Урок русского языка в 3 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи." (УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в третьем классе по теме «Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении» изучается в первой четверти третьего класса.
Начиная с первого класса, дети классифицируют слова-названия предметов, признаков, действий; во втором классе знакомятся с понятием «начальная форма слов-названий предметов, признаков, действий». В третьем классе непосредственно вводятся понятия «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».
Поэтому при изучении данной темы у учащихся уже есть первоначальные представления о начальной форме слов-названий признаков.
Урок начинается со словарной работы, в ходе проведения которой дети из ряда слов называют «лишнее» слово ХОРОШИЙ, т.к. данное слово обозначает признак предмета (все остальные – имена существительные, обозначают предмет). При проверке написания слов дети обращаются к орфографическому словарю, обращая внимание на то, что слово АВТОБУСЫ в словаре дано в форме единственного числа, повторяя то, что все слова в словарях даны в начальной форме. (Тема «Начальная форма имён существительных была пройдена на предыдущих уроках.) Данный материал направлен на актуализацию знаний учащихся, является пропедевтическим к изучению новой темы.
С целью формирования общеучебных умений ребята обращаются к содержанию учебника, находя нужную страницу и зачитывая название темы: «Части речи. Имя прилагательное». Учитель задаёт вопрос: «Что мы уже знаем?» (Понятие «части речи» уже знакомо детям, а вот с понятием «имя прилагательное» дети сталкиваются впервые.) Учащимся не составит труда поставить цель данного урока.
В ходе выполнения упражнений учебника учащиеся сделают вывод, что слова-названия признаков связаны с именами существительными; слова-названия признаков изменяются по родам в зависимости от имени существительного, изменяются по числам. Знакомство с понятием «имя прилагательное» идёт по учебнику, где ребятам помогают Анишит Йокоповна и Летучая Мышь, которые сопровождают детей на протяжении всего курса «Русский язык».
В ходе работы на картинкой, по которой Маша составила предложение, делают вывод, что прилагательные делают нашу речь более понятной, выразительной, яркой. Дети вспоминают стихотворение Бунина «Листопад», которое недавно читали в учебнике на уроке литературного чтения.
Далее практически определяют роль прилагательных в предложении.
Использование мультимедийной презентации даёт возможность весь теоретический материал собрать в единое целое и обобщить всё сказанное на уроке. Дети это делают после того, как ещё раз обращаются к теме урока и вспоминают цель, которую они ставили.
Учителям, которые не знакомы с УМК «Перспективная начальная школа» может показаться, что урок очень насыщен теоретическим материалом, и дети мало пишут. Здесь хочется обратить внимание на то, что очень сложный для третьеклассников учебный материал изучался на протяжении двух лет, сейчас же встала задача – укрепить представления учащихся об имени прилагательном и ввести само понятие «имя прилагательное»; всё остальное дети уже знают. А на следующем уроке, когда теоретический материал уже дан, дети будут больше писать, работать над орфограммами и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozheredova_russkiy_3_klass_imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc | 21 КБ |
russkiy_3_klass.ppt | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
имени Адмирала Ушакова
муниципального образования город-курорт Геленджик
Урок русского языка в 3 классе
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении».
Учитель: Ожередова Ольга Сергеевна
Урок русского языка в 3 классе по теме
«Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении».
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Учитель: Ожередова Ольга Сергеевна
Цели урока: осознание сущностного отличия имени прилагательного от имени существительного: прилагательное – «прилагается» к имени существительному, меняя род, число, падеж (без называния термина «падеж») в зависимости от имени существительного; развитие умения работать со словарями, развитие мышления, внимания учащихся; воспитание трудолюбия, интереса к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийная установка для воссоздания презентации к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Словарная работа.
- Запишите слова: малина, обед, животное, хороший, винегрет, футбол, автобусы.
- Назовите «лишнее» слово. (Хороший, т.к. это слово обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, а остальные слова обозначают предмет, являются именами существительными).
- В каком словаре можем проверить написание слов? Откройте орфографический словарь, проверьте, поставьте карандашом себе оценку. СЛАЙД 2.
- Какое слово не нашли в словаре? Почему? (В словарях слова стоят в начальной форме. Автобусы нужно поставить в начальную форму – автобус.)
3. - Мы говорили, что все слова, кроме «лишнего», имена существительные. Вспомним, что знаем об имени существительном.
После обобщения детьми появляется запись: СЛАЙД 3.
- Ещё раз назовите «лишнее» слово. Что оно обозначает?
- Попробуйте подобрать слова-признаки к данным именам существительным.
4. Изучение нового.
А) - Анишит Йокоповна просит Машу и Мишу открыть содержание учебника (1 часть), найти страницу 32. СЛАЙД 4. Давайте и мы с вами откроем. Прочитайте название темы урока. Что мы знаем, что не знаем? (Части речи – большие группы слов). Мы с вами знаем, что такое имя прилагательное? (Нет). Тогда, какую цель мы сегодня поставим перед собой?
(Узнать, что называется именем прилагательным). СЛАЙД 5.
Б) Найдите упражнение 24.
Вывод: слова-названия признаков связаны с именами существительными. Род слов-названий признаков меняется, если изменяется существительное, к которому относится данное слово-название признака. Слова-названия признаков изменяются по числам.
В) Сведения Анишит Йокоповны о словах-названиях признаков. (Стр. 33). Читают дети и учитель.
Г) Физминутка.
Д) - Маша составила предложение по картине. СЛАЙД 6. Прочитайте его:
Осенний лес стоял разноцветный: желтый, лиловый, красный, багряный.
- Попробуйте прочитать предложение, убрав имена прилагательные. Что заметили?
Как вы думаете, какова роль имён прилагательных в нашей речи? (Они делают нашу речь более понятной, красивой, помогают передать особенности предметов, наиболее точно их описать).
Е) Упражнение 25. Работа с Толковым словарём.
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное в начальной форме? (Какой?, окончания – ой, ий, ый).
Вешний –яя, ее СЛАЙД 7.
Взрытый – ая, ое
- Изменим прилагательные по родам.
Ж) – Что мы узнали об имени прилагательном? (Дети стараются обобщить сказанное).
Читают правило Летучей Мыши на странице 34.
- Составьте предложение по картине. СЛАЙД 8. Запись предложения. Назовите основу предложения. Каким членом предложения является имя прилагательное? (Второстепенным).
5. Подведение итогов урока.
- Итак, вернёмся к названию темы урока.
Ещё раз обобщим сказанное. Появляется опорная схема. Слайд 9.
- Что на уроке было интересным?
6. Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 10.Если вы считаете, что работали очень хорошо, вам было всё понятно, поднимите розовое личико; если работали неплохо, но могли бы лучше – жёлтое; если ваша работа на уроке вам не понравилась – голубое личико без улыбки.
7. Спасибо за работу! СЛАЙД 11.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оцените свою работу « 5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки
ЦЕЛЬ: УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Осенний лес стоял разноцветный: жёлтый, лиловый, красный, багряный.
Начальная форма имён прилагательных КАКОЙ? - ОЙ, - ИЙ, - ЫЙ.
Составьте предложение по картинке
Итоги урока Проверь себя! - На уроке мне всё было понятно, я доволен своей работой. - На уроке мне было всё понятно, но я ошибался; могу работать лучше. - Я не всё понял и допустил много ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Школа 2100» Русский язык, 3 класс Тема: « Имя прилагательное как часть речи»
Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в речи....
Русский язык 4 класс Тема:"Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных"
Урок - повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: "Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?" На уроке испол...
Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.
ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п.». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во множественном числе...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п. и П.п.». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во м...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс тема "Имя прилагательное как часть речи" УМК Школа России
представлен материал для 2 класса по русскому языку тема "Имя прилагательное кака часть речи"...