Организация орфоэпической работы в начальной школе ()
материал по русскому языку по теме
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ШЕРСТЮКОВОЙ ЕЛЕНЫ, которая была защищена на "отлично" в АГПА в 2013году
Дети приходят в школу, уже владея звуковым строем языка. Они овладевают им спонтанно: под влиянием окружающей их речевой среды, усваивают литературное произношение, обусловленное свойствами и закономерностями фонетической системы языка. В процессе же чтения, когда буквенный облик слова оказывает прямое воздействие на произношение, учащиеся нарушают законы произношения в обычной речи, вследствие чего возникают определённые фонетические ошибки. Здесь необходимо различать фонетические и орфоэпические ошибки в речи младших школьников. Фонетические ошибки находятся в прямой зависимости от темпа чтения школьников: чем ниже темп чтения, тем последовательнее проявляется отклонение от фонетических законов произношения и, наоборот, чем выше техника чтение, тем меньше фонетических ошибок. Следовательно, фонетические ошибки исчезают по мере улучшения техники чтения.
Иной характер носит воздействие написания на формирование орфоэпических умений младших школьников. Именно это влияние оказывается чрезвычайно значительным для методики обучения орфоэпии. «Орфографическое» произношение, появляющееся вследствие нарушения орфоэпических норм современного литературного языка, не исчезает по мере улучшения техники чтения, более того, оно активно переносится в спонтанную речь детей, прочно в ней закрепляясь.
Одним из главных источников возникновения орфоэпических ошибок младших школьников является просторечный язык той части населения, которая недостаточно владеет нормами литературного языка.
Особую группу составляют ошибки на постановку правильного ударения в словах. Так как ударению в русском языке свойственна подвижность и разноместность, выбор его места в слове может вызывать большие затруднения и у учащихся, и у других носителей языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_orfoepicheskoi_raboty_v_nachalnoi_shkole.doc | 803.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация орфоэпической работы в начальной школе.
На уроках русского языка важно использовать упражнения как практического характера, которые способствуют совершенствованию и закреплению орфоэпических навыков и умений, так и аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок, а так же на развитие речевого слуха, самостоятельности учащихся в правильном решении вопросов произношения, ударения, интонации.
Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы (но и письменные упражнения не должны игнорироваться).
Упражнения должны проводиться планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка.
Работая с орфоэпическими заданиями, учащиеся должны уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Для этого учителю необходимо познакомить их:
1) с нормативной характеристикой слов (с пометами: доп., доп. устар., и в поэтической речи, в профессиональной речи, не рек., неправ., и др.);
2) со структурой словаря (слова даются в алфавитном порядке с пометами грамматических форм, частей речи, несвобод., неуп., малоуп. и др.);
3) с произносительными пометами;
4) подачей частей речи.
При необходимости можно предложить учащимся работу с орфоэпическим словарём.
Задание. С помощью орфоэпического словаря объясните произношение следующих слов: теннис, музей, звонить, диспансер.
Образец: рецензия, - и [н з ]. В слове «рецензия» ударение в един, и множ. числе падает на второй слог. Произносить данное слово нужно, смягчая согласные Н и 3 (то есть мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных).
Работа с орфоэпическим словарём является основой для формирования орфоэпических знаний, умений и навыков учащихся.
В школьную практику целесообразно вводить разнообразные упражнения, способствующие формированию орфоэпических умений и навыков.
Следующую типологию упражнений:
1. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм произношения.
1). Цель – совершенствование произносительных навыков школьников.
1). Задание. Прочитать вслух данные слова, делая акцент на мягкости-твёрдости согласных, глухости-звонкости:
дуб
мода
гриб
нюня
жёлудь
Подлиза
грипп
2). Задание. Произнесите слова: (I) с твёрдым согласным перед [э]; с (II) с мягким согласным перед [э].
I. Антитеза, атеист, дельта, интервью, кашне, метрополитен, модель, отель, партер, пюре, тезис, теннис, тент, термос, энергия.
II. Академия, девиз, декорация, декрет, дрейф, конкретный, крейсер, музей, неологизм, пресса, протест, текст.
После ознакомления школьников с теоретическими сведениями о нормах произношения им можно предложить упражнения на закрепление и расширение этих сведений.
3). Задание. Прочитайте текст. Какова основная мысль автора? Какие явления в области произношения могут войти в состав нормы? Приведите примеры, доказывающие сосуществование в пределах нормы вариантов произношения.
Фонетическая система языка, являющаяся ядром, основой произношения, изменяется медленно, постепенно накапливая черты нового качества, постепенно утрачивая черты старого качества; она совершенствуется, становится более последовательной и цельной.
Вместе с тем мы не должны закрывать глаза на живые языковые процессы.
Литературный язык требует строгого отбора. Это относится и к его произносительной стороне. Культура литературного языка заключается в сохранении всего того, что достигнуто им в течение веков, и в приумножении его достоинств – в дальнейшем его совершенствовании и обогащении.
Лишь явления, улучшающие произностельную систему и доказавшие свою жизненность, могут претендовать на то, чтобы войти в состав норм литературного языка.
2. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.
1) Цель – научиться правильно расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.
1). Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.
Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.
2) Задание. Данные глаголы поставить в прошедшем времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.
Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.
3) Задание. Выписать слова с правильным ударением. При необходимости пользоваться орфоэпическим словарём.
Грубы - грубы, густо - густо; (лента) дорога - дорога; (идут) дружно - дружно; (ребята) дружны - дружны; (трава) зелена - зелена; (горница) светла - светла; (собака) сыта - сыта.
3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.
Цель – учить школьников различать эмоциональную окраску слов в словосочетаниях и предложениях.
1). Задание. Произнесите приведённые ниже фразы с выражением восторга, радости, огорчения, обиды, недоумения.
Снег пошёл. Солнца не видно. Все ушли. Меня выбрали. Голубое небо. Умеешь делать.
В целях предупреждения и исправления орфоэпических ошибок можно предложить ряд упражнений аналитического характера:
1. Упражнения, направленные на предупреждение и исправление орфоэпических ошибок.
Цель – развитие артикуляционно-произносительных навыков.
1). Задание.
а) Произнесите несколько раз подряд сочетания расскажите про оазис, за аэродромом лес так, чтобы все гласные слышались отчетливо.
б) Прочитайте отчетливо следующие строчки с повторяющимися звуками, например:
Бой барабанный, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин)
Произвести орфоэпический разбор выделенных слов.
в) Чётко по слогам произнесите слова коридор, электрификация, лаборатория, параллелограмм (и подобные). Произнесите те же слова в быстром темпе, повторив несколько раз. Составьте с каждым из них предложение и произнесите его сначала в медленном, а затем в более быстром темпе.
2. Упражнения, направленные на предупреждение ошибок в области ударения.
1). Цель – научиться на слух определять место ударения в словах:
- отбивание ногой или простукивание рукой ударяемых слогов;
- искусственное изменение ударения в слове, перенесение его с одного слога на другой (комната, комната, комната), что помогает детям лучше осознать, какой слог в данном случае действительно является ударным;
- сопоставление омографов типа: кружки - кружки, пропасть - пропасть;
- скандирование стихов с отстукиванием ударных слогов.
А так же можно использовать на уроке составление схем стихотворных и нестихотворных текстов посредством обозначения ударных (//) и неударных (и) слогов.
Задание. Разгадайте загадки. Какую роль играет в словах ударение?
1). Цель – научиться видеть смыслоразличительную роль ударения.
1. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
2. Я – сборник карт;
От ударения зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
(атлас)
3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.
1) Цель – учиться читать текст (предложения) с заданной интонацией, различать и анализировать ошибочное звучание текста (предложений).
Для данной работы учащиеся могут подобрать тексты самостоятельно.
Отметим, что предложенная типология заданий орфоэпического характера, ее систематическое использование в школьной практике существенно повысят уровень коммуникативной культуры и помогут учителю формировать коммуникативную компетенцию учащихся средней школы.
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
Запоминаем существительные!
С ударением на первом слоге:
Угощала тётя Фёкла всех морковкой, луком, свёклой.
Надел на себя латы я и стою как стАтуя.
Как – то очень – очень быстро пламя вспыхнуло из Искры.
Получила я наследство, изыскать бы только срЕдства все налоги заплатить, с тОртом чаю бы попить!
Очень, наверное, слово любя, Предлог принимает удар на себя: На ноги, под ноги, по морю, за три, Без вести, без толку, из лесу, на две.
С ударением на среднем слоге:
По слову охота запомни легко ты: ворота, ломота, зевота, сироты.
Все в нашем Козяеве Хорошие хозяева. К примеру, брат не барин – хороший он комбайнер.
В деревне нашей брата все зовут ходатай.
В словах на –ИЯ и на –ЕНИЕ особенное ударение: Оно падает на –ИЯ лишь в словах ассиметрия,, симметрия, тирания,
Допускается на –ИЯ также в слове индустрия, и ещё кулинария.
НО!
Ты открой энциклопедию – найдёшь слово ортопедия, Есть ещё там агрономия и, конечно, гастрономия. Их не путай с астрономией!
В рифмы мы играем – слова запоминаем. Рифма к слову ария? Легко! Ветеринария! А к слову апатия? Легко! Аристократия!
Хочу запомнить очень я словечко упрочение. Ещё знаю точно я, что сосредоточение. Запомню по «печени» слово обеспечение. А ещё я ведаю, что верно исповедание.
С ударением на последнем слоге:
Бойся ты осенних луж:
Можно подхватить коклюш.
Друг отца, сосед Егор - Очень опытный шофёр.
Ваня – опытный маляр И немножечко столяр.
Я во сне вчера летал, Сверху видел наш квартал.
К выраженью много строф Рифма будет апостроф.
Поскорей скажите, сэр, Как проехать в диспансер?
Эх, люблю в кругу подруг
Проводить я свой досуг.
В душу самую проник Отец Фёдор, духовник.
На поляне растёт ель, А под елью той – щавель.
Любит клюквенный десерт Пал Иваныч, наш эксперт.
Ты сегодня привези На окошко жалюзи.
Найдём рифму к слову слог Каталог и некролог.
Кот нарушил договор: На пол уронил фарфор.
Прискакал, как ураган, На своём коне цыган.
Запоминаем формы глаголов, кратких прилагательных и причастий!
В глаголах и кратких прилагательных в женском роде при произношении лишь на окончание ставим ударение.
В других формах в таком слове ударенье – на основе.
Брали, брало, но брала, Взяли, взяло, но взяла.
Подняла и начала, продала, сдала, сгнила.
Целы, цело, но цела, жёстки, жёстко, но жестка.
И бедна, важна, долга, дешева, верна, кратка.
Но есть, без сомнения, слова – исключения:
Дома я осталась, в комнату прокралась: Там в коробках ярких лежали подарки. Подарков немало бабушка прислала!
Нормы эти же отчасти в кратком встретятся причастии:
Взято, взяты, но взята, занята и заперта. Поднята и залита - ударение на –та.
НО!
В кратких формах же на –ЁН действует другой закон:
В мужском роде в таком слове ударенье – на основе,
Исключительно на ЁН! Он включён, он повторён.
В других формах при произношении
Мы на окончание ставим ударение.
Если скажут вдруг «Она», то, конечно, включена,
Если говорят «Оно», отвечаем: включено,
А когда «Они» даны, ответ будет – включены.
Произношение глаголов
Всегда произносите: Звоним, звонит, звоните.
Телефоны все звонят, Их никак не отключат.
Мы вам деньги одолжим И заботой окружим.
Лампу старую включит, Сядет в кресло и молчит.
Углубить как «полюбить», Облегчить – смотри «лечить»
Себе душу облегчишь, Если завтра позвонишь.
Дети в парк примчатся И в игру включатся.
Нас из списков исключат, А потом ещё ворчат.
Всегда произносите: Включишь, включим, включите.
Материал мы повторим, Знанья наши углубим.
Внука бабушка целует, Внука бабушка балует: «Деток надо миловать, Деток надо баловать!
Дать возможность пошалить, А заплачет – ободрить. Пусть растёт внук не спеша. Не заржавела б душа!»
С внуком бабушка играет, Внуку бабушка читает, Чтобы с детства он привык Черпать знания из книг.
Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда – рифмовки – используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота. (потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей. (наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.
Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.
Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва" Просвещение"2001) на занятиях по морфологии, орфоэпии.
Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.
Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
(Б. Успенский).
Для уроков по теме "Окончания существительных" можно предложить и такие рифмовки:
В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.
Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Традиционно широко во всех учебниках представлен блок сложных в орфографическом плане слов, правописание которых школьнику нужно запомнить. Учителем проводится серьезная лексико-графическая работа. При этом объективно несколько проигрывает раздел «Произноси слова правильно». В некоторых учебниках его просто нет. Поэтому нам пришлось выделить из текстов и орфографических словариков, помещенных на последних страницах учебников, трудные выражения, которые имеют распространенные диалектные варианты произношения и фиксируются большими орфоэпическими словарями.
К примеру, очень часто приходится слышать вместо морковь — морковь, вместо свёкла — свекла и т. п. Иногда ситуация доходит до комического: стараясь хорошо учиться, дети произносят эти слова безукоризненно точно, а взрослые упрекают их, маленьких, что они говорят неправильно! «Кто же нрав?» — спрашивают ребята преподавателя. Авторитетное слово учителя, безусловно, расставит все по своим местам, однако с течением времени речевая стихия нередко подавляет полученные навыки.
Трудно неправильно произнести слово конечно-, сказать вместо [шн] ошибочное [чн]. Или запутаться в произношении слов модель [дэ], шоссе [сэ] и др. Исторически эти слова безболезненно прижились, освоившись в русской речи. Однако редко встретишь человека, говорящего грамотно форзац или щавель, как того требует орфоэпический словарь.
Приходится констатировать, что, к сожалению, при всех стараниях ученых, методистов, педагогов система обучения орфоэпическим нормам, особенно в начальной школе, не сложилась, не разработана в полной мере.
Необходимо продумать эффективные методические меры, ввести в образовательный процесс такие дидактические средства, которые позволили бы ненавязчиво и активно акцентировать внимание младших школьников на проблему речевого становления личности, воспитать вкус к неискаженно звучащей родной речи и эстетическую потребность грамотно выражать свои мысли [7].
Таким образом, одной из целей работы учителя начальных классов является создание необходимой благоприятной языковой среды, способствующей формированию речевой грамотности. В этой связи следует отметить, что это — первый этап деятельности преподавателя и учащихся, который должен иметь логическое продолжение в средней школе и завершение в процессе дальнейшего обучения. Работа должна носить системный характер. Преемственность может быть обеспечена разработкой общих для разных образовательных звеньев принципов, форм, методов и приемов изучения орфоэпических норм литературного языка. Только совместными усилиями можно добиться результата.
В школьных учебниках русского языка традиционно разнообразные словарики — орфографический, толковый, орфоэпический, другие справочные материалы — отнесены на последние страницы, форзацы. Такое удобное расположение справочного материала позволяет быстро ориентироваться в словах, отыскивая нужное. Формируются лексико-графические навыки работы со словом и книгой. Однако слова при этом редко произносятся...
Младшие школьники, как правило, старательно проговаривают записываемое, но механическое слоговое повторение не обеспечивает запоминание того, на какой слог падает ударение. Размывается целостный звуковой облик слова. При нерегулярном обращении к словарю конкретно за орфоэпической справкой навык правильного произношения не успевает закрепиться. И часто «враждебная» речевая среда вне стен кабинета русского языка перекрывает усилия педагогов.
В этой связи необходимо как-то видоизменить визуальный ряд, уйти от нескольких скупых словарных колонок, где все слова даны в алфавитном порядке, разнообразить виды учебной деятельности детей при знакомстве и закреплении в целом, признаться, «чужеродного» материала, сделать его своим, создать условия для развития благоприятной языковой среды.
Это помогут совершить некоторые предложенные в данном пособии меры, список которых может быть дополнен инициативными, творчески работающими педагогами и их учениками.
Целенаправленная работа по усвоению орфоэпических норм необходима, она должна быть регулярной, но не отнимать много времени от основного материала урока. Она должна ориентировать учащихся на развитие речи, но не превращаться в идею-фикс, поглощающую внимание и силы людей, ее осуществляющих. Поэтому пусть на орфоэпию трудных слов тратятся минутки — немного, но регулярно, практически на каждом уроке.
На этапе первоначального знакомства детей со словами, постановку ударения в которых нужно запомнить, необходимо отработать с ними механизм не только правильного произношения трудного слова, но и его припоминание, чтобы у ребенка был сформирован четкий ассоциативный ряд с нормативным произношением, ясное представление о том, где в том или ином слове выговаривается ударный слог.
Задачу установления связи правильного произношения с предметом высказывания помогут решить специфика восприятия и конкретно-образный характер мышления младшего школьника. При знакомстве с такими словами нужно прорисовать в ударном слоге картинку, отражающую лексическое значение слова. Например, слова представляются первоклассникам, занимающимся по учебникам Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Желательно красочное исполнение рисунка в крупном формате. Оформляется постоянный стенд, к которому удобно обращаться на уроках.
Авторы некоторых УМК предполагают несколько более широкое знакомство детей в 1-м классе с современными орфоэпическими нормами. Объем усвоенных слов должен соответствовать объему словаря, данному в учебнике. Чтобы сделать орфоэпическую работу с трудными выражениями более привлекательной и интересной школьнику, нужно разнообразить зрительный ряд — распределить такие слова по трехсложной таблице, где в первую колонку заносятся слова с ударением на первом слове, в последнюю — на последнем, а во вторую — посередине. Все слова по возможности также снабжаются соответствующими рисунками. Они могут быть различными, однако будет лучше, если картинка вызывает прямую ассоциацию со звуковым обликом слова, отсылает к предмету речи.
Трехчастное слоговое деление слов позволяет образно представить изучаемый материал и облегчить их правильное проговаривание.
Чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, можно организовать конкурс на лучшую иллюстрацию к словам, данным в картах. При выполнении задания и подведении итогов неизбежно создастся благоприятная языковая среда, в которой легче закрепляется навык правильного произношения слов. Лучшие работы — оригинально и эстетично выполненные — вывешиваются на стенд и сопровождают в дальнейшем уроки. Дух игры, соревновательности разнообразит обучение, внесет нотки необходимого творчества, импровизации.
Орфоэпические минутки востребованы на этапе повторения материала, когда дети получают задания озвучить данные в карте слова, составить с ними словосочетания и предложения, речевки, короткие стихи. Во время орфоэпических минуток на уроке с учащимися проводятся различные игры и упражнения, направленные на закрепление полученных знаний и навыков.
Игра «Переведи слово». Незаметно от класса несколько человек получают задание изобразить какое-либо слово из карты. Задача остальных — расшифровать пластический образ, сделать его «перевод» на русский язык, правильно произнести слово.
Игра «Озвучь слово». Учитель предлагает детям карточки с разными словами, которые нужно правильно произнести.
Игра «Придумай историю». Устно по одному или в живой цепочке, составляя по предложению, в котором должно воспроизводиться то или иное слово из карты, школьники составляют небольшой законченный текст на определенную тему.
Таким образом, в 1—2-х классах начальной школы развивается речь ребенка, формируется внимание к родному слову и закрепляется навык произносить его правильно.
Более высокий уровень освоения орфоэпических норм требуется от учащихся 3-4-х классов.
Работа в 3-4 классах по орфоэпии русского языка должна продолжаться и углубляться в соответствии с изменяющимися возрастными особенностями, потребностями и интеллектуальными возможностями младших школьников. Подрастая, ребенок развивается: больше слушает, пишет, читает. Расширяется и объем слов, произношение которых ему необходимо запомнить.
Визуализация ударного слога, соревновательная основа орфоэпических минуток на уроках, игры в освоении и закреплении нового материала получают дальнейшее развитие. Необходимо опираться на те же учебно-воспитательные действия, что использовались годом или двумя ранее, расширяя и дополняя их.
Еще со второго класса орфоэпический словарь увеличивается. Работу по развитию навыков правильной постановки ударения в указанных словах достаточно трудно организовать. Очень сложно детям запоминать все слова, ориентируясь по алфавитному списку, а их много. 27-30 – в учебнике Т.Г. Рамзаевой, до 12 – в других учебниках. Когда нужно быстро найти трудное слово, проверить себя – в этом случае словарь незаменим. Для активного развития и обогащения культуры звучащей речи необходимо пробудить интерес детей к закономерностям языка.
Есть слова, ударение в которых падает на один и тот же слог. Грамматически они также близки. Как, например, слова:
километр, сантиметр
Или такие:
звонить, звонит, звонят, включить, включит, повторить, повторит
Нерационально располагать их по алфавиту, разделяя массой других слов с ударением в разных слогах. Орфоэпически они родственны, подчиняются общим законам современного литературного произношения, в частности, здесь ударный суффикс инфинитива. Очевидно, что нужно объединить такие слова в группы – по фонетической близости, тематически или по смысловой смежности. Так упорядочивается работа по усвоению норм языка, открываются возможности создания ассоциативных цепочек, помогающих визуально закрепить в сознании младших школьников звуковой облик слова. Способствует этому и систематическое обращение к трехсложной карте.
Таким образом, ассоциативно данные слова могут быть зафиксированы в карте как
киломтр, сантимтр |
включть, включт |
звонть, звонт |
Особого внимания требуют глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа, а также прошедшего времени множественного числа. Как правило, в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа и в формах множественного числа ударение падает на первый слог, в глаголах прошедшего времени женского рода единственного числа — на последний. Например, в глаголах типа
дал, дали — дала; начал, начали — начала и др.
Распределяем подобные слова по соответствующим колонкам (в первую и третью соответственно) и рисуем в первой мальчишку и его друзей, в последнюю — девочку.
нАчал – началА нАчали |
Сами дети, привыкшие к графическому запечатлению трудных для правильного произношения слов, однажды предложили слова щавель и портфель объединить с помощью слова ель. «Она же похожа по звучанию на оба слова, как бы прорастает сквозь них!» Пришлось согласиться с остроумными ребятишками, которые даже стишок сочинили:
Там, где рос прекрасный щавЕль
И где Ваня свой оставил портфЕль,
Вдруг появилась зеленая Ель.
Графически карточка может выглядеть так:
Шавль, портфль |
Таким образом, максимально визуализированный материал, закрепление рифмовкой способствуют активному запоминанию правильного звучания слов.
Вообще ритм, размер и рифма формируют и закрепляют особенности правильного произношения. Значит, нужно направить усилия по созданию орфоэпически безукоризненной языковой среды на поиск таких строчек, четверостиший из произведений различных поэтов.
Читая стихотворение вслух, невозможно выговаривать слова как-либо иначе, чем они звучат у автора. Так родилось новое направление работы над орфоэпическим словарем. Необходимо отыскивать в стихах строчки с теми словами, орфоэпия которых изучается на уроке.
Забавно стихотворение известного детского поэта:
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошел Сережа...
Где тут Петя, где Сережа? С. Маршак
В контексте звучания произведения слово, имеющее диалектные варианты произнесения, выговаривается абсолютно верно.
Учиться можно и с улыбкой!
А вот отрывок из другого стихотворения, в котором совершенно правильно звучат морковь и свёкла, часто искажаемые в разговорной речи:
Лежат здесь окна на земле.
Блестят на солнце стекла.
Под ними лук растет в тепле,
Редис, морковь и свёкла.
Новый год. С. Маршак
Какое-либо другое произношение здесь нелепо и невозможно. Важно донести до школьников мысль, что употребление изучаемых слов в повседневной речи с другой постановкой ударения столь же неуместно.
Наверное, излишним будет запоминание всех стихов с правильными вариантами произношения. Можно изучать орфоэпию трудных слов, находя подобные строчки самостоятельно, а затем зачитывая их вслух в классе во время проведения «орфоэпических минуток».
Не все изучаемые слова можно обнаружить в творчестве тех или иных детских поэтов. В приложении I в алфавитном порядке приводятся некоторые примеры. Учитель может зачитать их выразительно вслух или поручить чтение школьникам.
Участие в конкурсе на лучшую иллюстрацию дополняется поисковой деятельностью младших школьников по обнаружению в стихах орфоэпически сложных слов. Строчки записываются на обороте соответствующей иллюстрации либо карточки. За три удачных примера ученик получает «5», за два — «4», за один — «3». Если низкая оценка не удовлетворяет ребенка, ему предоставляются возможность и время продолжить начатую работу, «накопить» примеры из стихотворений.
Так стимулируется интерес к отечественной поэзии, воспитывается художественный вкус, создается благоприятная речевая среда. Опыт показывает, что большинство детей с увлечением поддерживают идею учителя и активно включаются в поиск.
Если вовремя рационально организовать самостоятельную работу школьников, то неизменно расширятся представления о системе языка и закономерностях его жизни, кругозор, повысится культурный и образовательный уровни. И что немаловажно – формируются начальные исследовательские навыки работы со значительным объемом художественной литературы.
Некоторые строчки приводятся в пособии, поскольку сразу трудно сориентироваться в грандиозном мире поэзии. Работа с ними в классе может носить ознакомительно-иллюстративный характер, когда детям предлагается прочитать стихотворение и найти в них слова из орфоэпического словаря, сверить ударения. Даже самые слабые ученики, попадая в своеобразные «условия поэзии», — то есть читая с размеренным ритмом, соблюдая рифмовку, проговаривают их совершенно точно — именно так, как рекомендуется в словаре.
Постоянная экспозиция с иллюстрациями на стенде пополняется в течение учебного года строчками стихов, помогает усвоить и закрепить изученное. К ней учитель обращается на орфоэпических минутках, если возникают какие-то спорные ситуации, когда нужно дополнительно закрепить правильное произношение того или иного слова.
Как правило, младшие школьники с удовольствием и много сочиняют сами. Можно предложить им написать подобные стихотворения, организовать орфоэпическую минутку-конкурс чтецов. Критерии высокой оценки: чистота речи, соразмерность ритма, оригинальный сюжет, смысловая завершенность и, конечно, наличие орфоэпически трудных слов. Ребята с удовольствием сочиняют и читают потом стихи со словами, в которых сомнительное произношение в разговорной речи проясняется.
Пусть такие произведения детского творчества часто не отличаются высокими художественными достоинствами. Всему нужно учиться! Наша основная задача — создать благоприятную языковую среду, соответствующую нормативной. Во время проведения орфоэпических минуток учитель имеет возможность обратиться к ребятам и вместе «довести» стихотворения, выбрать лучшее. По итогам четверти, триместра, полугодия, года можно отбирать лучшие, устраивать выставки, конкурсы чтецов.
Достаточно сложно провести контроль знаний и навыков по орфоэпии так, чтобы в ограниченное время охватить как можно большее количество учащихся. Но это отчасти возможно, если использовать трехчастное деление слов (по картам, имеющимся у каждого). Классная доска делится на три колонки, как в картах. Три ученика получают одинаковые карточки с одним и тем же набором слов, которые нужно записать в ту или иную часть доски. Каждый школьник отвечает за свою колонку, выписывая слова и проставляя ударение в них. В первую колонку вносятся слова, ударение в которых падает на первый слог, во вторую — с ударением в середине слова, в третью — с ударением на последний слог. На выполнение задания дается не более одной-полутора минут. Пример такой словарной карточки:
№1 магазин, заняли, береста, положила, столяр, столярничать, понял |
Правильно выполненное задание выглядит так:
█ | █ | █ |
заняли понял | столярничать берёста | магазин столяр |
Остальные учащиеся контролируют выполнение задания, корректируют ошибки, активно включаясь в учебный процесс.
Примерные карточки контроля, которые учитель может использовать на уроке, приведены в приложении II.
Дети очень любознательны, задают много вопросов, поэтому учителю всегда полезно знать, какие варианты произношения имеют данные в орфоэпических словариках слова. В основном, ударение в них фиксированное, то есть, к примеру, во всех формах алфавит произносится одинаково: алфавитный, по алфавиту, об алфавите и т.п. В глаголах прошедшего времени среднего рода, как и в глаголах мужского рода единственного числа, ударение падает на первый слог, например: начало, ожило и пр.
Однако в учебниках встречаются слова с подвижным ударением:
далеко — далёко;
издалека — издалёка;
кружево — кружева, кружев, кружевам;
хвоя — хвоинка.
Необходимые справки и комментарии содержатся в орфоэпическом или словаре трудностей русского языка.
Нужно особо сказать про стилистические варианты. Иногда ударение указывает на устаревшее слово, например, ворота (совр.) — ворота, воротам (устар.); хвоя (совр.) — хвоя (устар.)
Часто такие варианты совпадают с диалектными. Их нужно уметь распознавать и избегать, при случае корректно исправлять речь детей.
Иногда поэты сознательно употребляют подобные слова, когда хотят создать исторический, сказочный антураж, либо стремятся достичь комического эффекта, иронии. У С.Я. Маршака в стихотворении «Приключения стола и стула» встречается:
Наступает темнота,
Запирают ворота.
Бьют на площади часы,
В переулках воют псы.
Неправильная, с точки зрения современных норм, орфоэпия архаичного слова ворота служит нагнетанию таинственности, загадочности, необычности происходящего. В строчках стихотворения слышится мрачноватое дыхание древности.
В «Ваксе-кляксе» того же автора есть такие строчки:
Кот опять затеял драку,
Но трусишку-забияку,
Разжиревшего кота
Увели за ворота.
А оттуда Коля с Васей
Проводили восвояси.
«За ворота» отправляют братья проказника-кота, наказывают забияку. Не шали, не делай плохо товарищу, — советует поэт, — это в итоге не приведет ни к чему хорошему. Разговорный вариант помогает выразить комизм ситуации.
Когда детьми обнаруживаются подобные строки, теряться не следует — нужно проанализировать стилистику произведения, раскрыть авторский замысел, показать выразительные возможности языка художественной литературы и тем самым обогатит знания школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)
Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....
Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе
Основные направления работы школы по сохранению здоровья учащихся...
Организация проектной работы в начальной школе
Доклад на тему: "Организация проектной работы в начальной школе"...
Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера
Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного...
"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный стандарт педагога». Ор...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....