"Этапы работы над сочинением-описанием" (методические рекомендации)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Методические рекомендации подробно описывают этапы работы над сочинением-описанием с учащимися 3 класса. Красочная презентация помогает сделать выводы по каждому этапу работы. В ней также размещены несколько интересных цитат из сочинений учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-opisanie._docx.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Киселёвского городского округа Кемеровской области
Методические рекомендации
«Этапы работы
над сочинением-описанием»
(на примере описания рябины)
подготовила
Бобрышева Елена Васильевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
г. Киселёвск
2011
Задачи работы над сочинением-описанием:
- Формировать умения собирать материал к сочинению, проводить наблюдения.
- Формировать умения использовать средства выразительности для описания предмета.
- Развивать речь, воображение учащихся.
- Прививать любовь к природе, умение видеть прекрасное вокруг себя.
Класс. Лучше всего начинать эту работу в 3 классе (учащимся 9-10 лет).
Оборудование.
- Если есть техническая возможность, то зрительный ряд выстраивать в виде чередующихся слайдов. Для этого потребуется мультимедийное оборудование.
- Если такой возможности нет, то зрительный ряд выстраивается при помощи репродукций картин, фотографий, иллюстраций.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Предварительная работа (экскурсия, домашняя индивидуальная работа).
- Проводится экскурсия в парк или лес с целью понаблюдать за осенними изменениями в природе. Особое внимание обращается на изменения, происходящие с рябиной.
- Затем учащиеся подбирают отрывки из произведений поэтов и писателей об осени, рябине.
Ход работы в классе.
- Постановка учебной задачи
(Слайд 2. Загадки)
- Какие наблюдения выполняли? (Изменение окраса листьев рябины, созревание плодов, состоянием погоды и т.д.)
- Кому понравилась эта работа?
(Дети поднимают руки)
- Чем понравилась? (Интересно было наблюдать, как меняется природа. Увидела много нового…)
- Как вы считаете, какая работа стоит перед нами сегодня? (Попробовать описать (рассказать) красоту рябины осенью. Описать как меняется рябина осенью…)
- Правильно. Но сегодня вы должны постараться так написать о рябине, чтобы передать свои чувства к происходящим изменениям, чтобы читателям это тоже понравилось, и они это увидели как бы своими глазами.
- Подготовительная работа
1. Обсуждение структуры сочинения
- С чего начнём своё сочинение? (Осень наступила, осенний наряд деревьев, листопад)
- Подумайте, какие слова можно использовать вместо слова «ОПАДАЮТ»? (кружатся, летят, сыплются дождём, осыпаются, вьются)
- Какими словами можно рассказать, как они опадают? (медленно, плавно, вальсируя, танцуя)
- Какие отрывки из произведений поэтов и писателей вы подобрали к первой части сочинения?
(Учащиеся зачитывают подготовленные дома материалы)
(Слайд 3-4)
- Как называется эта часть сочинения? (зачин, вступление)
- О чём будем рассказывать во второй части сочинения? (Описывать красоту осенних деревьев)
- Как называется вторая часть сочинения? (основная часть)
- Хорош лес в осеннюю пору. У каждого дерева свой наряд. Представим себе, что мы сидим на полянке в осеннем лесу и слушаем шёпот листвы. У леса есть свои загадки. Вот одна из них.
(Отгадывают кроссворд, просматривая слайды осенних деревьев.)
- Читаем ключевое слово (рябина).
- Прочитайте, как описывают рябину писатели и поэты.
(Вновь идёт работа с домашними «заготовками»: учащиеся отыскивают среди подготовленных материалов и зачитывают описания рябины)
-А теперь попробуем сами описать дерево. Вспомните свои впечатления, полученные во время экскурсии, когда мы рассматривали рябиновую аллею.
- С кем вы сравнили это дерево? (девушка, девчонка)
- Почему пришли именно эти образы? (стройная, гибкая)
- Попробуйте описать её наряд, используя образные слова и выражения (сарафан, платье, накидка, шаль…)
- Какие слова можно подобрать для описания цвета наряда? (красный, бардовый, золотистый, осенний. Расшит золотом, нитями, драгоценными каменьями…)
- С чем можно сравнить ягоды этого дерева? (серьги, драгоценные камни…)
- С чем сравнили ствол дерева? (тело, стан…)
- Как вы думаете, о чём напишем в третьей части сочинения? (О своих чувствах, настроении; своём отношении к происходящему; об основной идее сочинения…)
- Как называется эта часть? (Концовка, заключение)
2. Составление плана сочинения.
(Методическое пояснение. Составление плана сочинения может быть как коллективным, так и индивидуальным. Это зависит от уровня развития учащихся класса и их умения писать сочинения-описания.)
На основе предыдущей работы обучающиеся составляют план сочинения-описания, который должен включать как минимум 3 части: вступление, основную часть и заключение. Учитель может задавать наводящие вопросы:
- Как озаглавим первую, (вторую, третью) часть? Почему?
(Обучающиеся предлагают свои варианты названия частей сочинения. Выбирается название, наиболее ярко выражающее содержание части)
Примерный план сочинения описания «Рябинка»
- «Уж небо осенью дышало…»
- «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина».
- «Нет дерева краше, чем рябинка наша».
3. Орфографическая работа.
(Методические рекомендации. Данный вид работы можно организовать следующим образом:
Вариант 1. Разобрать наиболее трудные для написания слова коллективно на доске.
Вариант 2. Каждый обучающийся при написании сочинения использует орфографический словарь.)
III. Самостоятельная работа над сочинением.
- Написание сочинения в «черновике».
- Редактирование написанного:
- оценка учителем результата работы класса;
- зачитывание учителем удачных словосочетаний, предложений или целых абзацев без указания автора;
- зачитывание удачного полного сочинения или его отрывка самим обучающимся.
- Переписывание готового сочинения в «чистовик».
IV. Проверка написанного.
(Методические рекомендации. Можно организовать самостоятельную проверку написанного в «чистовике» сочинения или взаимопроверку в парах)
(Слайд 5-8)
V. Итог урока.
- Какие слова вызвали затруднения в написании?
- Проверьте написание трудных слов в словаре
- Проверьте постановку знаков препинания и построение предложений.
Использованная литература
- Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах [Текст]/ В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова, Тула: Родничок, 2002. – С. 223.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Сочинения в начальных классах [Текст]/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова, М.: Аквариум. 2004. С. 478.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для учителя – руководителя УИД учащихся. Этапы работы над проектом.
Работа над проектом включает четыре этапа:- планирование;- аналитический этап;- этап обобщения информации;- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)....
Этапы работы по формированию навыка письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Практика работы в данной школе показала, что значительная часть детей, поступающих в школу, имеют не только специфические нарушения в развитии, но и...
Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.
Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....
Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" на тему "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом"
Технологическая карта занятия "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом". 2 класс...
Презентация к уроку "Знакомство с понятием "Этап". Этапы работы над проектом"
Презентация к занятию по курсу "Учусь создавать проекты" на тему "Знакомство с поняием "Этап". Этапы работы над проектом". 2 класс....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...
3 этап работы с детьми ОВЗ: всё о работе с текстом
В работе представлены коснпекты занятий по 3 этапу коррекционного обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, по развитию связной речи, умению определять что такое текст, структуру текста, различат...
Комментарии
"Этапы работы над сочинением-описанием" (методические рекомендац
Большое спасибо, Елена Васильевна, за стол нужный и полезный материал!