, ни писать. Грамоты они не знали. Появились тогда в 863 году на Руси два брата Кирилл и Мефодий, которые придумали славянскую азбуку. Каждая буква была особенной. Названия букв напоминали людям о словах, которые очень важны: «Добро», «живите», «земля» и др.
С тех пор прошло много лет, мы все умеем писать и читать, даже буквы в азбуке изменились немного, но мы вспоминаем братьев Кирилла и Мефодия и благодарны им за их труд.
Сегодня, ребята, я предлагаю поиграть в интеллектуальную игру «Хочу все знать!». Вам надо разделиться на 2 команды по 8 человек. Каждая команда выберет себе названия по букве славянской азбуки, например «Глаголь» и «Веди». Победит команда, набравшая большее количество баллов.
1 конкурс «Разминка».
Проведем блиц-опрос. Каждой команде по очереди задаются вопросы.
Отвечать можно только после того, как капитан позвенит в колокольчик и только игрок, назначенный капитаном.
- Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт, сделавшие буквы похожими на современные? (Пётр I)
- Кто был первым русским первопечатником? (Иван Фёдоров)
- Кору какого дерева на Руси использовали в качестве писчего материала? (Березы)
- На территории какой древней страны изобрели бумагу? (Китай)
2 конкурс «Народная мудрость»
Научившись писать, люди смогли записать умные мысли. Так появились пословицы. Сейчас команды получат карточки со словами, по которым им надо вспомнить пословицы.
Труд-пруд. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Глаза-руки. Глаза боятся, а руки делают.
Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.
Терпение, труд. Терпение и труд все перетрут..
Дело – мастер. Дело мастера боится.
Вода, камень. Под лежачий камень вода не течет.
3 конкурс «Загадки»
Наш народ всегда славился умом, сообразительностью и любил загадки. Вот и я вам предлагаю разгадать загадки, но не простые, а в которых две и даже три отгадки может быть.
Эта буква ловко скачет
И орехи в дупле прячет.
Книги дружно в ней живут.
Их на время нам дают. (Белка, библиотека)
Буква ходит в шкуре броской
В чёрно-белую полоску,
Встретив волка и лису,
След свой путает в лесу. (Зебра, заяц)
Буква та в сундук закрыта
И на острове зарыта.
А еще растет в горшке
Уколола пальчик мне. (Клад, кактус)
Буква табором кочует,
У костра в поле ночует.
А взъерошив желтый пух,
Бежит к маме под лопух. (Цыгане, цыпленок)
Эту букву запрягают,
Поле пашут, детишек катают.
Может стрелами разить
И чужие слезы лить. (Лошадь, лук, лук)
Буква в море ловит ветер.
Будит деток на рассвете.
Принесет тебе письмо
И газету заодно. (Парус, петух, почтальон)
Эта буква так длинна.
Едем мы по ней всегда.
Клювом по стволу стучит
И оркестром руководит. (Дорога, дятел, дирижер).
Буква пятится назад,
В кипятке краснеет.
Омывает берега,
К звездам полетит с утра. (Рак, река, ракета)
3 конкурс «Расшифруй пиктограмму»
Вы знаете, что такое пиктограмма? Это письмо с помощью рисунков. Древние люди не умели писать, они рассказывали о своей жизни с помощью наскальных рисунков. Вот один из таких рисунков вам сегодня и предстоит расшифровать.
(Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем вторую, поплыл на лодке, охотился на моржа, заночевал)
Пока команды разгадывают задание, проводится игра со зрителями «Ребусы».
Первые ребусы появились во Франции в 15 веке. В Росси о них узнали в середине 19 века. Ребусы полюбились и взрослым, и детям. Разгадывание ребусов стало одной из любимейших семейных игр. Предлагаю вам в нее поиграть.
| |
| |
|
4 конкурс «Перевертыши»
В этом конкурсе принимают участие только капитаны команд. Конкурс шуточный, но надо быть внимательным, чтобы принести своей команде баллы. Ваше задание назвать героя сказки, но наоборот.
Служанка под тыквой – принцесса на горошине
Мышь в перчатках – кот в сапогах
Медный замочек – золотой ключик
Синий чулок – Красная Шапочка
Разодетый нищий – голый король
Умерший толстяк – Кощей Бессмертный
Марфа ужасная – Василиса Прекрасная
Служанка-обезьянка - Царевна -лягушка
5 конкурс «Как появились слова»
Как много слов мы употребляем в речи ежедневно. А вы знаете как появились эти слова? Происхождение слов можно посмотреть в этимологическом словаре. Каждое слово имеет свою историю. Задание для команд: по занимательной истории о происхождении слова, отгадать его.
1.Волосатый червяк – гусеница.
2.Птица, получившая свое название по стране, откуда была завезена. А завезена она из Индии – индюк.
3.Шустрая птичка, которая ворует крошки у голубей – воробей.
4.Животное получила название от слова «кор», что означает рогатый – корова.
5.Назвали животное так, потому что знает, ведает где мед найти – медведь.
6.В отдельных районах нашей страны его называют певун, уж больно громко поет – петух.
7.Слово образовано от яг – «румяные щечки» – ягода.
8.Ящичек для перьев – пенал.
9.Изначально изгиб этого предмета украшали изображением головы коня, отсюда и название этого предмета – коньки
10.Головной убор переводится, как кусок ткани – платок
6 конкурс «Черный ящик».
Итак, Черный ящик в зал. Командам за 1 минуту предстоит угадать, что лежит в Черном ящике.
Внимание! Задание! На тюрском языке означает «Черный камень». Сперва изготавливали из свинца. Затем ему даже придумали одежку. Одежка могла быть кожаная, металлическая. Сейчас носит деревянную одежду. (Карандаш).
Подведение итогов.
Итак, мы с вами хорошо потрудились. Теперь мы знаем, чтообязаны созданием славянской азбуки святым Кириллу и Мефодию . Благодаря им мы можем писать, читать книги, учиться и получать образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Создатели славянской письменности"
Интересный познавательный материал для учащихся младших классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Классный час "Создание славянской письменности"
Классный час "Создание славянской письменности"...
Классный час День славянской письменности
материал ко дню славянской письменности...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских...
Классный час. Тема: « День славянской письменности и культуры.»
Цель: повышать уровень творческих способностей учащихся. Задачи:- создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность...
Классный час, посвящённый Дню славянской письменности
Разработка классного часа....
Классный час на тему "День славянской письменности"
Мы живем в стране, которая называется…/Россия/Россияне, русские, русичи…Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки....