конспект урока по теме "Что такое глагол?", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Галина Михайловна Серяева

конспект урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Что такое глагол? 2 класс      

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы ведения урока: деятельностный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.

Предметные задачи урока:

  • научить распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
  • обосновывать правильность отнесения слова к глаголу;
  •  выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания;

Метапредметные задачи урока:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; 
  • извлекать информацию из учебного текста;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  •  применять сделанные выводы на практике;

Личностные задачи урока:

  • вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнерам;
  • выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения, участвовать в диалоге

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- определять глаголы в речи;

- составлять предложения с глаголами;

- выяснять значение глаголов в речи;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Оборудование

Компьютер,  мультимедийный проектор, карточки для работы в парах

                                             

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1.

Самоопределе ние к деятельности.   /2 мин/

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

-Погладьте себя по голове

-Обнимите себя

 -Пожмите соседу руку

-Улыбнитесь друг другу

-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

 -Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

Учитель предлагает занять свои рабочие места.

- Займите, пожалуйста, свои места.

-Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

-А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном, узнать что то новое, необычное

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?

 -Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока,

ведь с малой удачи начинается большой успех

Личностные УУД:

самоопределение

2.

Актуализация знаний .

/5 мин./

-Откройте тетради, запишите число,  классная работа.

Начнем наш урок с минутки чистописания.

Посмотрите пожалуйста на экран.

- Прочитаем слова.

-Какое задание вы можете предложить?

- Попробуйте данные слова разделить на группы и объяснить, по какому признаку вы провели классификацию.

 ( На партах лежат карточки с теми же словами.)

Художник               Байкал

Марина                   белка

Остров                    зима

Волга        синица

деревья        дети

- Проверим, что у вас получилось.

Сверка результатов по слайдам.

Одушевленные:  Неодушевленные:

Классификация слов по признаку имена собственные и нарицательные существительные

Собственные              Нарицательные             

Классификация слов по признаку: существительные единственного и множественного числа:

Единственное число             Множественное число  

- Как определили, что эти слова – существительные?

  - Что вы знаете об имени существительном?  

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие бывают существительные?

Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

3.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

/5 мин/

Побуждает к осознанию темы и цели урока. 

Постановка темы и целей урока.

 Запишите  правильно предложение, исправьте ошибки, если есть.(один ученик у доски)

таютсугробы.

Обозначьте части речи

- Слово тают можно назвать существительным? Почему?

- А какая это часть речи?

-Как вы догадались?

Так какая же тема нашего урока?  Ответы детей (Глаголы.)
- Какую вы, думаете, какая цель нашего урока?
(Цель: узнать, что такое глагол; на какие вопросы они отвечает и что  обозначает?)

- Ребята, как вы думаете можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов? (Ответы детей)

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

4

« Открытие» детьми нового знания.

/9 мин./

1. Организует деятельность.

- Сейчас, я прочитаю вам  грамматическую  сказку.

«Жили-были Имена существительные в волшебной стране частей речи. Плохо им жилось, скучно. Трава, кот, машина. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Трава стала расти, колыхаться, зеленеть расти и пахнуть. Кот – бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Да просто пришли Глаголы. Они не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что-то делать».

-Зачем же нам нужны глаголы? (Ответы детей)

-А можно ли по глаголам определить, что это за предмет? (Ответы детей)

Я вам предлагаю поиграть в игру, где вы должны по действиям определит,ь что это за предмет..

Летает, порхает, кружится …

Растёт, цветёт, пахнет …

Шипит, ползает, извивается …

- Сделаем вывод: Глагол- это …., обозначает ….

-А вы, знаете почему у этой части речи такое название? (ответы детей)

-Хотите узнать?

Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

 Давайте попробуем начать заполнять второго снеговика с помощью этого текста..

-Как вы думаете, мы правы?

Сравните наши предположения с правилом в учебнике стр 68.

Обратите внимание, какие разные вопросы задают к глаголам? Предположите, для чего столько вопросов?

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

5.

Первичное закрепление с проговарива-

нием.

/5 мин./

1.Работа по закреплению нового знания.

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

Как   распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм.

Что такое алгоритм? (Порядок действий))

- Сейчас мы его составим.

/Работа в парах/

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, пронумеруйте в нужном порядке.

 (Справа на доске)

       1. Поставить к слову вопрос

      2. Узнать, что оно обозначает

3.Определить часть речи

Проверка. ( на слайде)

Работа по учебнику

 - Теперь, ребята, я думаю,  вы легко справитесь с упражнением в учебнике  

(стр.69, упр.118)

-Как называется данное произведение?

-Кто автор?

- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?

- Какие слова он перепутал?

-Давайте восстановим справедливость, запишем стихотворение в тетрадь правильно;

1столбик - девочки;

2столбик – 2 мальчики.

Проверка.

Молодцы!!

-Что такое глагол? (Ответ детей)

-На какие вопросы отвечает? (Ответ детей)

Что обозначает глагол? (Ответ детей)

У каждого из вас имеется карточка.

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:  в верхнем углу карточки вы видите круг.

Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах.

 Жёлтым цветом – если сомневаетесь.

Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму.  Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.

Наступила весна. Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки.

 -Выпишите (подчеркни) из текста глаголы.

- Поменяйтесь карточками.

Ответы к заданию  на экране.

- Если  нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – красным.

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

Итак, ребята, мы научились находить глаголы в тексте?

Молодцы!

-Повторить алгоритм (повторяем все вместе)

КоммуникативныеУУД:

Умение выражать свои мысли;

 Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом умножения;

6.

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

/3 мин./

Регулятивные УУД:

Прогнозирование;

Самоконтроль;

Коррекция;

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество;

7.

Физминутка    

1 мин

- Раз мы сегодня с вами сделали новое открытие о том, что глагол обозначает действие предмета, попробуем это проверить на практике. Я буду вам называть глаголы, а вы выполнять действия.

Учитель называет глаголы: бегать, летать, спать, сидеть, зажмуриться, прыгать и пр.

Дети выполняют движения

8.

Включение нового  в систему знаний и повторения.    

/7 мин./

Индивидуальная работа с последующей проверкой в группе и самопроверкой по образцу.

Собака громко лает. Солнце светит ярко. Даша играет на скрипке.

 -Какие это предложения? (Ответ детей)

Подчеркните грамматическую основу первого предложения.

Какой вывод сделаете?

В предложении глагол является сказуемым.

Запишите

- Молодцы!

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.

Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

/ 3 мин./

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- С кокой частью речи познакомились на уроке? (Ответ детей)

- Какую цель мы ставили перед собой? (Ответ детей)

- Чему новому научились? (Ответ детей)

- Достигли мы успеха? (Ответ детей)

Оцените свою работу на уроке.

- Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.

- Почему ты так считаешь? (Ответ детей)

Выставление оценок.

- Урок окончен. Всем большое спасибо за работу.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?

Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Что такое гигиена". УМК "Перспектива"

Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое корень слова" и презентация

Цели:  научиться находить корень в слове;  формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;подбирать и образовывать однокоренные слова; обогащение словарног...

конспект урока по русскому языку 2 класс ФГОС "Что такое имя прилагательное?"

Данный конспект открытого урока поможет  провести урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....