Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
статья на тему
Статья подготовлена на Международную научно-практическую конференцию "Духовно-нравственное и правовое воспитание личности", проходившую на базе Восточно-Казахстанского Государственного университета им. С. Аманжолова г. Усть-Каменогорска, Республики Казахстан в сентябре 2015 года. В содержании статьи рассматривается применение в работе с учащимися технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (RWCT), разработкой которой занимались американские учёные Джинни Стилл, Курстис Мередит, Чарльз Темпл. Автором статьи приводятся примеры использования наиболее эффективных стратегий (методов) этой технологии, используемых при проведении классных часов, а также результаты диагностики нравственной самооценки учащихся, полученных по итогам серии классных часов на духовно-нравственную тематику с использованием у казанной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Перемены, происходящие в общественно-политической жизни страны за последние десятилетия, неизбежно повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания, поэтому развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Сегодня наиболее важными являются вопросы формирования у подрастающего поколения казахстанского патриотизма, уважения к государственной символике страны, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к традициям и обычаям своего народа.
В современной социально-педагогической ситуации, когда для многих детей, заканчивающих начальную школу, образцами для подражания становятся эстрадные певцы, герои зарубежных фильмов, манекенщицы, прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций, духовные ценности заменяются материальными, духовно-нравственное воспитание должно базироваться на формировании у детей потребностей, мотивов, познании себя, достижении гармонии физического и нравственно-духовного развития, обогащении национальными и общечеловеческими ценностями, стремлении к взаимопониманию, утверждении добра и человеколюбия путём самосовершенствования и самореализации личных, интеллектуально-эмоциональных убеждений. Задача современной школы – направить детей к пониманию необходимости стать духовно богатой, нравственной личностью, «утверждать в душе ребёнка идеи правды, справедливости и добра» (Б.Т. Лихачёв). Известный теоретик педагогики, Харламов И.Ф. в своем курсе лекций писал, что «формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение». Как помочь учащемуся стать личностью, обладающей достаточным уровнем духовно-нравственной культуры? Как формировать и развивать духовность и нравственность у детей? Использование перспективных педагогических технологий в деятельности классного руководителя младших школьников помогает решать эту задачу. Более десяти лет я успешно применяю в своей работе с учащимися технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (RWCT), разработкой которой занимались американские учёные Джинни Стилл, Курстис Мередит, Чарльз Темпл. Трёхфазная модель технологии: побуждение, осмысление и рефлексия, успешно вписывается в методику подготовки и проведения классных часов, посвящённых духовно-нравственной тематике, так как позволяет учащимся научиться слушать и слышать друг друга, обрести навыки коллективного поиска решаемых проблем, учит детей отстаивать свою точку зрения, рассуждать, анализировать, делать выводы, самоутверждаться, формирует положительные эмоции, адекватную само- и взаимооценку поступков и действий, самоконтроль, самокритичность, содействует развитию толерантности, формированию активной жизненной позиции. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - кладезь уникальных стратегий (методов), которые способны погрузить учащихся в проблему классного часа, активизируют их мыслительную деятельность, стимулируют личное преобразование, учат уважительно реагировать на мнения разных людей, разные точки зрения и позиции, задавать собственные вопросы, формулировать и выражать мнения, думать критически и гибко. Результаты проведённой в моём классе диагностики нравственной самооценки у четвероклассников (по методике М.И. Шиловой, адаптированной мною для учащихся начальной школы) в начале учебного года показали, что высокий уровень имеет лишь треть учеников класса, средний уровень – 25%, остальные учащиеся имеют низкий уровень нравственной самооценки. Поэтому была разработана система классных часов, направленных на формирование духовно-нравственных качеств у школьников в трёхфазной модели RWCT. Приведу несколько примеров:
Тема классного часа | Цель проведения | Используемые стратегии RWCT |
Что значит жить для окружающих людей? | Сочинить сказочную историю «Если бы я был волшебник, что бы я сделал для людей?» | Мозговая атака (брейнсторминг), мини-эссе |
Вежливость | Дать определение понятия «вежливость» и раскрыть его смысл» | Ассоциативная карта, направленное чтение, синквейн |
Кратко охарактеризую используемые на этих классных часах стратегии (методы) технологии RWCT:
-мозговая атака (брейнсторминг) – генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса, анализ и оценка выдвинутых идей. Учащиеся предлагали, анализировали и оценивали разные идеи, отвечая на вопрос: «Что значит жить для окружающих людей?»;
-мини-эссе. Эссе – творческое задание в форме статьи, письма, адресованное кому-либо, в котором пишущий становится на позицию описываемого в тексте объекта (один из способов откровения, доверительности). Тема эссе определяется темой классного часа, объём работы и время ограничены. Можно написать одно эссе от группы учащихся или выбрать лучшее (тогда эссе пишет каждый ученик). Написание эссе на нравственные темы представляет сложность для младших школьников, учащимся часто трудно выразить свои мысли из-за недостаточности словарного запаса, поэтому учитель осуществляет индивидуальную помощь. В форме эссе была написана сказочная история «Если бы я был волшебник, что бы я сделал для людей?»;
-ассоциативная карта – позволяет «погрузиться» в проблему, рассматриваемую на классном часе, заставляет учащихся активизировать мышление, выражать свою заинтересованность проблемой. Каждый учащийся называл свои ассоциации на тему «Вежливость», не повторяясь и не перебивая другого. Учитель фиксировал слова-ассоциации на доске. После такой работы ученики самостоятельно определили цель классного часа и поставили задачи по достижению данной цели;
-направленное чтение – позволяет изучать тексты на определённую тематику, когда к каждой части даётся задание, связанное с поиском и анализом информации, либо ключевой вопрос. Так, на классном часе посвящённом вежливости, учащиеся работали с художественным текстом – анализировали вежливые и невежливые поступки детей;
-синквейн («пятистишие») – хорошая стратегия, позволяющая подвести итог работы, осуществить рефлексию деятельности и настроения учащихся по итогам работы на классном часе, особенно с духовно-нравственной направленностью:
а) слово (понятие, явление) – имя существительное;
б) 2 прилагательных, характеризующих это понятие или явление (из числа существенных признаков);
в) 3 глагола, причастия или деепричастия, характеризующие действия, связанные с понятием;
г) фраза из 4 слов, показывающих отношение к слову – имени существительному (см. позицию а)
д) ассоциация – одно слово к имени-существительному (см. позицию а)
Синквейн, который мы составили вместе с учащимися, подводя итоги классного часа:
вежливость;
необходимая, важная;
помогает, корректирует, облагораживает;
воспитанный человек всегда вежлив;
тактичность.
По итогам серии классных часов на духовно-нравственную тематику с использованием технологии RWCT была проведена итоговая диагностика нравственной самооценки учащихся. Низкий уровень показали 15% учащихся, средний уровень – 45% учащихся, высокий уровень – 40% учащихся. Таким образом, классные часы, формирующие у учащихся духовно-нравственные качества, проводимые с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» дают положительные результаты, способствуют усвоению детьми духовно-нравственных ценностей, являются одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Литература:
1.Книги по педагогике, психологии, философии: http://www.p-lib.ru.
2.Комплексная программа воспитания в организациях образования в Республике Казахстан на 2006-2011 годы.
3. Философия и методы RWCT в действии. Под ред. С. Мирсеитовой, Алматы, 2006 .
4. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся...
Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетен...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Статья оо особенностях развития младших школьников и необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже в начальной школе....