Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, результаты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.rar32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»

Рабочая программа учебной

 дисциплины «Русский язык»

4 класс

                                                                            Составила: Львова Г.П.

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

Новохоперск 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы начального общего образования, автор программы Т.Г.Рамзаева «Русский язык» утверждена МО РФ (Москва,2006г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа по русскому языку разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:

• в принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности;

в формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки;

в методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребёнка.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развивающие

• развитие речи, мышления, воображения школьников, развитие интуиции и «чувства языка»;

обучающие

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

воспитывающие

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремление совершенствовать свою речь.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

задачи

овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

•усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики  (морфологии и синтаксиса), лексики  (словарный состав языка), морфемики

(состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

•формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

•обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

•развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык 4 класс всего 170 часов.

             

Наименование раздела

Количество

часов

1

Повторение

  21

2

Предложение

  7

3

Текст

  2

4

Имя существительное

 39

5

Имя прилагательное

  33

6

Местоимение

   8  

7

Глагол

  35

8

Повторение изученного за год

  25

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть (45ч.)

№ урока

в году

№ урока

в теме

Тема урока

Дата

1.

1.

Повторение изученного (21 ч.)

Текст. Предложение. Слово.

2.

2.

Текст, предложение, слово.

3.

3.

Знаки препинания в предложении.

4.

4.

Главные и второстепенные члены предложения.

5.

5.

Связь слов в предложении.

6.

6.

Текст. Виды текстов.

7.

7.

Звуки, буквы, слог, ударный слог в слове.

8.

8.

Состав слова. Однокоренные слова.

9.

9.

Обобщение знаний о частях слова. Формы слова.

10.

10.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

11.

11.

Упражнение в написании орфограмм корня.

12.

12.

Правописание слов с непроизносимыми и удвоенными согласными буквами.

13.

13.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

14.

14.

Работа над ошибками. Правописание предлогов и приставок.

15.

15.

Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков.

16.

16.

Части речи. Имя  существительное.

17.

17.

Контрольный диктант с грамматическим заданием. (Адм.)

18.

18.

Работа над ошибками. Склонение имён существительных.

19.

19.

Имя прилагательное.

20.

20.

Глагол.

21.

21.

Изложение по коллективно составленному плану.

22.

1.

Однородные члены предложения (7ч.)

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

23.

2.

Упражнение в распознавании однородных членов предложения. Постановка запятой в предложении с однородными членами без союзов.

24.

3.

Однородные члены предложения с союзами.

25.

4.

Однородные члены предложения, соединенные союзами и, а, но.

26.

5.

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами.

27.

6.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

28.

7.

Работа над ошибками. Упражнение в распознавании однородных членов предложения.

29.

1.

Текст (2ч.)

Тема и основная мысль текста.

30.

2.

План текста. Изложение.

31.

1.

Имя существительное (39ч.)

Работа над ошибками. Склонение имён существительных.

32.

2.

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

33.

3.

Именительный падеж имён существительных.

34.

4.

Родительный падеж имён существительных.

35.

5.

Дательный падеж имён существительных.

36.

6.

Винительный падеж имён существительных.

37.

7.

Творительный падеж имён существительных.

38.

8.

Предложный падеж имён существительных.

39.

9.

Именительный и винительный падежи имён существительных.

40.

10.

Винительный  и предложный падежи имён существительных.

41.

11.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

42.

12.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имён существительных.

43.

13.

Контрольное списывание.

44.

14.

Три склонения имён существительных.

45.

15.

Упражнения в определении склонений имён существительных.

II четверть (35ч.)

46.

16.

Упражнение в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

47.

17.

Ударные и безударные окончания имён существительных.

48.

18.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения.

49.

19.

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

50.

20.

Изложение по коллективно составленному плану.

51.

21.

Работа над ошибками. Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

52.

22.

Правописание безударных  окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

53.

23.

Правописание  окончаний имён существительных 1 и 3 склонения  в родительном и дательном падежах.

54.

24.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

55.

25.

Работа над ошибками. Родительный и винительный падежи имён существительных 1и 2 склонения.

56.

26.

Правописание безударных  окончаний имён существительных в творительном падеже.

57.

27.

Правописание безударных  окончаний имён существительных в предложном падеже.

58.

28.

Правописание  окончаний имён существительных в предложном падеже.

59 - 61.

29 – 31.

Правописание безударных  окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

62.

32.

Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа.

63.

33.

Именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

64.

34.

Родительный падеж имён существительных во множественном числе.

65.

35.

Упражнения в правильном употреблении имён существительных в родительном падеже множественного числа.

66.

36.

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.

67.

37.

Упражнение в правописании окончаний имён существительных во множественном числе.

68.

38.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

69.

39.

Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

70.

1.

Имя прилагательное (33ч.)

Имя прилагательное.

71.

2.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

72.

3.

Склонение имён прилагательных.

73.

4.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

74.

5.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского рода.

75.

6.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

76.

7.

Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

77.

8.

Контрольная работа.

78 – 79.

9 – 10.

Работа над ошибками. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

80.

11.

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

III четверть ( 50ч.)

81.

12.

Творительный  и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

82.

13.

Изложение текста-описания.

83.

14.

Работа над ошибками. Творительный  и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

84.

15.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

85.

16.

Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

86.

17.

Склонение имён прилагательных женского рода.

87.

18.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

88 – 89.

19 – 20.

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода.

90.

21.

Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

91.

22.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

92.

23.

Сжатое изложение по данному плану.

93.

24.

Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

94.

25.

Контрольная работа.

95.

26.

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе.

96.

27.

Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных.

97.

28.

Родительный и предложный падежи множественного числа имён прилагательных.

98.

29.

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.

99 – 100.

30 – 31.

Повторение изученного об имени прилагательном.

101.

32.

Контрольное сочинение.

102.

33.

Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

103.

1.

Местоимение (8ч.)

Понятие о местоимении.

104.

2.

Местоимения 1, 2, 3 лица.

105 – 106.

3 -4.

Правописание местоимений с предлогами.

107.

5.

Изложение.

108.

6.

Работа над ошибками. Умение выделять местоимение в тексте.

109.

7.

Диктант.

110.

8.

Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

111.

1.

Глагол (35ч.)

Общее понятие о глаголе.

112.

2.

Изменение глаголов по временам.

113.

3.

Изменение глаголов прошедшего времени.

114-115.

4-5.

Неопределённая форма глагола.

116.

6.

Употребление глаголов в неопределённой форме в речи.

117.

7.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

118.

8.

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

119.

9.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

120.

10.

Работа над ошибками. Изменение глагола по лицам и числам.

121-122.

11-12.

Второе лицо глаголов единственного числа.

123-124.

13-14.

I и II спряжение глаголов.

125.

15.

Будущее время глаголов.

126.

16.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

127.

17.

Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме.

128.

18.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

129.

19.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

130.

20.

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

IV четверть (40ч.)

131.

21.

Повторение и  изученного материала.

132.

22.

Сочинение с элементами описания по картине К.Ф. Юона

«Конец зимы. Полдень».

133.

23.

Работа над ошибками. Глаголы исключения.

134.

24.

Глаголы исключения.

135.

25.

Краткое изложение.

136.

26.

Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

137.

27.

Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

138.

28.

Изменение глаголов по временам.

139.

29.

Обобщение знаний о глаголе.

140.

30.

Контрольное изложение.

141.

31.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

142.

32.

Тестовая контрольная работа.

143.

33.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

144.

34.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

145.

35.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

146-147.

1 -2.

Повторение (25ч.)

Обобщение знаний о предложении.

148.

3.

Состав слова.

149.

4.

Упражнения в написании орфограмм корня.

150-153.

5-8.

Части речи.

154.

9.

Итоговая контрольная работа.

155.

10.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

156.

11.

Изложение.

157.

12.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

158 – 159.

13 -14.

Повторение о частях речи.

160.

15.

Распознавание частей речи в тексте.

161- 162.

16 – 17.

Обобщение знаний о предложении.

163.

18.

Словарный диктант. Повторение.

164.

19.

Сочинение по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».

165.

20.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

166.

21.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

167.

22.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

168.

23.

Обобщение знаний о частях речи.

169.

24.

Контрольное списывание.

170.

25.

Итоговое повторение.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Фонетика, лексика, морфемика, грамматика.

Правописание и развитие речи.

Повторение

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Текст – повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звукобуквенный анализ слов.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова.

Правописание приставок и предлогов. Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

Части речи. Роль имён существительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имён существительных, имён прилагательных, глаголов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении.

Правописание родовых окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы: что делаешь? что сделаешь?

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых. Предложение с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами.

Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом распространённом и сложносочинённом, состоящем из двух простых, предложениях.

Наблюдения за предложениями с прямой речью. Диалог. Обращение.

Текст

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой  на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части; план текста. Виды текстов. Изобразительно-выразительные средства текста.

Части речи

Имя существительное

Склонение имён существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2, и 3-го склонения в единственном числе.

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах.

Склонение имён существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, употреблять их в речи.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имён прилагательных. Связь имён прилагательных с именами существительными.

Правописание гласных в безударных окончаниях. Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе.

Употребление имён прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные- синонимы и прилагательные-антонимы.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте.

Глагол

Особенности глагола как части речи. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределённой форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы. Распознавание глаголов в 3-ем лице и глаголов в неопределённой форме с помощью вопросов: что делают? что делать?

Правописание суффиксов в глаголах в прошедшем времени.

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдения за употреблением при глаголах имён существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов.

Наречие

Наречие – неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосочетаниях. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о, -а.

Имя числительное

Роль в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях и их употребление в речи.

Развитие связной речи

Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения. Сочинение-повествование по картине, диафильму;

сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Использование при создании текста изобразительных средств, глаголов-синонимов.

Повторение изученного за год

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов. Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных и имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочётов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемым написанием

Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Количество слов для словарных диктантов: 4 класс – 12– 15 слов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в конце первого полугодия 65 – 70 слов, в конце года 75 – 80 слов.

  Количество слов в текстах, предназначенных для изложения:

     в конце первого полугодия 75 – 90 слов, в конце года 90 – 100 слов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА

Обучающиеся должны знать:

- изученные части речи и их признаки;

- признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;

- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75 – 80 слов)с изученными орфограммами ( падежные окончания имён существительных и имён прилагательных, личные окончания глаголов, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами а, но, и;

- производить фонетический разбор слов;

- производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имён существительных;

начальная форма ( неопределённая ), спряжение время, лицо( в настоящем и будущем времени), число, род ( в прошедшем времени) глаголов;

- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

- определять тему и основную мысль текста;

- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;

- составлять план текста;

- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использование их в речи;

- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

- писать сочинение повествовательного характера с элементами описания;

- различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре предложения;

- распознавать простые распространённые и сложносочинённые предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.

ЛИТЕРАТУРА:  

1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-4 кл. – М.: Дрофа, 2011г.

2. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4кл.:учебник. В 2 ч. -  М.: Дрофа, 2010-2012 г.

3.Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык: тетрадь для упражнений по рус. яз. и речи. 4 кл. В 2ч.  - М.: Дрофа, 2011-2012 г.

4.Рамзаева Т.Г., Щеголева Г. С.  Русский язык. 4 кл.: кн. для учителя. – М.: Дрофа, 2011г.

5.Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе: справочник к учебникам       Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2011 г.

6. Зачетная тетрадь: Тематический контроль знаний учащихся, В.Т.Голубь – Воронеж, 2011-2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...

Рабочая программа по русскому языку - 1 класс ("Школа России")

РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (50 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Канакина В.П, Горецкий В.Г., Бойкина М.В,. Дементьева М.Н.  Стефаненко Н.А.  Русский язык.// Рабочие прогр...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Учителям входящим в новые стандарты в этом году предстоит написать рабочих программы с УУД.  Моя программа, возможно, поможет вам....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"  4 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России

рабочая программа по русскому языку 3 класс 2012-13 учебный год Школа России...