Открытый урок по русскому языку 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»
Кафедра начального образования
Тема: «: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч.
Подготовила и провела учитель 1»Б» класса
Малкина Лариса Борисовна
г. Саранск 27 ноября 2012г
Цель урока:
знакомство с новым звуком [ч,] и новыми буквами.
Задачи урока
создать условия для развития фонематического слуха учащихся;
создать условия для формирования навыка чтения слов и предложений с изученными буквами (правильность, плавность, выразительность, осознанность чтения);
создать условия для развития речи, внимания, памяти, способности анализировать, обобщать;
работать над формированием орфографической зоркости учащихся;
создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;
продолжать работу по формированию у учащихся основы учебной деятельности.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся узнавать буквы Ч,ч в слове и читать, составлять предложения , научатся составлять схемы слов с « Ч ,» как непарный мягкий согласный звук.
Оборудование: учебник «Русская Азбука» В.Г. Горецкого и др., схемы для звукового анализа, конверт с заданиями для групповой работы, электронное приложение к учебнику, предметные картинки, карточка с печатными и письменными буквами Ч,ч .
Ход урока.
- Орг. момент .
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок,
Пусть сегодня для нас всех, на уроке сопутствует успех!
- Что значит уметь учиться?
Сейчас мы начнем свое восхождение по « лесенке успеха».
- Повторение пройденного. Актуализация знаний.
- На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные)
- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные)
- Назовите гласные, обозначающие твердость согласного звука? (а, о, у, ы, э)
- Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного звука? (я, е, ё, ю, и).
- Когда буквы «я», « е», обозначают два звука? ( Когда находятся в начале слова и после гласного)
-Когда буквы «я», « е» обозначают мягкость согласного звука? ( Когда они находятся после согласного)
- Какие бывают согласные звуки? (Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
III. Постановка темы и цели урока.
Сегодня у нас ещё в гостях герой из знаменитого мультфильма «Смешарики» . Он весёлый, непослушный проказник, это Крош. Он пришел к нам с подарком, а подарок это фрагмент из мультфильма. (Просмотр мультфильма)
- Какой новый звук чаще других вы услышали? ( Это звук Ч )
Молодцы! Правильно! Крош очень рад и решил остаться посмотреть и послушать вас.
IV.Работа над новым материалом.
- - На что похожа буква Ч ч? (На цифру 4, на стульчик)
Ч мы пишем как четыре
Только с цифрами ,друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Буква Ч обыкновенный стул
Если ты его перевернул.
2. - Давайте попробуем составить пары звуков по твердости – мягкости. (Р - Рꜗ, П - Пꜗ, Б - Бꜗ, С - Сꜗ, М - Мꜗ, Ч - ? )
ВЫВОД: « Ч –всегда мягкий согласный звук и не имеет парного звука по твердости»
- Что можно ещё сказать о нем? (Глухой звук)
3. Чтение слогов слияния.
ЧА ЧУ ЧО ЧЕ ЧИ
Чистоговорки:
ЧА-ЧА-ЧА на столе горит свеча.
ЧУ-ЧУ-ЧУ тишины хочу.
ЧО-ЧО-ЧО- дождик капал на плечо.
4. Обратные слоги.
ОЧ АЧ УЧ ИЧ ЕЧ
АЧ-АЧ-АЧ испекли калач.
АЧ-АЧ-АЧ покупаем мяч.
АЧ-АЧ-АЧ заиграл скрипач.
ИЧ-ИЧ-ИЧ испекли кулич.
5. Скороговорка.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
6.Слоговой аукцион со звуком «Ч» ( электронное приложение)
(ПЛЕ-ЧО, ЧА- СЫ, ЧУ-Б, КИРПИ-ЧИ, ЧЕ- РЕПАХА)
Хотя звук Ч всегда мягкий , но в слоге «ча» принято писать букву «а» . В этом случае нельзя писать букву «я» , так как звук «ч» и так всегда мягкий. А в слоге «чу» пишется всегда «у».
7. Работа по учебнику.
Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 5.
ЧА пиши с буквой А
ЧУ пиши с буквой У
(Чтение учащимися)
V. Физкультминутка.
Ребята, Крош очень любопытный и хочется ему знать, знаете ли вы физкультминутку про него? Давайте встанем и проведем.
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит, Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз. На носочки поднялись, а затем вприсядку Чтоб не мерзли лапки. (Тихо сели за парты)
VI. Развитие речи . Парная работа.
- Отгадайте загадку . Крош хочет загадать вам загадку.
Мы дни не спим,
И ночи мы не спим.
Мы стучим, стучим, стучим
(Часы) составление схемы слова учеником у доски
- ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХЕ ЧАС
Как понимаете эту пословицу?
3.Беседа о часах. На с. 4 учебника.
- Знаешь ли ты, что такое солнечные часы? ( Солнечные часы, это древнейший механизм для определения времени по солнцу. Состоит из стрелки-указателя и циферблата ).
4.Чтение учителем текста о часах с учебника на с. 5.
Чтение учащимися слов
ЧА СЫ ЧУ ДО ЧЕ Р НИ КА ЧИ С ТО ТА
Чтение учащимися текста ( электронное приложение)
5. Чтение из электронного приложения
СВЕРЧОК СПИТ НА ПЕЧИ.
А ГДЕ СПИТ ТУЧКА?
ТУЧКА СПИТ
_____ ____________.
VII. Групповая работа.
1 группа. Придумать 4 слова со звуком «Ч.» (чеснок ключ чайник чукча и др.)
2 группа. Из данных слов выберите слова со звуком «Ч» ( Чашка, грач, ручка, голуби, газета, чеснок , мяч).
3 группа. Из данных слов составить предложение ( мы чай В пили гостях чудесный)
4 группа. Составить схему слова РЕЧКА
5 группа. Из данных слов составить предложение (самые часы В точные Москве)
6 группа. Составить схему слова СВЕЧА
7 группа . Придумать предложение со словом ЧАШКА.
8 группа. Составить схему слова ЧЕСНОК
VIII. Рефлексия.
Играем вместе. (Электронное приложение)
На какой стул спустятся слоги ЧА ЧУ ОЧ ЧИ ЧЕ ИЧ УЧ на мягкий или твердый?
ВЫВОД : Все спустятся на мягкий стул, потому что звук «ч» всегда мягкий.
Оцените себя с помощью смайлика, как поняли тему урока?
Если вам было всё понятно и не ошибались, то поднимаете зеленый смайлик.
Если вам было не всё понятно, и вы ошибались, то желтый смайлик.
Если вам ничего не понятно было, то красный смайлик.
IX. Итог урока.
- Что расскажете родителям об уроке?
Как вы думаете, мы поднялись по лесенке к успеху?
Крош рад за вас и говорит вам СПАСИБО за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....