Корень, Родственные слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Супрун Марина Валентиновна

Урок русского языка. 2 класс Система Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren.rodstvennye_slova.docx478.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень. Родственные слова

Цели: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),

подбирать однокоренные слова.

Задачи:

1.Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

2.Развивать умение  анализировать, сравнивать, группировать.

3.Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

4.Обогащать словарный запас учеников.

5.Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование:

Доска, учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 2 класс, опорные слова, карточки для парной и дифференцированной работы, сигнальные карточки («светофоры»), презентация к уроку.

Ход урока:

I.Орг.момент (1мин.)

  Начинается урок,

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

II.Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне.

   Лексическое значение слова «корень» (15 мин.)

1.Вводная беседа.

На фоне звуков природы дети приветствуют учителя.

- Ребята, прислушайтесь к звукам, постарайтесь расслабиться и представьте место, где вы хотели бы оказаться.

-Что вы смогли представить, слушая эту мелодию? (выслушиваю ответы детей).-Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картина И.И. Шишкина «Дубовая    роща»  

                                                                                             

На ней изображен лес недалеко от Казани. Хотелось бы вам оказаться в этом лесу?

Ответ детей.

Мы можем совершить виртуальную прогулку и дойти до чудесной поляны, на которой нас будет ждать приятный сюрприз. А знаете ли вы, как вести себя в лесу, чтобы не навредить природе? (ответы детей)

- Теперь можно отправляться на прогулку. Кем бы мы могли стать, оказавшись в лесу?

Ответы детей: - В лесу можно стать грибником.

-А какими качествами должен обладать грибник?

Ответы детей: Мы должны быть внимательными, зоркими, дружными.

2. На компьютере слова:

Гриб, грибной суп, крепкий грибок, подберезовик, вкусные грибочки, грибник.

-Прочитайте запись про себя, вслух.

-Что вы прочитали? (слова, словосочетания)

- Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.

-Запишите слова.

-Проверим, какие слова выписали.(ребята зачитывают выписанные слова. Хорошо, если кто выпишет слово «подберезовик». Если не найдется такого ученика, то открываю слайд и говорю: «А я выписала слово «подберезовик». Покажите на »светофоре», вы согласны? (Кто соглашается, а кто-то нет. Возникнет проблемная ситуация)

-Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные)

-Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.

На доске появляется опорное слово

 

 

А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)

На доске появляется опорное слово

-Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.

(грибной суп – суп из грибов, грибок – небольшой гриб, подберезовик – гриб, растущий под березой, грибочки – маленькие грибы, грибник – человек, собирающий грибы.)

-Раз все слова связаны со словом  «гриб», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)

Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (в словах должна быть общая часть)

-Выделим общую часть дугой. ( у одного слова выделяю корень я, в остальных словах - ученик, дети – в тетрадях)

Кто знает, как называется общая часть? (найдется ученик, который знает, что общая часть – это корень слова. Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику)

Что мы сейчас выделили? (общую часть)

Общую часть каких слов? (родственных)

- Итак, какие слова будем называть родственными?

Родственные слова

               Близкие по смыслу                                     общая часть

                     

                                              Корень слова

-С родственными словами разобрались.

- О каком новом понятии вы еще узнали? (о корне)

Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое  «корень».

-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с.51)

-Прочитайте про себя, вслух.

-Правильно вы сформулировали правило? (да)

-Молодцы, ребята!

-Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (выслушиваются мнения детей)

Работа с толковым словарем Ожегова (групповая)

Ученик зачитывает значение слова «корень»:

1)подземная часть растения,

2)часть волоса, зуба, ногтя,

3)начало, источник чего-либо,

4)часть слова

 - Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова)

-Что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)

-А какие слова называются родственными?

Физминутка (2 мин.)

Вы, наверное,  устали?

Ну тогда все дружно встали.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Бодро шагаем, руки поднимаем.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Замедляется  движенье,

Исчезает напряженье.

 

III.Понятие об однокренных словах. (5 мин.)

- Вернемся к нашим словам. Можно ли сказать, что данные слова образованы от одного и того  же корня? (да)

От какого? (гриб)

-Подумайте, как можно назвать слова, образованные от одного и того же корня?

Обсудите в парах.

 Поделитесь своим мнением (выслушиваются мнения ребят)

-Посмотрим, как у автора в учебнике об этом сказано (с.52)

-Прочитайте про себя, вслух.

-Так как же называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)

-Это правило действует только для наших слов или для других тоже?

Итог: -C  какими новыми понятиями сегодня познакомились? (родственные слова, корень слова, однокоренные слова)

-Как  будете доказывать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)

-Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).

IV.Упражнение в распознавании однокоренных слов. (15 ми.)

1.Игра «Третий лишний» - устная фронтальная работа ( на компьютере)

а) желток – железо-желтый

б)циркуль-циркач-цирк

в)веселый- радость – веселье

2.Самостоятельная работа.

а)Теперь сами вырастите деревья с корнями: -Берез (для девочек),

-дуб- (для мальчиков), записывая родственные слова на веточках.

(проверка родственных слов)

б)Работа с деформированными предложениями. Образование текста.

(работа в парах)

-Составьте текст из данных предложений и запишите.

Снег укрыл пни и кусты.

Вот сугроб.

Утром выпал первый снежок.

Там спит медведь.

-Найдите в тексте однокоренные слова, докажите свой выбор. Выделите корень.

Снег, снежок

-Что заметили? (согласные в корне чередуются.) От какого корня образовалось слово «снежок»? (снег)

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: -При образовании однокоренных слов, в корне слова может происходить чередование согласных звуков.

-Первое предложение разберите по членам предложения и частям речи.

(один человек у доски)

в)Упражнение 348

работа по карточкам:

1.Выпиши группы однокоренных слов.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

2.Тест.

1.Выбери верное утверждение. Раскрась желтым цветом выбранную рамку.

        

                   

Приведи примеры родственных слов:_______________________________

-Выбери верное утверждение. Соедини линией начало и конец фразы.

                     -главная часть предложения

Корень       -главная значимая часть слова, в которой  заключено общее

                      значение всех однокоренных слов

                        -общая часть родственных слов

-Закончи фразу – памятку.

Чтобы найти в слове корень, нужно:

Подобрать…

Выделить…

Выдели корень в словах: шубка, шуба, полушубок

Проверка на экране (взаимопроверка)

Подведение итогов.

Д/з упр.350, 357* (задание на выбор)ц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида Тема: «Корень. Родственные слова»

Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида г. СоликамскУчитель: Светлана Борисовна ВеличкоТема: «Корень. Родственные слова»Тип урока: Урок закрепления и формирования знаний...

Корень. Родственные слова.2 класс

Корень. Родственные слова.2 класс...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень. Родственные слова"

В технологической карте урока урока подробно описаны деятельностная и предметно-дидактическая цели, задачи, планируемые образовательные результаты, методы обучения, средства обучения и конспект по тем...