Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок для учащихся 4 класса на тему: "Обобщение о глаголе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_po_russ_yaz_4_kl.docx | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»
Кафедра начального образования
Тема: «Обобщение о глаголе».
«Тысячилетие единения мордовского народа с русским».
(фестиваль открытых уроков)
Подготовила и провела учитель 4»Б» класса
Малкина Лариса Борисовна
г. Саранск 2012г
Задачи:
- Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.
- Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
- Развивать умение работать в группах. В парах.
Прививать любовь к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.
Пробудить интерес к культуре родного края.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.
Цель:
- Закрепить знания учащихся о глаголе.
Оборудование:
Карточки с заданиями:
а) тексты «О Мордовии!»;
б) фразеологические сочетания;
в) слова- синонимы.
г) обобщающий тест
Ход урока
- Орг. Момент.
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нём Мордовия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь навсего
НЕ больше
Обыкновенного листка,
Берёза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
Пускай на глобусе ты кажешься
листком,
Горячим занесённым ветерком,-
Мордовия моя! Твой сын простой.
Я восхищён твоею широтой!
/М. Светлов/
2.Чистописание
На доске: прославил, изображать, живут, процветает, радоваться, написал, нарисует.
-Назовите одним словом. (Глаголы)
-Разбейте глаголы на 4 группы. (Глаголы – неопределенной формы – изображать, радоваться; настоящего времени – живут, процветает; будущего времени – нарисует; прошедшего времени – прославил, написал.)
-Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
Поставьте ударение во всех словах (Буква а, у,)
АУ УА ау уа
-Запишите цепочку из данных букв. Составьте закономерность, продолжите, записав её до конца строчки.
Чтение четверостишия учителем.
Мордвин и русский… Два народа.
Давно вы связаны родством.
Вы плоть от плоти. Год от года
Гордитесь этим естеством.
Определите тему нашего урока. ( Обобщение знаний о глаголе. 1000 летие единения мордовского народа с русским)
3.Актуализация знаний.
-Что обозначает глагол? (Глагол-это часть речи, который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать?, Что сделать?,Что делала?, что делают? И т.д)
- Что означает слово глагол? Из словаря В.И.Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние)
- Откуда произошло это слово? (Глагол - греческого происхождения, означает «речь»
-Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи? (Глагол необыкновенная часть речи. Необыкновенная она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность).
-На каком месте по употреблению стоит глагол? (на втором, после имени сущ.)
4.Словарно-орфографическая работа.
Написать на доске текст.
Тысяча лет у мордвы и н.родов России один ист.рический путь, одна ист.рическая судьба. Н.роды ж.вут рядом, не теряя св.их исконных к.рней, св.ей национальной самобытности, они не просто ж.вут, они созидают настоящее и будущее св.ей великой Родины – России. Мордовский н.род всегда рад видеть св.их друзей на св.ей г.степриимной, хлебосольной з.мле!
Спишите текст. Поставьте пропущенные буквы, подчеркните. Найдите глаголы, определите спряжение, время, лицо.. ( Живут-н.в., 1спр, ,3 л. созидают-н.в., 1спр, ,3 л., видеть- неопр.форма глагола., гл-искл, 2 спр.)
5.Работа в группах.
- Имя Николая Платоновича Огарёва носит крупнейший вуз Поволжья- мордовский государственный университет. Долгое время Огарев жил в родовом имении Старое Акшино, которое находится на территории нынешнего Старошайговского района Мордовии. До сих пор сохранилась посаженная им аллея из ныне вековых лип и лиственниц. Памятник Николаю Платоновичу Огарёву стоит у главного корпуса Мордовского университета.
Задания к тексту:
а) О ком говорится в тексте? ( О Николае Платоновиче Огареве)
б) Найдите глаголы настоящего времени.
(Носит , находится, стоит )
в) Прилагательное - по/саж/енн/ая - разберите по составу.
- Голубыми жилками покрывают территорию Мордовии реки и речушки. Вот бурливая Сура, Алатырь, река городов Инсар, царица всех рек республики Мокша, задумчивая Сивинь, Исса и другие… Но их питают малые речушки, которые раскинулись на всей мордовской земле. Именно они с их подчас причудливыми именами, крохотные, незаметные, дают жизнь большим рекам, многим деревням, селам, поселкам, городам. Именно они дают воду на орошение, позволяют открывать зоны отдыха.
Задания к тексту:
а) О чем говорится в тексте? Озаглавьте текст.( Реки Мордовии)
б) Найдите глаголы настоящего времени.
( Покрывают, питают, дают, позволяют)
в) Разберите глагол питают как часть речи.
1.Питают- глаг.(что делают?)
2.Н.ф. питать, 1 спр.
3.В наст. вр., в 3 л., во мн.ч.
4. Сказуемое
- На море русский флот под командованием Федора Федоровича Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. Юность и последние годы жизни Ушаков провел в небольшой деревеньке Алексеевке за Мокшей. В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряки. А в центре города Саранска построили величественный храм, названный в его честь. Подвиги наших предков известны на всем земном шаре.
Задания к тексту:
а) О ком говорится в тексте? ( О Федоре Федоровиче Ушакове)
б) Найдите глаголы прошедшего времени. ( Не потерпел, называли, провел, построили)
в) Глагол – по/стро/и/л/и –разберите по составу.
- Много замечательных шедевров написал художник Федот Васильевич Сычков. На его полотнах запечатлены народные праздники, гуляния. Герои его картин – русские и мордовские крестьяне. Особенно любил Сычков изображать детвору. Во всех полотнах художника глубокая любовь к этим людям. И поэтому перед каждым небольшим полотном кочелаевского чародея хочется подолгу стоять, думать, размышлять и радоваться.
Задания к тексту:
а) О ком говорится в тексте? ( О Федоте Васильевиче Сычкове)
б) Найдите глаголы в неопределенной форме и определите их спряжение. (Изображать, стоять, думать, размышлять, радоваться)
в) Существительное –полотном -разберите как часть речи.
1. Полотном- сущ. (чем?)
2. н.ф –полотно
3. С.р.2 скл.
4. Тв.п в ед.ч.
5. Вт.чл.
- Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи-русские говорили так:
« Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
Задания к тексту:
а) О чем говорится в тексте?( О мордовском костюме)
б) Найдите глаголы 2 лица единственного числа (Услышишь, увидишь)
в)Прилагательное разного разобрать как часть речи.
1. разного – прил.( какого?)
2. н.ф.-разный
3. с.р.
4. Род.п. в ед.ч.
5. Вт.чл.
6. Физкультурная минутка.
- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.
- Работа в парах.
-Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните что означают эти фразеологизмы?
· Ползет, как черепаха (Идет медленно)
· Клюет носом (Дремлет)
· Уносит ноги (Убегает)
· Зарубить на носу. (Запомнить)
. Держит язык за зубами (Молчит)
. Не умеет двух слов связать (Плохо говорит)
. Живут как кошка с собакой (Ссорятся)
. Плавает как топор (Не умеет плавать)
. Лезет из кожи вон ( Очень старается)
. Положить зубы на полку. (Голодать)
. Сесть в лужу( Оказаться в глупом положении)
.Знать на зубок ( Хорошо знать)
.Как с неба свалиться (Внезапно появиться)
. Повесить голову(Загрустить)
-Зачем нужно знать фразеологические сочетания?
(Чтобы речь была яркой, образной)
8.Игра
А теперь поиграем в города и реки Мордовии.
Какие вы знаете города и реки на букву А? (Ардатов, Алатырь)
На букву С? (Саранск, Сура, Сивинь)
На букву К? (Ковылкино, Краснослободск)
На букву И? ( Инсар, Исса )
На букву Р ( Рузаевка, Рудня)
На букву М? (Мокша)
На букву Т? (Темников)
8..Глаголы-синонимы
-Что такое синонимы?
-Для чего они нужны? (чтобы речь была образнее, точнее, ярче)
Игра в синонимы.
Бояться –трусить, бранить – ругать, возникать – рождаться, молчать – безмолвствовать, плакать – рыдать, радоваться – веселиться, работать – трудиться, покупать- приобретать.
Тестирование.
1.Что обозначает глагол?
А)предмет б) признак предмета в) действие предмета
2.На какие вопросы отвечает глагол?
А) кто? Что? б) какой? Какая? Какое? Какие? в) что делает? Что сделал?
3.Каким членом предложения выступает глагол?
А)главным членом б)второстепенным членом
4.Что такое спряжение? Это-…..
.
5.Сколько спряжений у глагола?
А) 1 б) 2 в) 3
6.Глаголы РИСОВАТЬ, ПИСАТЬ относятся:
А) к 1 спр. Б) ко 2 спр.
4.Итог урока. Рефлексия.
Здравствуйте, ребята, гости! Меня зовут Яна. Я узнала, что в 32 школе проводится фестиваль открытых уроков. Решила к вам прийти на урок, но, к сожалению опоздала.
Но мне очень хочется узнать, чем вы занимались на уроке.
- Какое задание у вас вызвало интерес?
-Затруднение?
-Чем занимались на уроке?
Яна расскажет нам легенду о рождении мордовского народа.
Легенда о рождении мордовского народа.
Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.
А я хочу рассказать вам о её наряде. Это осовремененный мордовский костюм Дубенского района. Головной убор (венок из цветов), Рубашка, платье и фартук. Все они яркого цвета. И конечно же нагрудное украшение .
А теперь хочу узнать понравилось ли вам работать на уроке, выберите цветок вашего настроения. Теплых тонов - радостное настроение, холодных тонов – грустное.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....