Развёрнутое КТП по русскому языку 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во ч | Вид и формы контроля | Содержание | УУД | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведе- ния. |
Мир общения. Повторяем – узнаём новое (15 часов). | |||||||
1 | Речевое общение. Диалог. Собеседники. | 1 | Текущий | Составление письменного варианта рассказа о летних каникулах с предварительной работой по повторению известных детям орфограмм | Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные (П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные (К): учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | Анализировать речевую модель общения. Контролировать и корректировать своё высказывание. Использовать в общении вспомогательные средства. Слушать речь собеседника. Говорить связно, выразительно, чётко, понятно. Составлять диалоги, основанные на известных учащимся правилах продуктивного общения. | |
2 | Тема и главная мысль текста. | 1 | Текущий | Вспоминают, каковы особенности текста; что такое тема и главная мысль текста; какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации; повторяют изученные во втором классе орфограммы. | |||
3 | Разница между диалогом и спором. | 1 | Текущий | Выяснение различий между манерой общения при ведении диалога и спора. Составление устных диалогов на одну из выбранных тем. Знакомство с пунктуационным правилом оформления слов речевого этикета. | |||
4 | Речевой этикет. | 1 | Текущий | Различение словесных и несловесных средств общения. Работа над словами речевого этикета и вежливой интонацией при чтении диалога. Чтение диалога по ролям, определение манеры ведения диалога. | |||
5 | Входной контрольный диктант | 1 | Итоговый | Самостоятельная работа по заданиям. Письмо под диктовку. Самоконтроль выполненной работы | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структуриро вать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||
6 | Культура устной и письменной речи. | 1 | Фронтальный | Актуализация знания о двух формах языка — устной и письменной. Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики орфографии. Аккуратность в ведении записей, чёткость и изящество выполнения письменных работ. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: постановка и формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. К: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, громкостью голоса, интонацией. Писать в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова. | |
7 | Культура устной и письменной речи. | 1 | Фронтальный | ||||
8 | Текст. Общее представление о тексте и его особенностях. | 1 | Индивидуальный | Составление текста с опорой на систему вопросов. Озаглавливание текста, определение его темы, главной мысли и настроения. Анализ связи главной мысли текста и его настроения. Составление разных по настроению рассказов на одну и ту же тему. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность; налаживать межличностные отношения. | Распознавать предложения, словосочетания, текст. Устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, выписывать словосочетания определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты, распознавать виды текстов. Писать изложения небольших текстов по плану. Писать сочинения после предварительной подготовки. Составлять тексты -рассуждения на заданные темы. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом. | |
9 | Текст. Виды текстов. | 1 | Групповой | Текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование. | |||
10 | Творческая переменка. | 1 | Фронтальный | Составление текстов различных типов. | |||
11 | План текста. Изложение. | 1 | Индивидуальный | Составление плана текста. Написание рассказа по плану. | |||
12 | Научные и художественные тексты. | 1 | Фронтальный | Сравнение с помощью учителя. | |||
13 | Составление научных и художественных текстов | 1 | Групповой | Сравнение с помощью учителя. | |||
14 | Контрольный диктант по теме «Слово. Предложение. Текст» | 1 | Итоговый | Письмо под диктовку. Самоконтроль выполненной работы | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структуриро вать знания. К: контролировать действия партнёра | ||
15 | Работа над ошибками. Рубрика «Проверь себя» | 1 | Коррекция | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Работа по вопросам из рубрики «Проверь себя» | |||
Язык – главный помощник в общении ( 16 часов). | |||||||
16 | Звуки и буквы | 1 | Текущий | Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах зависимости между значением слова и набором и последовательностью звуков в нем. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структуриро вать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К: контролировать действия партнёра. | Проводить звукобуквенный анализ слов. Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства. | |
17 | Повторение деления слов на слоги. | 1 | Фронтальный | Нахождение закрытых и открытых слогов. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами | Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. | ||
18 | Слог. Ударение. | 1 | Фронтальный | Работа по заданиям и вопросам учителя. Тренировка в постановке ударения в словах и словоформах, «проблемных» с точки зрения орфоэпии Знакомство с новым видом словаря — орфоэпическим словарем. | |||
19 | Различие значений слов с помощью ударения | 1 | Фронтальный | Показать роль ударения в «узнавании» слова, в различении разных по семантике слов (омографов); | |||
Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структуриро вать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К: контролировать действия партнёра | |||||||
20 | Девять правил орфографии | 1 | Фронтальный Индивидуальный | Повторение определения орфограммы. Обобщение знаний детей обо всех известных орфограммах — проведение игры-аукциона «Кто больше и быстрее?». | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты. | ||
21 | Собственные имена. | 1 | Индивидуальный | Распознают имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и пишут их с заглавной буквы. | |||
22 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | Тестирование | Работа по вопросам и заданиям учителя. Отработка умения проверять безударные гласные в корне слова. | |||
23 | Парные по звонкости - глухости согласные в конце слова и середине слова | 1 | Взаимоконтроль | Составление алгоритма проверки изучаемой орфограммы. Отработка умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными при выполнении | |||
24 | Непроизносимые согласные. | 1 | Фронтальный | Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами. | |||
25 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | Фронтальный | Правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. | |||
26 | Удвоенные согласные | 1 | Индивидуальный | Орфограмма «Удвоенные согласные». | |||
27 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Письмо по памяти. | 1 | Индивидуальный | Запись текста по памяти (упр. из учебника). Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением. | |||
28 | Буквосочетания чк, чн | 1 | Фронтальный | Объяснение, почему буквосочетания чк, чн — это орфограммы. Составление рифмованных строчек с данными словами. Поиск слова с буквосочетанием чн в тексте Определение типа текста. | |||
29 | Перенос слов | 1 | Фронтальный | Деление слов на слоги. Деление слов на группы (классификация по разным основаниям). Работа над верной постановкой ударения в словах | |||
30 | Контрольный диктант по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое». | 1 | Итоговый | Письмо текста с изученными орфограммами под диктовку. Самоконтроль выполненной работы | Р: умение контролиро вать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структуриро вать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||
31 | Работа над ошибками. Рубрика «Проверь себя» | 1 | Коррекция | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Работа по вопросам из рубрики «Проверь себя» | |||
Слово в речевом общении (22 ч ) | |||||||
32 | Слово и его значение. Роль жеста в общении людей. | 1 | Фронтальный | Роль слова в речевом общении и роль жеста как «помощника» в общении и «предшественника» слова. Значение жестов, принятых у разных народов; уместность использования жестов в общении. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структуриро вать знания. К: контролировать действия партнёра | Сравнивать слова по значению и форме(синонимы, антонимы и др.) Находить в учебниках и других книгах необходимую информацию | |
33 | Устойчивые выражения (фразеологизмы) и их значения. | 1 | Фронтальный | ||||
34 | Звуко-буквенная модель слова и его значение. | 1 | Фронтальный Индивидуальный | Основные функции слова. Углубление знаний о структуре слова: зависимости значения слова от его звуко-буквенной формы. Звуковые повторы, звукопись. | |||
35 | Как «устроено» слово. Словарный диктант | 1 | Индивидуальный | Многообразие и обширность словарного состава языка. Слова с обобщающим значением, имена нарицательные, имена собственным. | |||
36 | Как возникают слова. | 1 | Фронтальный | Формирование интереса и внимательного отношения к значению слова, его происхождению. | |||
37 | «Говорящие» названия слов. Откуда пришло слово? Контрольное списывание. | 1 | Контроль усвоения изученного материала | Наблюдения за этимологией слов. Разбор слов по составу и анализ орфограмм в них. Краткий топонимический словарь; русская ономастика и ономастика России. | |||
38 | Богатство русского языка. Синонимы. | 1 | Текущий | Понятие «синонимы». Сочетаемость синонимов с другими словами. | Распознавать в тексте синонимы. | ||
39 | Употребление синонимов в тексте. | 1 | Фронтальный | Признаки синонимов. | |||
40 | Слово и его значение. Антонимы. | 1 | Фронтальный | Противопоставленность и взаимосвязанность значений антонимов, использование антонимов в речи | Распознавать в тексте антонимы. | ||
41 | Слово и его значение. Омонимы. К.р. по теме «Слово в речевом общении» | 1 | Контроль усвоения изученного материала | Роль омонимов в речи. Самостоятельная работа по заданиям. Самоконтроль выполненной работы | Р: умение контролиро вать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структуриро вать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова. | |
42 | Многозначные слова. | 1 | Текущий | Определение различий между омонимами и многозначными словами. Нахождение многозначных слов в тексте А. Пушкина ( из учебника). Самостоятельное нахождение учащимися общего компонента в значениях многозначного слова «хвост» с помощью рисунков: хвост — то, что расположено в конце чего-либо ( из учебника). | |||
43 | Слова с обобщающим значением. | 1 | Текущий | Отличия имен нарицательных, имен собственных; слов с обобщающим значением. Местоимения как слова-заместители других слов. | |||
44 | Обучающее сочинение «В магазине» | 1 | Текущий | ||||
45 | Замена собственных и нарицательных имён сущ. местоимениями | 1 | Текущий | Местоимения как слова-заместители других слов. Слова с обобщающим значением. | |||
46 | Словосочетание | 1 | Выявление отличий словосочетания от слова. Словосочетание как языковая единица. Основная функция словосочетания Составление словосочетаний с использованием данных слов. | Сравнивать слово, словосочетание, предложение на основе главной функции-быть средством выражения законченной мысли | |||
47 | Предложение. Обучающее изложение. | 1 | Текущий | Сравнение слова и предложения, составление предложений из слов, анализ предложений. Установление соответствия между предложениями и целью высказывания. Работа с учебным текстом. Анализ предложений, выбор верно составленного предложения. Чтение предложений с разной интонацией. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность. | Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения. | |
48 | Главные члены предложения | 1 | Текущий | Определение главных членов в предложениях (из учебника). Составление предложений из данных слов, определение в них главных членов. Составление устного текста-рассуждения при ответе на вопрос: «Почему не все из предложенных слов могут быть подлежащими?» Нахождение главных членов предложения и установление связи между ними с помощью вопроса. | Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связи между ними по вопросам. | ||
49 | Главные члены предложения | 1 | Текущий | Распространённые и нераспространенные предложения. Роль второстепенных членов. | |||
50 | Предложения с однородными членами | 1 | Текущий | Наблюдение за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Работа над смысловой емкостью предложений с однородными членами. Расстановка запятых при однородных членах. | Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. | ||
51 | Предложения с однородными членами | 1 | Текущий | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения. | |||
52 | Контрольный диктант по теме «Слово и его значение» | 1 | Итоговый | Диктант. Самопроверка работы. Выполнение заданий по тексту диктанта | |||
53 | Работа над ошибками. | 1 | Коррекция | Самостоятельная работа над ошибками.Взаимопроверка. | |||
Состав слова (16 ч ) | |||||||
54 | Состав слова. Корень слова. | 1 | Текущий | Чтение сообщения Самоварова и слов Совенка. Нахождение корня в родственных словах из скороговорки (из учебника). Нахождение приставки в словах из данных предложений и определение ее значения. Создание наглядно-образного представления о составе слова с помощью рисунка-схемы (упр. учебника). | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структурировать знания. К: контролировать действия партнёра. | Разбирать слова по составу. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем. | |
55 | Чередование согласных в корне слова. Однокоренные слова. | 1 | Текущий | Составление рассказа по рисунку с использованием опорных словосочетаний; проверка повторяемой орфограммы | Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. П: постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. К: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Находить в слове орфограмму, определять её тип, применять алгоритм для её проверки. Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами. | |
56 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | Текущий | Нахождение корня в родственных словах из скороговорки. Нахождение корня в родственных словах и дополнение групп однокоренных слов своими примерами. Работа с омонимичными корнями. Распределение слов в группы по общности корня. | |||
57 | Безударные гласные в корнях слов. | 1 | Текущий | Проверка безударных гласных в корне слова | |||
58 | Парные согласные звуки в корнях слов | 1 | Текущий | Правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова | |||
59 | Приставка. | 1 | Текущий | Нахождение приставки в словах из данных предложений и определение ее значения. Определение их значения. Образование слов с данными приставками. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структуриро вать знания. К: контролировать действия партнёра. | Объяснять написание основных приставок русского языка. Различать приставку и предлог. Объяснять значение приставки. | |
60 | Приставка. Правописание разделительного твёрдого знака. | 1 | Фронтальный | Приставка. Правописание приставок. | |||
61 | Приставка. Предлог. | 1 | Индивидуальный | Предлог. Различие приставок и предлогов. | |||
62 | Состав слова Суффикс. | 1 | Текущий | Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффикса. | |
63 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | Текущий | Чередование согласных в корне при составлении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами Наблюдение за использованием (ролью) суффиксов в именах собственных из русских народных сказок | |||
64 | Окончание | 1 | Фронтальный | Формировать умение выделять окончание слова. Познакомить с понятием нулевого окончания. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структуриро вать знания. К: контролировать действия партнёра. | Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания. | |
65 | Основа слова. | 1 | Фронтальный | Формировать умение выделять основу слова. Осмысление значения термина «основа слова» | |||
66 | Как образуются слова | 1 | Текущий | Сложные слова- слова с двумя корнями (ознакомление). | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структуриро вать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К: контролировать действия партнёра. | Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу. | |
67 | Сложные слова | 1 | Текущий | Наблюдение за образованием новых слов. Нахождение корней в сложных словах Проверка безударных гласных в корнях сложных слов малолетний, ледоход, водопад, телогрейка, землеройка, тяжеловес. Работа с безударными гласными в корне слова. | |||
68 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | Итоговый | Самостоятельная работа по заданиям. Письмо под диктовку. Самоконтроль выполненной работы | Р: умение контролиро вать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структуриро вать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||
69 | Работа над ошибками. Рубрика «Проверь себя» | 1 | Коррекция | Работа над ошибками. Ответы на вопросы (устно и письменно) рубрики «Проверь себя» | |||
Части речи (5 ч) | |||||||
70 | Группы слов - части речи | 1 | Текущий | Создание образного представления о грамматической системе языка. Нахождение слов разных частей речи в тексте. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность; налаживать межличностные отношения. | Определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам, правильно использовать их в речи. | |
71 | Определение частей речи с помощью вопросов. | 1 | Текущий | Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | |||
72 | Определение частей речи. | 1 | Текущий | ||||
73 | Роль слов разных частей речи в тексте. | 1 | Текущий | ||||
74 | Проверка знаний учащихся по теме «Части речи». Рубрика «Проверь себя» | 1 | Контроль усвоения изученного материала | Ответы на вопросы (устно и письменно) рубрики «Проверь себя» | |||
Имя существительное (35 ч) | |||||||
75 | Имя существительное. Повторяем, что знаем. | 1 | Фронтальный | Установление различия между бытовым и грамматическим пониманием предмета. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. П: постановка и формулирования проблемы. К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы мн. ч. при наличии вариантных окончаний. | |
76 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Фронтальный | Знакомство со сложными фамилиями, определение способа образования и первоначального значения каждой из них. Наблюдение за переходом имен нарицательных в имена собственные. Отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных. | |||
77 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Фронтальный | Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению. Подбор к неодушевленным именам существительным синонимов и антонимов | |||
78 | Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Индивидуальный | Сопоставление имен собственных и нарицательных, употребляемых Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных в рассказе. Актуализация знаний об олицетворении.в сочетаниях типа город Москва | |||
79 | Изложение «Лесной котёнок» | 1 | Итоговый | Запись текста по плану. Редактирование | |||
80 | Работа над ошибками | 1 | Коррекция | Работа над ошибками (коллективная). | |||
81 | Число имени существительного | 1 | Текущий | Имена существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе. Развивать умение изменять существительные по числам. Продолжать учить выполнять работу над ошибками. Совершенствовать умения определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам. | Употреблять имена существительные с Знать лексико-грамматическое значение категории числа имен существительных. существительные в составе словосочетаний и предложений Образовывать формы множественного числа | ||
82 | Изменение имён существительных по числам | 1 | Текущий | ||||
83 | Число имени существительного | 1 | Текущий | ||||
84 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Контроль усвоения изученного материала | Самостоятельная работа по заданиям. Письмо под диктовку. Самоконтроль выполненной работы | |||
85 | Работа над ошибками. Рубрика «Проверь себя» | 1 | Коррекция | Индивидуальная работа над ошибками. | |||
86 | Род имён существительных. | 1 | Текущий | Познакомить с приемами определения рода имен существительных. Определение рода имен существительных. Роль окончания в определении рода имени существительного Распределение слов с точки зрения их сочетаемости со словами он мой, она моя, оно мое. Согласование имен существительных с другими частями речи. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структуриро вать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К: понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос. | Определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи. Употреблять в речи существительные с «проблемным» определением рода. | |
87 | Употребление имён существительных разных родов. | 1 | Текущий | ||||
88 | Сочетание имён существительных с другими словами в предложении и словосочетании. | 1 | Текущий | ||||
89 | Творческая переменка. Обозначение рода имён существительных. Словарный диктант. | 1 | Индивидуальный | ||||
90 | Определение рода и числа имён существительных | 1 | Фронтальный | Совершенствовать умения определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам. | |||
91 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | Текущий | Разграничение случаев употребления мягкого знака: Разграничение случаев употребления мягкого знака: а) мягкий знак служит для указания на мягкость согласных; б) мягкий знак служит для указания на существительные женского рода | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. П: постановка и формулирования проблемы. К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | Сопоставлять написание существительных ж. р. и м. р., оканчивающихся на шипящие. | |
92 | Разные функции мягкого знака (Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и как обозначение сущ. женского рода). | 1 | Текущий | ||||
93 | Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода. | 1 | Индивидуальный | Углубить знания о функциях мягкого знака: показатель мягкости, разделительный знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль). | |||
94 | Изменение имен существительных по падежам (склонение) | 1 | Текущий | Понятия склонение и падеж. Название падежей, этимология этих терминов. Запоминание алгоритма определения падежа. | Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. П: постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. К: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Называть падежи имён существительных по порядку, вопросы падежей. Изменять существительные по падежам. Определять падеж существительных по алгоритму. | |
95 | Склонение имён существительных | 1 | Текущий | Определение роли окончания при изменении имен существительных по падежам. Наблюдение за ролью слов-«помощников» и предлогов в определении падежа | |||
96 | Именительный падеж | 1 | Текущий | Определение имени существительного в именительном падеже. Роль имени существительного в именительном падеже в предложении. | |||
97 | Родительный падеж | 1 | Текущий | Нахождение в предложении имен существительных в родительном падеже по вопросам. Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже. | |||
98 | Определение падежа имён существительных. | 1 | Фронтальный | Алгоритм определения падежей. | |||
99 | Дательный падеж | 1 | Текущий | Существительные в дательном падеже в тексте. Значение имен существительных в дательном падеже. | |||
100 | Винительный падеж | 1 | Текущий | Определение винительный падежа имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции, которую они выполняют. | |||
101 | Творительный падеж | 1 | Текущий | Вопросы творительного падежа. Определение творительного падежа имен существительных по вопросам и предлогам. Окончания имен существительных в творительном падеже. | |||
102 | Творческая переменка. Формирование умения определять падеж имён существительных. | 1 | Фронтальный | Систематизировать знания о склонении имен существительных. | |||
103 | Предложный падеж | 1 | Текущий | Вопросы предложного падежа. Определение предложного падежа имен существительных по вопросам и предлогам. Вопросы предложного падежа. Определение | |||
104 | Нахождение имён существительных в предложном падеже. | 1 | Фронтальный | Значение имён существительных в предложном падеже | |||
105 | Формирование умения определять падеж имён существительных. Изложение | 1 | Индивидуальный | Падеж имени существительного и его окончание | |||
106 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Индивидуальный | Род, число, падеж имени существительного. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | Разбирать имя существительное как часть речи: называть н. ф., определять собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж. | |
107 | Определение падежей имён существительных. | 1 | Индивидуальный | Формировать умение определять падеж имени существительного и его окончание; развивать культуру речи при образовании падежных форм имен существительных. | |||
108 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Контроль усвоения изученного материала | Проверить уровень усвоения знаний по теме | Р: умение контролиро вать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структуриро вать знания. | |||
109 | Работа над ошибками. Рубрика «Проверь себя» | 1 | Коррекция | Коллективная и индивидуальная работа над ошибками | К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||
Местоимение (3 ч) | |||||||
110 | Местоимение. | 1 | Текущий | Отличия имен нарицательных, имен собственных; слов с обобщающим значением. Местоимения как слова-заместители других слов. Замещающая функция местоимения. Склонение. Замена повторяющихся имен существительных личными местоимениями. Правописание местоимений с предлогами | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структуриро вать знания; умение осознано и произволь но строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Сравнивать по значению и по функции существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения. | |
111 | Личные местоимения | 1 | Текущий | ||||
112 | Роль местоимений в предложении. | 1 | Индивидуальный | Формировать умение верно использовать местоимения в речи; видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений. | К: контролировать действия партнёра. | ||
Глагол (31 ч) | |||||||
113 | Глагол как часть речи. | 1 | Текущий | Глагол как части речи. Группы глаголов по значению. | Р: умение учиться и способность к организа ции своей деятельности. П: умение структуриро вать знания. К: контролировать действия партнёра. | Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков. | |
114 | Роль глаголов в речи. | 1 | Текущий | Роль глаголов в речи. Совершенствовать умение разбирать предложения по членам. | |||
115 | Происхождение слова «глагол». Сочинение по рисункам и опорным словам. | 1 | Индивидуальный | Этимология термина «глагол». Прием олицетворения при написании текстов. | |||
116 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Текущий | Изменение глаголов по временам с помощью вопросов. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятель ное создание способов решения проблем творческого и поиско вого характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совмест ную деятельность; налаживать межличност ные отношения. | Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени. | |
117 | Упражнения в определении времени глагола. | 1 | Текущий | Поиск глаголов в тексте, выписывание их с указанием вопросов и времени каждого глагола. Наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах, составление предложений на заданную тему с глаголами, стоящими в определенной временной форме. | |||
118 | Упражнение в изменении глаголов по временам. Контрольное списывание. | 1 | Контроль усвоения изученного материала | ||||
119 | Глаголы настоящего времени. | 1 | Текущий | Образование формы глаголов настоящего времени по образцу. Изменение глаголов в настоящем времени. Выделение окончания глаголов. | |||
120 | Употребление глаголов в настоящем времени. | 1 | Текущий | ||||
121 | Глаголы прошедшего времени. | 1 | Текущий | Суффикс глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам. Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | |||
122 | Употребление глаголов в прошедшем времени. | 1 | Текущий | ||||
123 | Глаголы будущего времени | 1 | Текущий | Изменение текста, связанное с изменением временной формы глаголов в нем. | |||
124 | Употребление глаголов в будущем времени | 1 | Текущий | Будущее время глагола | |||
125 | Образование форм глаголов в будущем времени. | 1 | Текущий | Форма будущего времени | |||
126 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Текущий | Нахождение орфограммы «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме». Умение отличать глаголы в неопределенной форме от омонимичных имен существительных. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структуриро вать знания. К: контролировать действия партнёра. | Писать Ь знак после Ч в глаголах неопределённой формы. Учиться составлять рассказ по картине. | |
127 | Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме. | 1 | Текущий | ||||
128 | Суффиксы глаголов неопределённой формы. | 1 | Текущий | ||||
129 | Закрепление знаний о временных формах глагола | 1 | Фронтальный | Алгоритм морфологического анализа части речи глагол | |||
130 | Контрольный диктант по теме «Изменение глаголов по временам» | 1 | Контроль усвоения изученного материала | Самостоятельная работа по заданиям. Письмо под диктовку. Самоконтроль выполненной работы | |||
131 | Изменение глаголов по числам. | 1 | Текущий | Грамматическая природа изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структурировать знания. К: контролировать действия партнёра. | Наблюдать за изменениями глаголов по числам. | |
132 | Упражнение в изменении глаголов по числам | 1 | Текущий | Определение числа и времени глаголов в предложениях. Безударные окончания глаголов. | |||
133 | Творческая переменка. Работа с текстом. | 1 | Индивидуальный | Составление рассказов по картинкам. | |||
134 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени | 1 | Родовые окончания глаголов в прошедшем времени в единственном числе Суффикс глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов в прошедшем времени. Самостоятельное составление предложений из групп слов. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. П: постановка и формулирования проблемы. К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения терминов). | ||
135 | Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант. | 1 | Текущий | ||||
136 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени ед.ч. | 1 | Текущий | ||||
137 | Упражнение в определении времён глагола. | 1 | Текущий | ||||
138 | «Не» с глаголами. | 1 | Текущий | Выявление значения частицы не. Наблюдение за ролью частицы не в пословицах и в загадках. | Р: умение учиться и способность к организа ции своей деятельности. | Писать раздельно НЕ с глаголами. | |
139 | Роль частицы «не» и правила её написания с глаголами. | 1 | Текущий | Исправление ошибок в написании частицы не. Исправление содержания текста путем добавления частицы не там, где это необходимо. | П: умение структуриро вать знания. К: контролировать действия партнёра. | ||
140 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Текущий | Делать разбор глагола как части речи. Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | Определять грамматические признаки глаголов (время, число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устной и письменной речи. | |
141 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | Фронтальный | Систематизация знаний детей о глаголе по плану, предложенному Самоваровым. | Р: умение контролиро вать процесс и резуль таты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структуриро вать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||
142 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | Итоговый | Проверить уровень усвоения знаний по теме | |||
143 | Работа над ошибками. Рубрика «Проверь себя». | 1 | Корекция | Коллективная и индивидуальная работа над ошибками | |||
Имя прилагательное (18 ч) | |||||||
144 | Имя прилагательное. | 1 | Текущий | Имя прилагательное как часть речи. Классификация имен прилагательных по значению. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | Находить имена прилагательные на основе их значения и грамматических признаков. | |
145 | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | Текущий | Словосочетания с именем прилагательным | |||
146 | Роль имён прилагательных в речи. Словесное творчество. | 1 | Фронтальный | Определение типа текстов, в которых наиболее часто используются имена прилагательные. | |||
147 | Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. | 1 | Текущий | ||||
148 | Имена прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | Текущий | ||||
149 | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | Текущий | Алгоритм определения рода, числа, падежа имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи. Согласованность имён прилагательных с именами существительным | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятель ное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совмест ную деятельность; налаживать межличност ные отношения. | Применять алгоритм написания безударных окончаний прилагательных. Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Анализировать роль имён прилагательных в художественных текстах. | |
150 | Зависимость имени прилагательного от имени существительного. Упражнение в определении рода имени прилагательного. | 1 | Текущий | ||||
151 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | Текущий | ||||
152 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | Текущий | Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. | Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. | ||
153 | Склонение имён прилагательных. | Текущий | П: постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. | Использовать прилагательные в собственной устной и письменной речи | |||
154 | Упражнение в определении падежей имён прилагательных. | Текущий | К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | ||||
155 | Написание безударных окончаний имён прилагательных. | Текущий | Формирование умения орфографически верно записывать безударные окончания имен прилагательных. | ||||
156 | Упражнение в определении рода, числа и падежа имени прилагательного. | Текущий | |||||
157 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Индивидуальный | Чтение «Узелков на память» Знакомство с последовательностью разбора имени прилагательного как части речи — чтение сообщения Самоварова Устный и письменный разбор имен прилагательных по предложенной схеме. Исправление ошибок в разборе имен прилагательных | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. | ||
158 | Сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний. | индивидуальный | Сочинение-описание. | ||||
159 | Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | Индивидуальный | Написание изложения по плану. | ||||
160 | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное». | Контроль усвоения изученного материала | Самостоятельная работа по заданиям. Письмо под диктовку. Самоконтроль выполненной работы Коллективная работа над ошибками, допущенными в диктанте. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структуриро вать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | |||
161 | Работа над ошибками. Рубрика «Проверь себя» | Коррекция | |||||
Повторение (9 ч) | |||||||
162 | Слова. Предложения. Текст. | Текущий | Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи — слова, предложения, текста. Работа над основными особенностями текста и предложения: отличие текста от предложения; тема и главная мысль текста; заглавие текста; типы текстов по сфере употребления: научные и художественны; типы предложений по цели высказывания и по интонации. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | |||
163 | Слова с обобщающим значением | Текущий | |||||
164 | Итоговый контрольный диктант | Итоговый | |||||
165 | Научные и художественные тексты. | Текущий | |||||
166 | Части речи. | Текущий | |||||
167 | Правила орфографии. | Текущий | |||||
168 | Морфологический разбор частей речи | Текущий | |||||
169 | Фразеологизмы | Текущий | |||||
170 | Итоговое повторение за курс 3 класса | Текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое планирование по русскому языку для 2 класса по программе Школа 2100
Развёрнутое планиерование по русскому языку по программе "Школа 2100" ( авт учебников Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева )...
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Пояснительная записка по русскому языку 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.
УМК "Перспектива"...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Методическое пособие "Обучение грамоте" 1 класс Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной
Конспекты уроков по "Обучению грамоте" 1 класс...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...