Урок русского языка по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Макарова Оксана Владимировна

Цели: учить выделять словосочетания в предложении;

развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;

закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах;

развивать память, внимание, мышление учащихся;

развивать устную и письменную речь;

воспитывать положительную мотивацию к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russ_yaz.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Макарова О.В.

Тема: Словосочетание

Цели: 

учить выделять словосочетания в предложении;

развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;

закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах;

развивать память, внимание, мышление учащихся;

развивать устную и письменную речь;

воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход урока

  1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку все готово.

- Сядет тот, кто составит из данных слов простое нераспространенное предложение:

собака

волк

корова

свинья

малыш

кошка

дерево

художник

бабушка

ворона

растет

мяукает

лает

рисует

каркает

вяжет

воет

мычит

плачет

хрюкает

  1. Повторение пройденного

- На какие группы делятся предложения по количеству основ? (На простые и сложные)

- Какие предложения называются простыми? (Это предложения, в которых только одна грамматическая основа)

- Какое предложение называется сложным? (Это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ)

- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми)

  1. Проверка домашнего задания

- Какие предложения даны по количеству основ?

-Где поставили запятые?

- Прочитайте предложение, подходящее к схемам:

  • [─  ═], и [═   ─].
  • [─  ═], [─   ═].
  • [─  ═], а [─   ═].

  1. Минутка чистописания

- Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске слова: пенал, апрель, капуста, топор, серп).

- Какая это буква? (буква пэ).

- Определите порядок написания букв? ( строчная буква пэ и буквы в алфавитном порядке)

па  пб пв …

Работа в прописи на с. 12

пп // пп //

гпппг

Образование однокоренных слов:

          запах

пах    ?

          ?

  1. Словарная работа

-Определите словарное слово, пользуясь шифром и кодом:

3

4

5

6

7

8

9

1

с

п

ф

а

н

ж

ц

2

т

е

ш

я

щ

и

з

1-4, 2-5, 2-4, 1-7, 2-8, 1-9, 1-6

-Какое слово получилось? (пшеница)

- Что вы знаете об этом растении?

Сведения о пшенице:

Пшеницу выращивали с целью получения питательных зерен еще в III тысячелетии  до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы – использование ее в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идет на изготовление манной и пшеничной крупы, из твердых сортов пшеницы готовят макаронные изделия.

- Запишите слово пшеница в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.

Пшеница - среди хлебов царица.

- Запишите ее по памяти.

Взаимопроверка.

  1. Физминутка № 1

  1. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте.

Наступила осень.

Осенний праздник.

Летели птицы.

Облака плыли.

- Найдите лишнюю запись. (Осенний праздник)

-Почему? (Все остальные являются простыми нераспространенными предложениями).

- Как называется эта запись осенний праздник? (Словосочетание)

- Сформулируйте тему урока. (На уроке будем говорить о словосочетаниях)

  1. Работа по теме урока

Наблюдение над связью слов в предложении

Работа по учебнику: С.35 упр. 57

- Прочитайте предложение. Найдите в нем грамматическую основу (

Пшеница созрела)

- Какое слово поясняет подлежащее? Задайте к нему вопрос от подлежащего. Запишите (пшеница (какая?) густая)

- Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите (созрела (где?) в поле)

- Как называются эти сочетания слов? (Словосочетания)

- Прочитайте на с. 35 сведения о словосочетании

- Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слов)

- Как устанавливается связь слов в предложении?  (При помощи вопросов)

- От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому)

- Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком)

- Как обозначается связь главного слова с зависимым? (Стрелочкой)

- Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет)

- Почему? (Они образуют нераспространенное предложение)

ПАМЯТКА

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного к зависимому. Над главным словом в словосочетании ставится знак ×, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком      

   

   ×    

созрела (где?) в поле

  1. Закрепление изученного материала

1) С.36 упр.58

- Прочитайте предложение. Запишите его

- Назовите грамматическую основу предложения (Листья закружились)

ПАМЯТКА

КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!

ПЛАН

  1. Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
  2. Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
  3. Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения

ОБРАЗЕЦ:

 Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.

ребята (какие?) задорные

побежали (как?) быстро

побежали (куда?) в рощу

в рощу (какую?) березовую

- Назовите словосочетание, в котором поясняется подлежащее (листья (какие?) желтые). Запишите его.

- Назовите словосочетание, в котором поясняется сказуемое (закружились (где?) в воздухе). Запишите.

- Какие слова являются главными в словосочетаниях? Как вы обозначите эти слова? (листья, закружились, крестиком). Какие зависимые? (желтые и в воздухе)

  1. Физминутка
  • упражнение для профилактики близорукости
  • упражнение для закрепления нового материала если назову словосочетание – подпрыгивайте 3 раза, если нераспространенное предложение – 3 раза приседайте)

2) С.36 упр.59 Самостоятельное выполнение. Проверка

- Назовите грамматическую основу предложения (Кузнечики стрекочут)

- Назовите словосочетания (кузнечики (какие?) длинноусые, стрекочут (как?) весело)

- Какие слова являются главными? Как вы обозначили эти слова? (кузнечики, стрекочут, стрелкой)

- Как обозначается связь главного слова с зависимым? (стрелкой)

  1. Рефлексия, подведение итогов

- Что такое словосочетание

Словосочетание – это …..,  связанные  …..  .

- Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из …..  слова и …. слова.

- От какого слова ставится вопрос?

Вопрос ставится от  …. слова к …. слову.

- Как обозначается главное слово в словосочетании?

 Главное слово обозначается … .

- Как обозначается связь главного слова с зависимым?

Связь  главного слова с зависимым обозначается  ….  .

- Как найти словосочетания в предложении?

Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова …….     ……..  к зависимому.

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что не получилось выполнить с первого раза?

  1. Домашнее задание

С.36 упр.60, выучить правило, поработать с памятками.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАМЯТКА

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного к зависимому. Над главным словом в словосочетании ставится знак ×, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком      

   

   ×    

созрела (где?) в поле

ПАМЯТКА

КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!

ПЛАН

  1. Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
  2. Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
  3. Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения

ОБРАЗЕЦ:

 Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.

ребята (какие?) задорные

побежали (как?) быстро

побежали (куда?) в рощу

в рощу (какую?) березовую

  1. Словосочетание – это …..,  связанные  …..  .
  2. Словосочетание состоит из …..  слова и …. слова.
  3. Вопрос ставится от  …. слова к …. слову.
  4. Главное слово обозначается … .
  5. Связь  главного слова с зависимым обозначается  ….  .
  6. Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова …….     ……..  к зависимому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....