Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Волкова Ольга Аркадьевна

Проблема. Расходится ли произношение непарных согласных звуков в конце слов с их обозначением на письме?

Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость, речевой слух.

Знания: узнают о произношении непарных согласных звуков на конце слов и их обозначении буквами.

Умения: научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами, подбирать проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.

Навыки: приобретут умения определять и различать проверяемое и проверочное слова.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

(при обозначении на письме парного согласного).

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности.

Смыслообразование: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Проблема. Расходится ли произношение непарных согласных звуков в конце слов с их обозначением на письме?

Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость, речевой слух.

Знания: узнают о произношении непарных согласных звуков на конце слов и их обозначении буквами.

Умения: научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами, подбирать проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.

Навыки: приобретут умения определять и различать проверяемое и проверочное слова.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

(при обозначении на письме парного согласного).

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности.

Смыслообразование: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебой деятельности.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация знаний.

а) Минутка чистописания

б) Словарная работа.

- Выпишите из стихотворения слова с непроверяемой безударной гласной. (Карандаш, голубой, тетрадь, рисовать.)

На столе у малыша

Три цветных карандаша.

Выбирай себе любой:

Красный, синий, голубой…

Мальчуган нашел тетрадь,

Стал в ней домик рисовать.

в) Орфографическая минутка. ( с громким проговариванием)

- Запишите под диктовку.

У города пруд. Мальчик увидел прорубь и наступил на лед. Лед треснул. Мальчик замерз и простудился.

  1. Самоопределение к деятельности.

- по какому признаку слова объединены в две группы?

Гриб             ложка

Бровь           когти

Ландыш       ладошка

Сапог           сказка

- Как проверить написание слов?

- Измените слова первого столбика так, чтобы они обозначали много предметов.

- Можно ли эти слова назвать проверочными?

- Измените по аналогии слова из второго столбика.

- Можно ли эти слова назвать проверочными?

- Чему мы будем учиться на уроке?

4. Работа по теме урока.

Упр. 42 (с.26)

– Назовите звук  в корне первого слова (Ш).

- Как вы думаете, какой буквой он обозначается?

- Измените слово. Подставьте к нему слово нет или много.

- Проверьте по аналогии другие слова. ( Выполнение  самостоятельно.)

 Карточка 1. Слоговой анализ и синтез слов.

а)Раздели слова на картинке на слоги с громким проговариванием и отхлопыванием;

б) сопоставь в этих словах количество гласных с количеством слогов; сделать вывод о слогообразующей роли гласных.

в) составить схемы данных слов.

Упр. 43 (с.26).

- Прочитайте образец.

- Какое слово из пары является проверочным?

- Какой звук произносится в проверяемом слове?

- Перед каким звуком он стоит? (Самостоятельное выполнение.)

 Карточка 2.Из данных слов  ниже подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу:

а) хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твердый, раньше, льется;

б) пруд, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь, жесткий, прежде, течет.

5. Физминутка

6. Закрепление изученного материала.

Упр. 44 (с.26.)

- Прочитайте слово, которое нужно запомнить. (сапог)

- Какая орфограмма выделена?

Карточка 3.  Проверить сомнительный согласный в конце слова:

 а)  письменно – выборочно.

п-б – суп, дуб, краб, сугроб, прорубь, залп, ястреб, сруб;

д –т – сад, завод, крот, мед, народ, невод, труд, пилот;

в – ф – клюв, шкаф, обувь, шарф, морковь, посев, жираф, бровь.

7. Рефлексия

Вариант 1. Сла.кий, бу.ва, ры.ка, много звез…

Вариант 2. Ни.кий, ко.ка, стри.ка, нет сапо….

- Какое слово с непроверяемой гласной вы записали? Проговорите это слово орфографически.

( Проверка ученики меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом. Самооценка с помощью « светофора.»)

8. Подведение итогов урока.

- Какие слова мы сегодня учились проверять?

- С какими способами проверки вы познакомились?

-Что должны помнить о написании этой орфограммы?

-Все ли вам было понятно?

-Где допустили ошибки?

-Кто доволен своими успехами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России.  Урок закрепляет и конкретизирует знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо; развивает у у...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"

Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов". 2 класс....

Урок русского языка в 3 классе, в школе VIII вида по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Урок русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова". Урок закрепления знаний в 3 классе, в специальной коррекционной школе-интернат 8 вида....

Урок русского языка во 2 классе.Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цели:  познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине слова...

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 2класс

Формирование умения подбирать проверочные слова с парными согласными на конце слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. Продолжать развивать орфографическую зоркость, способс...