Корень, Родственные слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка. 2 класс Система Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren.rodstvennye_slova.docx | 478.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Корень. Родственные слова
Цели: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),
подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1.Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2.Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3.Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
4.Обогащать словарный запас учеников.
5.Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование:
Доска, учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 2 класс, опорные слова, карточки для парной и дифференцированной работы, сигнальные карточки («светофоры»), презентация к уроку.
Ход урока:
I.Орг.момент (1мин.)
Начинается урок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
II.Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне.
Лексическое значение слова «корень» (15 мин.)
1.Вводная беседа.
На фоне звуков природы дети приветствуют учителя.
- Ребята, прислушайтесь к звукам, постарайтесь расслабиться и представьте место, где вы хотели бы оказаться.
-Что вы смогли представить, слушая эту мелодию? (выслушиваю ответы детей).-Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картина И.И. Шишкина «Дубовая роща»
На ней изображен лес недалеко от Казани. Хотелось бы вам оказаться в этом лесу?
Ответ детей.
Мы можем совершить виртуальную прогулку и дойти до чудесной поляны, на которой нас будет ждать приятный сюрприз. А знаете ли вы, как вести себя в лесу, чтобы не навредить природе? (ответы детей)
- Теперь можно отправляться на прогулку. Кем бы мы могли стать, оказавшись в лесу?
Ответы детей: - В лесу можно стать грибником.
-А какими качествами должен обладать грибник?
Ответы детей: Мы должны быть внимательными, зоркими, дружными.
2. На компьютере слова:
Гриб, грибной суп, крепкий грибок, подберезовик, вкусные грибочки, грибник.
-Прочитайте запись про себя, вслух.
-Что вы прочитали? (слова, словосочетания)
- Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.
-Запишите слова.
-Проверим, какие слова выписали.(ребята зачитывают выписанные слова. Хорошо, если кто выпишет слово «подберезовик». Если не найдется такого ученика, то открываю слайд и говорю: «А я выписала слово «подберезовик». Покажите на »светофоре», вы согласны? (Кто соглашается, а кто-то нет. Возникнет проблемная ситуация)
-Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные)
-Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.
На доске появляется опорное слово
А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)
На доске появляется опорное слово
-Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.
(грибной суп – суп из грибов, грибок – небольшой гриб, подберезовик – гриб, растущий под березой, грибочки – маленькие грибы, грибник – человек, собирающий грибы.)
-Раз все слова связаны со словом «гриб», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)
Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (в словах должна быть общая часть)
-Выделим общую часть дугой. ( у одного слова выделяю корень я, в остальных словах - ученик, дети – в тетрадях)
Кто знает, как называется общая часть? (найдется ученик, который знает, что общая часть – это корень слова. Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику)
Что мы сейчас выделили? (общую часть)
Общую часть каких слов? (родственных)
- Итак, какие слова будем называть родственными?
Родственные слова
Близкие по смыслу общая часть
Корень слова
-С родственными словами разобрались.
- О каком новом понятии вы еще узнали? (о корне)
Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень».
-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с.51)
-Прочитайте про себя, вслух.
-Правильно вы сформулировали правило? (да)
-Молодцы, ребята!
-Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (выслушиваются мнения детей)
Работа с толковым словарем Ожегова (групповая)
Ученик зачитывает значение слова «корень»:
1)подземная часть растения,
2)часть волоса, зуба, ногтя,
3)начало, источник чего-либо,
4)часть слова
- Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова)
-Что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)
-А какие слова называются родственными?
Физминутка (2 мин.)
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Бодро шагаем, руки поднимаем.
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
III.Понятие об однокренных словах. (5 мин.)
- Вернемся к нашим словам. Можно ли сказать, что данные слова образованы от одного и того же корня? (да)
От какого? (гриб)
-Подумайте, как можно назвать слова, образованные от одного и того же корня?
Обсудите в парах.
Поделитесь своим мнением (выслушиваются мнения ребят)
-Посмотрим, как у автора в учебнике об этом сказано (с.52)
-Прочитайте про себя, вслух.
-Так как же называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)
-Это правило действует только для наших слов или для других тоже?
Итог: -C какими новыми понятиями сегодня познакомились? (родственные слова, корень слова, однокоренные слова)
-Как будете доказывать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)
-Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).
IV.Упражнение в распознавании однокоренных слов. (15 ми.)
1.Игра «Третий лишний» - устная фронтальная работа ( на компьютере)
а) желток – железо-желтый
б)циркуль-циркач-цирк
в)веселый- радость – веселье
2.Самостоятельная работа.
а)Теперь сами вырастите деревья с корнями: -Берез (для девочек),
-дуб- (для мальчиков), записывая родственные слова на веточках.
(проверка родственных слов)
б)Работа с деформированными предложениями. Образование текста.
(работа в парах)
-Составьте текст из данных предложений и запишите.
Снег укрыл пни и кусты.
Вот сугроб.
Утром выпал первый снежок.
Там спит медведь.
-Найдите в тексте однокоренные слова, докажите свой выбор. Выделите корень.
Снег, снежок
-Что заметили? (согласные в корне чередуются.) От какого корня образовалось слово «снежок»? (снег)
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: -При образовании однокоренных слов, в корне слова может происходить чередование согласных звуков.
-Первое предложение разберите по членам предложения и частям речи.
(один человек у доски)
в)Упражнение 348
работа по карточкам:
1.Выпиши группы однокоренных слов.
Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.
2.Тест.
1.Выбери верное утверждение. Раскрась желтым цветом выбранную рамку.
Приведи примеры родственных слов:_______________________________
-Выбери верное утверждение. Соедини линией начало и конец фразы.
-главная часть предложения
Корень -главная значимая часть слова, в которой заключено общее
значение всех однокоренных слов
-общая часть родственных слов
-Закончи фразу – памятку.
Чтобы найти в слове корень, нужно:
Подобрать…
Выделить…
Выдели корень в словах: шубка, шуба, полушубок
Проверка на экране (взаимопроверка)
Подведение итогов.
Д/з упр.350, 357* (задание на выбор)ц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида Тема: «Корень. Родственные слова»
Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида г. СоликамскУчитель: Светлана Борисовна ВеличкоТема: «Корень. Родственные слова»Тип урока: Урок закрепления и формирования знаний...
Корень. Родственные слова.2 класс
Корень. Родственные слова.2 класс...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень. Родственные слова"
В технологической карте урока урока подробно описаны деятельностная и предметно-дидактическая цели, задачи, планируемые образовательные результаты, методы обучения, средства обучения и конспект по тем...