Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа составлена по русскому языку 4 класс УМК Гармония.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе 165 ч. (5 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина. Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Поскольку БУП 2010 года предполагает преподавание предмета в 4 классе в количестве 4 часов в неделю, была проведена корректировка программы: 136 часов (4 часа в неделю).
Актуальность изучения учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь, является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Значимость предмета «Русский язык» для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка, для становления его познавательной активности, умения читать, слушать, говорить и писать определяется сущностью языка, его ролью в жизни общества и теми потенциальными возможностями, которыми он располагает для формирования личности. Общая характеристика учебного предмета.
Цели и задачи курса.
В системе предметов общеобразовательной школы курс « Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
•овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, и тексты-повествования небольшого объёма;
•воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Концептуальными положениями курса являются:
1.Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование уважения к языку и к себе как его носителю, а потому – сознательного отношения к своей речи.
2. Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
3. Направленность обучения на развитие не только лингвистического мышления детей, но их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.
4. Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением по модели «Гармония», данный курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс.
Важнейшей особенностью курса, предоставленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им.
В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст.
В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык».
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения, восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное, умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку.
Класс –4
Учитель – Александрина Т. А.
Количество часов
Всего – 136ч.; в неделю – 4ч.
Плановых контрольных уроков – 5ч, зачетов ____, тестов ____ч.;
Административных контрольных уроков – 3ч.
Планирование составлено на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта начального образования. Данное планирование ориентировано на обучающихся 4 класса и реализуется на основе следующих документов: программа «Гармония» автор: М.С.Соловейчик.
Учебник – Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса: в 2 ч. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
Табличное представление
учебно-тематического планирования
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | Дата | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||||
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Повторение известного о словах | (16ч.) (6ч.) | |||||
1.1. | Повторение способов действия, необходимых при решении орфографических задач. | 1 | 1 | 10мин | |||
1.2. | Повторение основных грамматических понятий. | 1 | 1 | 10мин | |||
1.3. | Систематизация освоения орфографических правил. | 10 мин | |||||
1.4. | Повторение изученного о частях речи. | 1 | 1 | 10мин | |||
1.5. | Речь. Ее виды. | 1 | 1 | 15мин | |||
1.6. | Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению | 1 | 1 | 15мин | |||
2. | Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора | (5ч.) | |||||
2.1 | Грамматическое значение слов. | 1 | 1 | 15мин | |||
2.2. | Звукобуквенный разбор слова. Словарный диктант. | 1 | 1 | 15мин | |||
2.3. | Строение слова и его значение. | 1 | 1 | 15мин | |||
2.4. | Распознавание слов по частям речи. | 1 | 1 | 15мин | |||
2.5. | Повторение изученного о глаголе. Упражнение в выполнении различных грамматических действий. | 1 | 1 | 15мин | |||
3. | Совершенствование грамматических и орфографических умений | (3ч.) | |||||
3.1. | Орфографические умения как правильные орфографические действия. | 1 | 1 | 20мин | |||
3.2. | Контрольная работа по итогам повторения. | 1 | 1 | 40 мин. | |||
3.3. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | 1 | 15мин | |||
4. | Учимся передавать рассказы других и говорить о себе. | (2ч.) | |||||
4.1. | Обучение изложению от другого лица. | 1 | 1 | 15мин | |||
4.2. | Написание воспоминаний «Летние встречи». | 1 | 1 | 15мин | |||
Итого: | 16ч. | 13 | 2 | 1 | 4 ч. | ||
5. | Словосочетания Понятие «Словосочетание» | (11ч.) (5ч.) | |||||
5.1. | Знакомство с понятием «словосочетание». Словарный диктант. | 1 | 1 | 15мин | |||
5.2. | Уточнение сведений о словосочетании и обучение записи словосочетаний. | 1 | 1 | 15мин | |||
5.3. | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами. | 1 | 1 | 15мин | |||
5.4. | Составление словосочетаний и вычленение их из предложений | 1 | 1 | 15мин | |||
5.5. | Входная контрольная работа. Вводный мониторинг. | 1 | 1 | 40 мин. | |||
6. | Наблюдение за связями слов в словосочетаниях | (6ч.) | |||||
6.1. | Анализ контрольной работы. Связь имени существительного с именем прилагательным; работа над построением словосочетаний. Связь имени существительного с именем прилагательным; написание родовых окончаний | 1 | 1
| 30мин | |||
6.2. | Подчинение имени существительного глаголу | 1 | 1 | 15мин | |||
6.3. | Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. Определение падежей. | 1 | 1 | 15мин | |||
6.4. | Закрепление изученного о словосочетании, решение разных орфографических задач | 1 | 1 | 15мин | |||
6.5. | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»1 | 1 | 1 | ||||
6.6. | Работа над ошибками. Обучение выбору падежной формы имени существительного. Словарный диктант. | 1 | 1 | 15мин | |||
Итого: | 11ч. | 9 | 1 | 1 | 3 ч 10 мин | ||
7. | Наречие (Представляем еще одну часть речи) | (5ч.) | |||||
7.1. | Знакомство с особенностями наречия как части речи | 1 | 1 | 15мин | |||
7.2. | Правописание наречий | 1 | 1 | 15мин | |||
7.3. | Закрепление правописания наречий, построения объяснений, как куда-то пройти | 1 | 1 | 15мин | |||
7.4. | Обучающее изложение с изменением лица рассказчика | 1 | 1 | 20 мин. | |||
7.5. | Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии | 1 | 1 | 15мин | |||
Итого: | 5ч. | 4 | 1 | 1 ч 20 мин | |||
8. | Проверь себя | (2ч.) | |||||
8.1. | Подготовка к контрольной работе | 1 | 1 | 20мин | |||
8.2. | Контрольная работа за I четверть | 1 | 1 | 40 мин. | |||
Итого: | 2ч. | 1 | 1 | 60мин | |||
9. | Пишем объявления | (2ч.) | |||||
9.1.-9.2. | Работа над ошибками. Пишем объявления | 2 | 2 | 30мин | |||
Итого: | 2ч. | 2 | 30мин | ||||
Итого за I четверть: | 36ч. | 29 | 4 | 3 | 10 ч. | ||
10. | Имена существительные и имена прилагательные | (25ч.) | |||||
10.1 | Повторение изученного об именах существительных | 1 | 1 | 15мин | |||
10.2 | Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения | 1 | 1 | 15мин | |||
10.3. | Формирование умения определять склонение в именах существительных | 1 | 1 | 15мин | |||
10.4. | Дополнение памятки анализа имени существительного новыми сведениями | 1 | 1 | 15мин | |||
10.5. | Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных | 1 | 1 | 15мин | |||
10.6. | Изложение повествовательного текста | 1 | 1 | 20 мин. | |||
10.7. | Работа над ошибками. Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных | 1 | 1 | 15мин | |||
10.8.-10.9. | Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных. Словарный диктант | 2 | 2 | 30мин | |||
10.10. | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного | 1 | 1 | 15мин | |||
10.11. | Освоение способа определения безударных окончаний имен прилагательных | 1 | 1 | 15мин | |||
10.12. | Изложение: обучение художественной речи | 1 | 1 | 20 мин. | |||
10.13. | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | 1 | 20 мин. | |||
10.14. | Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе | 1 | 1 | 15мин | |||
10.15. | Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных; обучение пользованию словарем | 1 | 1 | 15мин | |||
10.16-10.17. | Закрепление изученных вопросов правописания. Проверочная работа. Словарный диктант | 2 | 1 | 1 | 30мин | ||
10.18-10.19. | Работа над ошибками в образовании различных форм имен существительных | 2 | 2 | 30мин | |||
10.20-10.21. | Итоговая контрольная работа за I полугодие. Анализ ошибок контрольной работы. Словарный диктант | 2 | 1 | 1 | 20 мин. | ||
10.22. | Написание изложения на основе сказочного текста | 1 | 1 | 20 мин. | |||
10.23. | Создание словесных этюдов. | 1 | 1 | 15 мин. | |||
10.24. | Написание изложения на основе делового текста | 1 | 1 | 20 мин. | |||
10.25. | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных | 1 | 1 | 15мин | |||
Итого: | 25ч. | 18 | 6 | 1 | 6ч 30мин | ||
Итого за II четверть: | 25ч. | 18 | 6 | 1 | 6ч30 мин. | ||
11. | Части речи: что мы о них знаем? | (12ч.) | |||||
11.1 | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных | 1 | 1 | 15мин | |||
11.2 | Выборочное изложение(обучающее) | 1 | 1 | 15 мин. | |||
11.3 | Количественные числительные и их изменение по падежам | 1 | 1 | 15мин | |||
11.4.-11.5. | Сложные числительные и особенности их изменения. Словарный диктант | 2 | 2 | 30мин | |||
11.6. | Употребление имен числительных в речи. Совершенствование орфографических умений | 1 | 1 | 15мин | |||
11.7. | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление личных местоимений | 1 | 1 | 15мин | |||
11.8. | Написание и употребление местоимений. Словарный диктант | 1 | 1 | 15мин | |||
11.9-11.10. | Совершенствование умения находить неопределенную форму глагола. Самостоятельная работа | 2 | 1 | 1 | 30мин | ||
11.11-11.12. | Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания | 2 | 2 | 30мин | |||
Итого: | 12ч. | 10 | 2 | 3ч | |||
12. | Личные окончания глаголов | (17ч.) | |||||
12.1. | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима» | 1 | 1 | 20 мин. | |||
12.2. | Введение понятия «спряжение». Открытие двух спряжений глаголов | 1 | 1 | 15мин | |||
12.3. | «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний глаголов | 1 | 1 | 15мин | |||
12.4. | Закрепление основных глагольных орфограмм. Словарный диктант | 1 | 1 | 15мин | |||
12.5. | Определение спряжения по ударным окончаниям; решение освоенных орфографических задач | 1 | 1 | 15мин | |||
12.6. | Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глаголов с безударным окончанием | 1 | 1 | 15мин | |||
12.7. | Постановка алгоритма определения спряжения глаголов по его неопределенной форме | 1 | 1 | 15мин | |||
12.8. | Знакомство с одиннадцатью глаголами-исключениями и освоение действий по определению спряжения глаголов | 1 | 1 | 15мин | |||
12.9. | Освоение действий по определению спряжения глаголов | 1 | 1 | 15мин | |||
12.10. | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов | 1 | 1 | 15мин | |||
12.11. | Дополняем памятки анализа глагола сведениями о спряжении. Словарный диктант | 1 | 1 | 30мин | |||
12.12.-12.13. | Совершенствование комплекса формируемых умений | 2 | 2 | 30мин | |||
12.14. | Подробное изложение: обучение деловому повествованию | 1
| 1 | 20 мин. | |||
12.15. | Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений | 1 | 1 | 15мин | |||
12.16. | Контрольный диктант по теме «Глагольные окончания» | 1 | 1 | 25 мин. | |||
12.17. | Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений | 1 | 1 | 15мин | |||
Итого: | 17ч. | 14 | 2 | 1 | 4ч55мин | ||
13. | Новое о строении предложений | (10ч.) | |||||
13.1 | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | 1 | 1 | 15мин | |||
13.2 | Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 1 | 15мин | |||
13.3. | Обучение выбору союза. Построение предложений с однородными членами | 1 | 1 | 15мин | |||
13.4 | Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами | 1 | 1 | 15мин | |||
13.5. | Использование в речи предложений с однородными членами | 1 | 1 | 15мин | |||
13.6. | Общее знакомство со сложными предложениями | 1 | 1 | 15мин | |||
13.7-13.8. | Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами | 2 | 2 | 30мин | |||
13.9. | Итоговая контрольная работа за III четверть | 1 | 1 | 20 мин. | |||
13.10. | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала | 1 | 1 | 15мин | |||
Итого: | 10ч. | 9 | 1 | 2ч35мин | |||
14. | Учимся рассуждать | (6ч.) | |||||
14.1 | Знакомство с построением рассуждений. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления | 1 | 1 | 15мин | |||
14.2. | Обучение написанию объяснительной записки | 1 | 1 | 15мин | |||
14.3. | Письменный пересказ текста-рассуждения | 1 | 1 | 20 мин. | |||
Итого за III четверть: | 42ч. | 35 | 5 | 2 | 11ч20мин | ||
14.4. | Конструирование текста-рассуждения | 1 | 1 | 15мин | |||
14.5. | Обучающее изложение | 1 | 1 | 20 мин. | |||
14.6. | Работа над ошибками | 1 | 1 | 15мин | |||
Итого: | 6ч. | 4 | 2 | 1ч.40мин | |||
15. | И снова о главном работнике в языке - слове | (30ч.) | |||||
15.1 | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова. О словах, которые выходят из употребления | 1 | 1 | 15мин | |||
15.2. | Объяснение происхождения некоторых слов | 1 | 1 | 15мин | |||
15.3. | Правильное употребление слов. Сжатое изложение | 1 | 1 | 15 мин. | |||
15.4. | Об использовании слов в речи. Совершенствование умения пользоваться толковым словарем | 1 | 1 | 15мин | |||
15.5. | Синонимы и антонимы; выбор точного слова. Словарный диктант | 1 | 1 | 15мин | |||
15.6. | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | 1 | 1 | 20 мин. | |||
15.7. | Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне. История слова и непроверяемые безударные гласные в корне | 1 | 1 | 15мин | |||
15.8. | Рассказываем истории некоторых выражений. Слово с разных точек зрения | 1 | 1 | 15мин | |||
15.9-15.10. | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора | 2 | 1 | 1 | 30мин | ||
15.11. | Систематизация умений для грамотного письма. Словарный диктант | 1 | 1 | 15мин | |||
15.12. | Контрольная работа по итогам года | 1 | 1 | 35 мин. | |||
15.13. | Анализ ошибок в контрольной работе. Совершенствование комплекса орфографических умений | 1 | 1 | 15мин | |||
15.14. | Обучение выполнению текстового задания, культура речи: повторение и обобщение | 1 | 1 | 15мин | |||
15.15. | Наблюдение за способами связи предложений в тексте. Словарный диктант | 1 | 1 | 15мин | |||
15.16-15.17. | Обучение связи предложений в тексте | 2 | 1 | 1 | 15мин | ||
15.18. | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, рассуждения | 1 | 1 | 15мин | |||
15.19. | Подробное изложение: обучение построению рассказа | 1 | 1 | 30 мин. | |||
15.20. | Создание текста-объяснения | 1 | 1 | 10 мин. | |||
15.21. | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | 1 | 1 | 30 мин. | |||
15.22. | Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений | 1 | 1 | 20мин | |||
15.23. | Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов, сочинений-сказок | 1 | 1 | 15мин | |||
15.24. | Написание сочинений-рассуждений | 1 | 1 | 20 мин. | |||
15.25. | Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков | 1 | 1 | 15 мин. | |||
15.26. | Написание письма учителю. Словарный диктант | 1 | 1 | 20 мин. | |||
15.27. | Повторение пройденного материала по теме «Предложение» | 1 | 1 | 20мин | |||
15.28. | Повторение пройденного материала по фонетике | 1 | 1 | 25мин | |||
15.29. | Повторение пройденного материала по теме «Состав слова» | 1 | 1 | 20мин | |||
15.30. | Повторение пройденного материала по теме «Части речи» | 1 | 1 | 15мин | |||
Итого: | 30ч. | 20 | 8 | 2 | 8ч40мин | ||
Итого за IV четверть: | 33ч. | 22 | 9 | 2 | 9ч30мин | ||
Итого за год: | 136ч. | 104 | 24 | 8 | 37ч20 мин |
Содержание курса.
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Состав слова.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимическими корнями. | Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его. Различать родственные слова и формы слова. Различать изменяемые и неизменяемые слова в предложении. Контролировать правильность объединения слов в группу, обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). |
Синтаксис.
Связь слов в предложении. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании Продолжать ряд однородных членов предложения. Сравнивать простые и сложные предложения. |
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: •сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; •сочетания ЧК-чн, чт, щн; •перенос слов; •прописная буква в начале предложения, именах собственных; •проверяемые безударные гласные в корне слова; •парные звонкие и глухие согласные в корне слова; •непроизносимые согласные; •непроверяемые гласные и согласные в корне слова ( на ограниченном перечне слов); •гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; •разделительный ъ и ь; •мягкий знак после шипящих в конце имен существительных; •безударные падежные окончания имен существительных ( кроме существительных на –мя, -ий •-ья, -ье, -ия, -ов, -ин); •безударные окончания имен прилагательных; •раздельное написание предлогов с личными местоимениями ; •не с глаголами; •мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го спряжения единственного числа(пишешь, учишь) •мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; •безударные личные окончания глаголов; •раздельное написание предлогов со словами; •знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; •знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм: письмо с пропуском определённых орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. |
Развитие речи.
Практическое овладение монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте Последовательность частей текста( абзацев) .Комплексная работа над структурой текста(озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста(абзацев). План текста, составление планов к текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и изложений, сочинений: (без заучивания определения) изложения подробные и выборочные , изложения с элементами сочинения; сочинения- повествования, сочинения-описания, сочинения- рассуждения | Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений. Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана. Сравнивать между собой разные типы текстов. Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность. Составлять рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать их. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. |
Морфология
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное. Различие падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение склонений имен существительных(1,2 и 3-е склонение). Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на – ий, - ья, - ов, - ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Слово как часть речи Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Личные местоимения как слова - указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов. Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи. Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Изменение глагола по числам, временам, в прошедшем времени по родам. Неопределенная форма глагола. Имя существительное и имя прилагательные. Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам. Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Падежи имен существительных. Правописание ь на конце имен существительных. Зависимость имени прилагательного от имени существительного. Личные местоимения, как замена имени существительного в тексте. Значение местоимений 1, 2, 3-го лица, образование и написание личных местоимений с предлогами. Имя числительное как часть речи, назначение и особенности изменения, основные требования культуры речи. . | Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имен существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, времени, спряжениям). Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен существительных слово с заданными характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданных имен существительных ( к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет). Сравнивать имена существительные : находить лишнее имя существительное( не имеющее каких либо грамматических признаков, общих с другими существительными). Подбирать максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний « имя существительное + имя прилагательное». Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений . Трансформировать текст, изменяя время глагола. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II спряжение глаголов». Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся
по данной программе по русскому языку
В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»
У выпускника будут сформированы:
представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность для формирования:
понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты освоения программы
овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.
Перечень учебно-методического обеспечения.
•Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 2 ч. - Смоленск: «Ассоциация XXI век» 2007 и послед.
•Соловейчик М.С., Кузьменко Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 3 частях. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 и послед.
•Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.
Список литературы.
•Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. – 2011 и послед.
•Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 4 класс. 2008г.
. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Кубасова О.В., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс Программа "Гармония"
В 2012-13 году я работала по программе "Гармония".Класс учится по стандартам 2004г, поэтому в данном материале отсутствуют модули....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...
Рабочая программа по русскому языку программа "Гармония" 4 класс
Рабочая прграмма с тематическим планированием, целями и задачами курса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Гармония"
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" ФГОС...