Урок русского языка по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цели: учить выделять словосочетания в предложении;
развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах;
развивать память, внимание, мышление учащихся;
развивать устную и письменную речь;
воспитывать положительную мотивацию к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ_yaz.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Учитель: Макарова О.В.
Тема: Словосочетание
Цели: | учить выделять словосочетания в предложении; развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому; закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах; развивать память, внимание, мышление учащихся; развивать устную и письменную речь; воспитывать положительную мотивацию к учению. |
Ход урока
- Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку все готово.
- Сядет тот, кто составит из данных слов простое нераспространенное предложение:
собака волк корова свинья малыш кошка дерево художник бабушка ворона | растет мяукает лает рисует каркает вяжет воет мычит плачет хрюкает |
- Повторение пройденного
- На какие группы делятся предложения по количеству основ? (На простые и сложные)
- Какие предложения называются простыми? (Это предложения, в которых только одна грамматическая основа)
- Какое предложение называется сложным? (Это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ)
- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми)
- Проверка домашнего задания
- Какие предложения даны по количеству основ?
-Где поставили запятые?
- Прочитайте предложение, подходящее к схемам:
- [─ ═], и [═ ─].
- [─ ═], [─ ═].
- [─ ═], а [─ ═].
- Минутка чистописания
- Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске слова: пенал, апрель, капуста, топор, серп).
- Какая это буква? (буква пэ).
- Определите порядок написания букв? ( строчная буква пэ и буквы в алфавитном порядке)
па пб пв …
Работа в прописи на с. 12
пп // пп //
гпппг
Образование однокоренных слов:
запах
пах ?
?
- Словарная работа
-Определите словарное слово, пользуясь шифром и кодом:
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | с | п | ф | а | н | ж | ц |
2 | т | е | ш | я | щ | и | з |
1-4, 2-5, 2-4, 1-7, 2-8, 1-9, 1-6
-Какое слово получилось? (пшеница)
- Что вы знаете об этом растении?
Сведения о пшенице:
Пшеницу выращивали с целью получения питательных зерен еще в III тысячелетии до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы – использование ее в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идет на изготовление манной и пшеничной крупы, из твердых сортов пшеницы готовят макаронные изделия.
- Запишите слово пшеница в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.
Пшеница - среди хлебов царица.
- Запишите ее по памяти.
Взаимопроверка.
- Физминутка № 1
- Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте.
Наступила осень.
Осенний праздник.
Летели птицы.
Облака плыли.
- Найдите лишнюю запись. (Осенний праздник)
-Почему? (Все остальные являются простыми нераспространенными предложениями).
- Как называется эта запись осенний праздник? (Словосочетание)
- Сформулируйте тему урока. (На уроке будем говорить о словосочетаниях)
- Работа по теме урока
Наблюдение над связью слов в предложении
Работа по учебнику: С.35 упр. 57
- Прочитайте предложение. Найдите в нем грамматическую основу (
Пшеница созрела)
- Какое слово поясняет подлежащее? Задайте к нему вопрос от подлежащего. Запишите (пшеница (какая?) густая)
- Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите (созрела (где?) в поле)
- Как называются эти сочетания слов? (Словосочетания)
- Прочитайте на с. 35 сведения о словосочетании
- Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слов)
- Как устанавливается связь слов в предложении? (При помощи вопросов)
- От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому)
- Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком)
- Как обозначается связь главного слова с зависимым? (Стрелочкой)
- Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет)
- Почему? (Они образуют нераспространенное предложение)
ПАМЯТКА
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного к зависимому. Над главным словом в словосочетании ставится знак ×, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком
×
созрела (где?) в поле
- Закрепление изученного материала
1) С.36 упр.58
- Прочитайте предложение. Запишите его
- Назовите грамматическую основу предложения (Листья закружились)
ПАМЯТКА
КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!
ПЛАН
- Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
- Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
- Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения
ОБРАЗЕЦ:
Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.
ребята (какие?) задорные
побежали (как?) быстро
побежали (куда?) в рощу
в рощу (какую?) березовую
- Назовите словосочетание, в котором поясняется подлежащее (листья (какие?) желтые). Запишите его.
- Назовите словосочетание, в котором поясняется сказуемое (закружились (где?) в воздухе). Запишите.
- Какие слова являются главными в словосочетаниях? Как вы обозначите эти слова? (листья, закружились, крестиком). Какие зависимые? (желтые и в воздухе)
- Физминутка
- упражнение для профилактики близорукости
- упражнение для закрепления нового материала если назову словосочетание – подпрыгивайте 3 раза, если нераспространенное предложение – 3 раза приседайте)
2) С.36 упр.59 Самостоятельное выполнение. Проверка
- Назовите грамматическую основу предложения (Кузнечики стрекочут)
- Назовите словосочетания (кузнечики (какие?) длинноусые, стрекочут (как?) весело)
- Какие слова являются главными? Как вы обозначили эти слова? (кузнечики, стрекочут, стрелкой)
- Как обозначается связь главного слова с зависимым? (стрелкой)
- Рефлексия, подведение итогов
- Что такое словосочетание
Словосочетание – это ….., связанные ….. .
- Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из ….. слова и …. слова.
- От какого слова ставится вопрос?
Вопрос ставится от …. слова к …. слову.
- Как обозначается главное слово в словосочетании?
Главное слово обозначается … .
- Как обозначается связь главного слова с зависимым?
Связь главного слова с зависимым обозначается …. .
- Как найти словосочетания в предложении?
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова ……. …….. к зависимому.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Что не получилось выполнить с первого раза?
- Домашнее задание
С.36 упр.60, выучить правило, поработать с памятками.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТКА
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного к зависимому. Над главным словом в словосочетании ставится знак ×, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком
×
созрела (где?) в поле
ПАМЯТКА
КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!
ПЛАН
- Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
- Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
- Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения
ОБРАЗЕЦ:
Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.
ребята (какие?) задорные
побежали (как?) быстро
побежали (куда?) в рощу
в рощу (какую?) березовую
- Словосочетание – это ….., связанные ….. .
- Словосочетание состоит из ….. слова и …. слова.
- Вопрос ставится от …. слова к …. слову.
- Главное слово обозначается … .
- Связь главного слова с зависимым обозначается …. .
- Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова ……. …….. к зависимому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....