Технологическая карта урока.Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

МОРОЗОВА НАДЕЖДА КУЗЬМИНИЧНА

Образец составления технологической карты урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока(Образец)

Учебный предмет:русский язык

Класс: 4

Школа:

Учитель: 

УМК: Общеобразовательная

Тема урока

Три склонения имён существительных.

Цель урока

             -     дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в

                     единственном числе;

  • познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и
  • по роду имени существительного;
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  •  учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения;

  • развитие слуховой и оперативной памяти;
  • развитие логического  и творческого мышления, умения делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие орфографической зоркости учащихся;
  • формирование познавательной мотивации;
  • воспитание культуры умственного труда, самоконтроля;
  • воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
  • воспитание аккуратности при работе;

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

             - алгоритм определения склонения;

 - родовые окончания склонений;

             - падежи и падежные вопросы;

             - почему в одном и том же падеже окончания разные, от чего это зависит;

уметь:

- уметь распознавать тип склонения по окончанию и по роду имени

   существительного;

 -уметь  правильно писать окончания существительных;

Основные понятия

Склонение, родовые окончания.

Межпредметныесвязи

Музыка,чтение.

Ресурсы

  1. Учебник  Селиверстова Г.М., МанзановаФ.Т.Русский язык.
  2. Презентация к уроку «Три склонения имён существительных».
  3. Карточки для индивидуальной работы.
  4. ИКТ, ТСО.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

Регулятивные :

1.Мозговая гимнастика. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь):

2.Психологический настрой детей.

«наденьте шапку»,то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.

У вас на столах лежат три облачка: серое, белое, голубое. Какое настроение вам больше нравится то и оставте на столе, а другие уберите на край стола.  И если до конца урока оно не изменится можете оставить его. А я  желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

Настраивается на активную работу на уроке.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .Постановка проблемы.

Регулятивные: целеполагание:

приём  «Верные и неверные утверждения» (слайд)

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

Постановка проблемы

- У вас на столах лежат листы, на которых написаны номера вопросов. Я вам задаю вопросы, а вы  обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-»,если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

  . Верите ли Вы,  что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

    . Верите ли вы, что  все имена существительные всегда стоят в форме единственного  числа?

     . Верите ли вы, что род это непостоянный признак?

    . Верите ли Вы ,что в русском языке пять падежей?

     . Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

     . Верите ли Вы .что предложный падеж без предлога не употребляется?

    . Верите ли Вы ,что в русском языке три типа склонения?

    . Верите ли Вы, что склонение- это постоянный признак  имени существительного?

   - Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит мы с вами ещё не всё знаем об имени существительном. К этим высказываниям  мы вернёмся позже.  

- Значение, какого слова вам не совсем понятно?

- Попробуйте подобрать однокоренные слова.

- Значит имя существительное может склоняться. Что это значит?  

 Попробуем сегодня ответить на эти вопросы. Сформулируйте тему урока.

   Прочитайте предложение, записанное на доске.

Книги учат нас смелост… и дружб….

 - Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.

 Что можно сказать об окончаниях? Какие они?

Теперь прочитайте предложение без пропусков.

- Что заметили?

 - Какие вопросы возникают?

-Чтобы ответить на этот вопрос проведем небольшую исследовательскую работу.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Склонение имён существительных.(слайд)

 Смелости и дружбе

 Книги учат нас смелости и дружбе.

Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?

III . 1. Поиск решения. 2.Открытие нового знания. 3.Работа в группах.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

-Переверните листочек с цифрами.  На  нём во всех падежах написаны слова: река, земля ,Юра, дядя, стол, конь ,окно, поле, степь.

- Назовите, существительные женского рода и подпишите над ними. Одинаковые ли у них окончания в И .п.? Выделите их.

- Отделите вертикальной чертой существительное  степь.

 - Назовите существительные мужского рода. Какие окончания имеют существительные мужского рода. Подпишите род и выделите окончание. Сравните как они склоняются?  На какие две группы можно разделить существительные мужского рода?  Разделите чертой эти слова.  

 И остались существительные среднего рода. Пометьте их и выделите окончания.(слайд с проверкой)

Все существительные мы разделили на три группы .(слайд с таблией)

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Ж..р. –а –я -ь

 М. р. –а- я -    -ь

Ср. р.  –о -е

Ученики сами делают вывод обобщая работу по таблице,  какие существительные относятся к первой группе, это 1 скл, вторая группа -2 скл, третья группа- 3 скл.

IV. Физкультминутка.

      (подвижная под музыку «Четыре шага»)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

   Показ учителем.

Ученики выполняют действия согласно тексту песенки.

4.Работаем над составлением алгоритма.

 Итак, что надо  сделать ,чтобы определить  к какому склонению относится существительное? (алгоритм па слайде)  

Сравним  наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 90.  

- Сколько склонений у имён существительных?

 -Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока?  

 Поему в словах  смелости и дружбе разные окончания?

- С какой целью необходимо научиться определять окончания существительных?

 Ученики  читают правило, отвечают на вопросы после правила.

Потому что эти существительные разного склонения.

-Чтобы правильно писать окончания.

V.Первичное применение знаний1.Самостоятельная работа, но возможна и работа в парах.

2.Игровая проверка знаний с использованием диска с уроками по русскому языку для 4кл.

3. Отгадывание загадок. (можно письменно, если позволит время)

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий; коллективная проверка.

- Запишите данные на слайде слова в три столбика по склонениям: улица, класс, дерево, яблоня, яблоко, вьюга, ночь, берег, осень, дождь, ключ, помощь, Володя, Аркадий, Самара, Волгоград , Рязань.

Прочитайте слова 1скл., 2скл, 3скл..

-Я буду щёлкать мышкой на указанные вами слова:

а) назвать слова  первого склонения.

б) назвать слова второго склонения.

в)       назвать слова  третьего склонения.

Отгадать  загадки и определить склонение.

  • Семь одёжек, все без застёжек. (капуста)
  • Белая вата плыла, куда-то.(облако)
  • Зимой спит, летом ульи ворошит.(медведь)
  • Что же это за девица-

Не швея ,не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.(ель)

* И железные рога

И железная нога,

 На цепи на дно пойдёт-

Остановит пароход. (якорь)

Работают в парах по определению склонений согласно составленному алгоритму. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию  и имеющиеся знания

Ученики называют слова  и получают оценку.

.

Ученики отгадывают загадки и определяют склонение ,доказывая свой ответ согласно правилу.

VI. Рефлексия.

Личностные: самоконтроль,

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке

  1. «Верные и неверные утверждения»

-А сейчас вернёмся к нашему первому заданию и проверим всё ли верно.

 - В каких высказываниях у вас возник спор?

-Узнали ответы на эти вопросы?

-Что такое склонение?

-Сколько склонений у имён существительных?

 - Склонение это постоянный признак?

  -  Вот и подошла наша исследовательская работа.

        2. «Выставление оценок» (слайд)

     Наш урок подошёл к концу

     И умный вид вам всем к лицу,

     Вы все милы и симпатичны

     И отвечали на  «отлично»!

       3. Покажите своё облачко .

   -3

  -Да

Ученики читают стихотворение со слайда, показывают облачко.

VII. Информация о домашнем задании.

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.

- домашнее задание :стр. 90 выучить правило.

Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...