Урок русского языка в 4 классе: "Глагол как часть речи"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Петкевич Лариса Николаевна

Тема: Глагол как часть речи.

 

 

  ЦЕЛИ:   1. Обучающая: формирование системы знаний о глаголе как части речи: обучение умению и навыкам определения глаголов, нахождению их среди  других частей речи, правильному употреблению их с именами существительными.

                 2. Развивающая: развитие умения работать по алгоритму; формирование навыков работы в паре; развитие навыков контроля и самоконтроля; развитие речи учащихся, внимания и памяти.

                 3. Коррекционная: формирование познавательного интереса через развитие логического мышления.

                 4. Воспитательная: воспитание учебной активности, усидчивости;  формирование навыков осознанного  подчинения определённым правилам и

требованиям.

                  

 

  ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Карта путешествия.

                                       2. Таблица с алгоритмом.

                                          3.Индивидуальные карточки с заданиями, дифференцированными по группам заданиями.

                                       4. Учебные принадлежности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol_kak_chast_rechi_-_konspekt.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГУ «НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. КРУПСКОЙ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

ТЕМА: «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

                                                                      Провела: Петкевич Л.Н.,

                                                                                      специалист высшего

                                                                                      уровня квалификации

                                                                                      2 категории;

                                                                                      учитель 4 «Б» класса

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

2010 - 2011

Тема: Глагол как часть речи.

  ЦЕЛИ:   1. Обучающая: формирование системы знаний о глаголе как части речи: обучение умению и навыкам определения глаголов, нахождению их среди  других частей речи, правильному употреблению их с именами существительными.

                 2. Развивающая: развитие умения работать по алгоритму; формирование навыков работы в паре; развитие навыков контроля и самоконтроля; развитие речи учащихся, внимания и памяти.

                 3. Коррекционная: формирование познавательного интереса через развитие логического мышления.

                 4. Воспитательная: воспитание учебной активности, усидчивости;  формирование навыков осознанного  подчинения определённым правилам и

требованиям.

                   

  ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Карта путешествия.

                                       2. Таблица с алгоритмом.

                                          3.Индивидуальные карточки с заданиями, дифференцированными по группам заданиями.

                                       4. Учебные принадлежности.

ХОД УРОКА.

   

Этапы урока.

Формы и методы работы.

Содержание работы.

Физминутка.


I. Организационный момент.








  1. Проверка готовности к уроку.










  1. Настрой на работу.






















 II.Сообщение темы

      урока      


  1. Каллиграфическая минутка (оформление тетрадей).







  1. Сопоставление формы предмета с его образом.















  1. Постановка проблемы.





  1. Подготовка к работе с алгоритмом. Работа по образцу.



Карточки:

«Найди лишнее слово».























  1. Работа по алгоритму определения частей речи.





Работа с правилом



  1. Словарная работа.

(развитие зрительной памяти)







  III.Работа по теме.




  1. Упражнение

в нахождении глаголов.















1 группа






     2 группа





      3 группа








 Физминутка

















  1. Проверка

(работа по формированию навыка контроля и самоконтроля)






  1. Упражнение в правильном употреблении глаголов с именами существительными.




  1. Постановка проблемы.

(формирование навыка работы в паре)















  1. Проверка.

(списывание с печатного текста)






  1. Закрепление. Работа с учебником у доски по образцу.


(с. 96, упр. № 345)





(комментированное письмо)


(на доске)




Пальчиковая гимнастика


  IV.Выставление оценок.










 V. Домашнее задание.












VI.Подведение итогов.





 VII .Рефлексия.

         

«Мы проверили осанку…»


 - Уважаемые пассажиры1 Вас приветствует экипаж рейса 4 «Б». Капитан -  Петкевич Лариса Николаевна,  бортпроводники - Иван Стародубцев и Александр Гавриленко.

Прошу занять места согласно купленных билетов.


- Бортпроводнику Ивану Стародубцеву -  проверить готовность к полёту.


- Долгожданный дан звонок,

  Начинается урок.

  Всё ль на месте, всё ль в порядке:

  Ручки, книжки и тетрадки?

  Все ли правильно сидят?

  Все ль внимательно глядят?

  Начинается урок,

  Он пойдёт ребятам впрок.

  Постарайтесь не зевать,

  Чтобы лучше всё понять!



  - В начале урока, я, как командир экипажа,  хотела бы узнать, с каким настроением мы  начинаем наше путешествие? У вас на партах лежат карточки с символами разного настроения. Выберите, пожалуйста, тот, который подходит к вашему настроению больше всего, и покажите мне..


- Я рада, что у всех прекрасное  настроение. Это значит, что мы готовы к работе. И я спешу сообщить, что наш полёт проходит на высоте 4 000 метров при пасмурной погоде. А почему же у нас пасмурно? Всё понятно: на небе тучи и солнце  не может  согреть нас своими лучами.


(на доске изображение солнца без лучей)


- Наша задача, сделать так, чтобы к концу полёта солнце снова ярко засияло и одарило нас своим теплом.

- Но чтобы наше путешествие было успешным, нам надо вспомнить некоторые правила.  


   ( дети зачитывают «золотые» правила русского языка)



В начале полёта необходимо заполнить бортовые журналы. Откройте тетради. Прочитайте, какое сегодня число?


  Сначала мы пропишем его в воздухе: представьте себе, что вы пишите, глядясь в зеркало – я буду вашим   отражением. Покажите, как надо держать ручку. Приступаем.


(дети прописывают число в воздухе, учитель прописывает в зеркальном отражении)


- А теперь запишем число в тетрадь.


Наш полёт над планетой Частей Речи  начинается. Давайте вспомним,  в каких странах мы уже побывали. В этом нам поможет карта путешествия. Но что случилось?

- При взлёте карта рассыпалась на части. Нам надо её восстановить.


(дети  собирают карту; каждая часть обозначена номером, внизу карты даны условные обозначения:


1 – имя существительное;

2 – имя прилагательное;

3 – имя числительное;

4 – местоимение;


дети берут часть карты, по номеру определяют часть речи)


-  Молодцы! Но у нас осталась ещё  одна деталь карты. Это та страна, по которой мы начинаем сегодня большое и интересное путешествие.  Чтобы узнать пункт назначения, мы должны выполнить следующее задание.



- Перед вами на партах лежат конверты с вашими фамилиями и номерами групп.  Возьмите из конверта карточку жёлтого цвета. Внимательно прочитайте задание.



Задание: из пяти слов в каждом ряду одно слово – лишнее. Найдите эти слова и подчеркните их.








  1. Парта, ручка, строить, клей, пенал.
  2. Кислый, прибежать, солёный, сладкий, горький.



- Какие слова подчеркнули?


Задание: записать найденные слова в столбик (друг под другом). Поставить вопрос к каждому слову (записать). Определить, что обозначает каждое слово (записать).


 (учитель пишет на доске, дети – в тетрадях)


Строить -  (что делать?), действие предмета.

Прибежать – (что сделать?), действие предмета.


- Посмотрите внимательно на запись в бортовых журналах и скажите, что общего вы заметили в записанных словах?


(слова отвечают на одинаковые вопросы и обозначают одно и то же)


- А сейчас, пользуясь  схемой, мы узнаем, какой частью речи являются все эти слова.


(дети по карточкам с алгоритмом определяют, на какой вопрос отвечают слова, что они обозначают, и какой частью речи являются)


Откройте учебники на с. 96 и проверьте, правильно ли мы определили часть речи. Приведите свои примеры.


- Молодцы!  Мы  действительно летим в город Глагольск – столицу страны Глаголов (обозначить эту  страну флажком). 

-  Для начала, давайте запомним, как пишется это слово.


(учитель показывает карточку со словом глагол, дети запоминают и прописывают всю строку)



- Ребята, иной раз, чтобы достичь цели, необходимо преодолеть различные препятствия, возникающие на пути. Вот и перед нами встала первая проблема.


-   Глаголы решили поиграть с нами в прятки и проверить, сможем ли мы найти их среди других частей речи.

 

Задание:  Возьмите из конвертов зелёные карточки. На них вразброс записаны слова, являющиеся различными частями речи: у 1 группы – это слова какой-то одной части речи и глаголы; у 2 группы – слова двух частей речи и глаголы; у 3 группы – слова трёх различных частей речи и глаголы. Ваша задача – найти глаголы, пользуясь  схемой, и  подчеркнуть их.



      я                          он

               ты                                        выучить

                           помнить

         знать                                   оно



    пять                вы                    

              знать                                      помнить          

                                   они                он

          сто                              выучить


   знать            стол              я

            большой                              помнить  

   выучить              вы             они            

                                  школа


 - Закончили. Положили ручки.



- Уважаемые пассажиры! Бортовой компьютер показывает снижение высоты полёта. Нужно исправить положение. Я прошу бортпроводника Александра Гавриленко помочь нам.



 - Вы, наверное, устали?

   Ну,  тогда все дружно встали.

   Ножками потопали,

   Ручками похлопали.

   Покружились, повертелись

   И за парты все уселись.

   Глазки крепко закрываем,

   Дружно до 5 считаем.

   Открываем, поморгаем

   И работать продолжаем.



- Замечательно! Высота набрана. Теперь надо проверить, как вы справились с заданием.


- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом. На этой карточке записаны спрятавшиеся глаголы. Если всё правильно, на полях поставьте карандашом «+».

 -  Встаньте те, чей сосед не ошибся.


  ( учитель отмечает тех уч-ся, кто справился с заданием)


- Мы с вами выяснили, что глаголы обозначают какое-либо действие предмета. Получается, что все жители области Глаголов  всегда производят какие-то действия с предметами: главное, не перепутать, какой глагол с каким  предметом  должен употребляться. Поэтому, в следующем задании вы будете подбирать к именам существительным подходящие глаголы.


- Достаньте из конвертов карточки розового цвета. На них в два столбика записаны слова. Прочитайте их. Скажите, пожалуйста, в каком столбике находятся глаголы?

 (дети определяют)


Задание: соедините имя существительное из первого столбика с подходящим глаголом из второго столбика стрелочкой.



- Вы  можете совещаться со своим соседом и вместе выбрать тот вариант, который кажется вам правильным.


                             Конь                несётся

                            Машина           катится

                             Мяч                 скачет



   

- А теперь давайте проверим.

- Кто изображён на этом рисунке? (конь)

  Прочитайте получившееся предложение. А у кого другое?


 (учитель переворачивает рисунок, дети читают правильный ответ и списывают его в тетрадь.) Аналогично с остальными рисунками.


- А теперь поработаем с учебником. Номер страницы записан на этой карточке. Что надо сделать, чтобы узнать его?



       

        (карточка повернута на 90 градусов)


- Правильно, с. 96, упражнение 345.


 Задание: к данному глаголу поставить вопрос и подобрать подходящее имя существительное (три словосочетания).


Образец:   Строить (что?) дом.


- Молодцы! Давайте дадим нашим пальцам отдохнуть. 


 («Папа, папа, это ты?»)


 

- Все вы оказались очень хорошими попутчиками: работали дружно, активно, правила не нарушали. Во время полёта я наблюдала, как вы заполняли  свои бортовые журналы. Самыми аккуратными оказались … (2-3 уч.).  Большую помощь в преодолении препятствий и решении проблем оказали… (3-4 уч.).


( учитель оценивает работу каждого учащегося, как устную, так и письменную)


- Для закрепления данных, полученных в полёте, вам необходимо ещё одно задание выполнить дома.

- Упражнение домашнего задания находится на той же странице, на которой мы работали; номер этого упражнения на одну единицу меньше номера того упражнения, которое мы выполняли. На какой странице и какое упражнение задано вам на дом?

 -  Достаньте из конверта карточки белого цвета. На них записано ваше домашнее задание (по группам) – объяснение д. з.. Запишите д. з. в дневники.



 - По какой стране мы сегодня начали путешествие?

 - Что такое глагол?

 - На какие вопросы отвечают глаголы?

 - Что они обозначают?


- Я надеюсь, что вы не забыли о той задаче, которая была поставлена  в самом начале полёта? Мы должны  помочь  солнышку  пробиться сквозь тучи. А для этого надо вспомнить, что мы делали в полёте. Выберите из перечисленного.


(на доске записаны глаголы: писали, скучали, отвечали на вопросы, отвлекались, узнавали новое,  старались, работали в парах, помогали друг другу, баловались; дети называют виды работ, а учитель приклеивает лучи к солнышку на каждое правильно названное слово)


- Молодцы, посмотрите, как засияло наше солнышко! Я

надеюсь, что всем сразу стало теплее. Большое спасибо за работу! Наш полёт окончен.

 

                     

96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.

Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...