Обобщение знаний о составе слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_na_konkurs.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык в 3 классе по теме «Обобщение знаний о составе слова»
Программа «Школа России».
Учебник: «Русский язык. 3 класс» Т.Г. Рамзаева
Цели:
- Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова
- Развивать умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу
- Прививать любовь к природе
Оборудование:
- Картина Левитана «Осень»
- Фонограмма – П.И.Чайковский «Октябрь»
- Опорные схемы
- Мультимедийная презентация
Ход урока
- Приветствие
Добрый день!
Ну а что это значит?
Значит, день наш по-доброму начат!
Значит, день принесёт нм удачу, и здоровья
И радость нам всем!
- Орг. момент
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
- Сообщение темы урока
- Сегодня мы продолжим работу над составом слова.
Учёные этот раздел называют словообразование. Будем образовывать новые слова при помощи частей слова, побываем в лесу, подышим свежим воздухом, ведь самое главное – это наше здоровье.
Давно доказано на деле
Здоровый дух в здоровом теле
Об этом забывать нельзя
Зарядка всем нужна, друзья! Тем более , вы знаете, что в 2013 году у нас будет проходить Универсиада , правительством предусмотрено постановление о пятилетке здоровья.
(Гимнастика для рук, массаж)
- Чтобы быть активными на уроке, чтобы прибавилось сил, давайте протонизируем наши внутренние органы
(Потрите ушки, разогрейте свои ладошки)
- Чистописание
- Какое наступило в природе время года?
- Какие сезонные изменения происходят осенью? ( Стало холоднее, вода потемнела, с деревьев опадают листья, короче стали дни)
- Запишите: Лл, лист, листик, листочек
- Какие это слова? (однокоренные)
- Подберите к ним ещё однокоренные слова. (Листва, листовой, листопад, лиственный).
- Словарный диктант
- Давайте повторим словарные слова на тему «Осень»
Погода, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь (проверка с комментированием)
- Работа над предложением (этнокультурный компонент)
Беседа: В эти выходные вы были на экскурсии и наблюдали за природой (Связь с предметом «Окружающий мир»)
- Давайте послушаем рассказ об октябре.
Октябрь – коренной месяц осени, её вершина: за перевалом – глухое предзимье. Отсюда и неустойчивость атмосферы, семь погод на дню.
Самые знаменитые дни:
14 октября – знаменитый Покров.
(К этому дню старались утеплить дом).
К 21 октябрю – готовь тёплую одежду, зима забредает.
В шутливой народной присказке и Святым работа нашлась:
Трифон шубу чинит. Пелагея рукавички шьёт барановые.
- Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени. Художники стремятся изобразить эти чудеса на полотнах, музыканты изображают своё восхищение ими в музыке. Поэты слагают стихотворения (играет музыка, звучит стихотворение «Осень»)
1)Составьте и запишите предложение:
В октябре дует холодный ветер.
Разберите его по членам предложения.
2)Слово ХОЛОДНЫЙ разберите по составу.
Вывод:
Из чего состоят слова? (из корня, приставки, суффикса, окончания)
Какая часть слова самая главная? (корень, т. к. он сохраняется во всех однокоренных словах)
- Закрепление темы урока
Упражнение в образовании слов с помощью приставок
-Что вы знаете о приставке?
(это часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов)
- В русском языке более 40 приставок, с ними вы ещё будете знакомиться. А сейчас выпишите слова с приставками из стихотворения
Что за чудо, что за диво?
Осень лес позолотила
Золотистый клён стоит,
Золотой ковёр шуршит
Под ногами позолота,
Солнца лучик золотой
Ты украсил лес густой!
- Какие слова выписали, почему? (позолотило, позолота, украсил)
- А теперь припишите как можно больше приставок к слову
светить (за, вы, под, от, о)
Физминутка
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и трудись!
Упражнение в образовании слов с различными суффиксами
- Что такое суффикс? (Часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов)
- Послушайте загадки, напишите отгадки при помощи суффиксов –ик, -ок.
Шумит он в поле и в саду
А в дом не попадём
И никуда я не иду
Покуда он идёт. (Дождь - дождик)
Белые мухи на поле сели (Снег - снежок)
Без рук, без ног рисовать умеет (Мороз - морозец)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл – красную шапочку нашёл (гриб - грибок)
Весной – веселит, летом – холодит
Осенью питает, зимой – согревает (Лес - лесок)
ВЫВОД:
- Суффиксы –ик, -ок предают словам уменьшительное значение
- А если мы наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а котище, не дом, а домище. Какая часть слова помогла придать оттенок словам? (суффикс). Суффикс –ищ указывает на то, что предмет очень большой.
- А теперь от заданных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов
Осень ник
Клён ов
Зверь н
Красный ин
Работа еньк
Солнце ышк
Сокол ёк
- Чтобы речь была богатой, надо умело использовать суффиксы.
Физминутка
Мы немножко отдохнём
Встанем, глубоко вздохнем
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети
А потом все дружно встали
Великанами мы стали
Дружно хлопаем, ногами топаем
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали
Ребята, а что мы должны помнить, находясь в лесу? (не сорить, не ломать деревья)
- Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Берегите его!
- Работа с учебником
- Выполняем упр 175.
- Давайте вспомним, как меняется жизнь птиц осенью.
- Прочитайте текст, о чем говориться в тексте, озаглавьте.
-Напишите первую часть, разберите по составу слова покружили и дальние.
- Итог урока:
- Как вы думаете, зачем нужно уметь находить части слова?
(Чтобы определять, как их правильно писать)
-Что мы сегодня повторили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс
Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...
Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
Части слова. Занимательные задания....
Русский язык 3 класс Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова
Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова...
Урок по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс
Урок разработан для 3 класса УМК "Школа России". В ходе урока выясняется уровень усвоения учащимися знаний о составе слова, сформированность умения разбирать слова по составу....
Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"
Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".
Данный урок разработан в виде ЭСТАФЕТЫ ЗНАНИЙ. В нём много игровых моментов., интересных заданий, например КОНКУРС ...
Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах".
Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах"....