Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Сапунова Татьяна Фёдоровна

Урок русского языка по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Класс: 1 «Б» МОУ СОШ №51

Учитель: Сапунова Т.Ф.

УМК: «Школа 2100»

Тема: Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель:

– развитие орфографических умений; умений чтения и понимания текста.            

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Повторение.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

   – Откройте рабочую тетрадь.

– Что мы запишем здесь? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– «Классная работа».

 Ι. Чистописание

– С какого этапа начнём урок русского языка?

1. Прописывание букв и сочетаний.

– Из каких элементов состоят буквы Т, П, Г?

– Запишите элементы и буквы.

– Что вы знаете о правописании каждого из них? Запишите их.

2. Упражнение для самоконтроля.

Отличную букву в тетрадке найди

И зелёной ручкой её подчеркни.

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– Как назывался этот этап урока?

– Для чего мы его проводим?

II. Словарная работа.  

– Прочитайте слова словосочетания. Вставьте необходимые слова.

Стреляный … (воробей) , считать … (ворон)  , (сорока)…  на хвосте принесла, как  …  (собака)на сене.

– Когда так говорят? С какой буквы написаны слова?

– Подчеркните букву гласного, которую нельзя проверить, а надо запомнить, поставьте в этих словах ударение.

Образуйте от вставленных слов – русские фамилии, подчеркните первую букву в этих словах. (Воробьёв, Воронов, Сорокин, Собакин)

Найдите слово с мягким знаком. (Воробьёв) Какую функцию выполняет в этом слове мягкий знак? (Разделяет согласную и гласную буквы) Подчеркните мягкий знак

Самоанализ с самооценкой.

 Формулирование темы и цели урока.

– Посмотрите на орфограммы, которые вы подчеркнули, как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

– Составим план урока.

План (примерный)

  1. Написание слов с большой буквы.
  2. Написание слов с разделительным ь.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1.- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с  маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Может, в одном случае лев обозначает животное, и тогда слово пишется с маленькой буквы. В другом случае обозначает имя мальчика, и тогда слово пишется с большой буквы)

- Посмотрите на слова. (Орёл – орёл, рыжик – Рыжик, роза – Роза, лев – Лев, шарик – Шарик, тигр – Тигр)

- С какой буквы написаны слова? Почему?

В каких словах мы пишем заглавные буквы? (Имена, фамилии, отчества людей; клички животных; имена  сказочных героев, названия  областей, городов, рек, морей, океанов, гор, то есть  географические  названия

2.  Работа в группах

- Распределите  слова по этим группам.

1.

Имена, фамилии, отчества

2.

Имена сказочных героев

3.

географические названия

4.

        

Слова для справок:                 Анапа

                                                 Пушкин Александр Сергеевич

                                                 Агния Львовна Барто

                        Чиполлино

В                                               Волга

                                                 Незнайка

                                                 Самуил Маршак

                       Дон

                                                 Золушка

                                                 берёза

                         камыш

                                                 дуб

                                                 Байкал

33. Фронтальный опрос учащихся.

- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? 4 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.

 Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика?

4. - Послушайте загадки, отгадайте их и постарайтесь запомнить слова – отгадки (лебедь, медведь, свинья, олень, обезьяна)

Моя дорога — есть лианы,
Моя еда — так есть бананы!
Деревья — это дом сплошной,
Без них жизнь стала бы «пустой»!
(ОБЕЗЬЯНА)

Есть в лесах могучий зверь,
Ты, сынок, уж мне поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто, его мне назовёт?
(МЕДВЕДЬ)

Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
(ЛЕБЕДЬ)

Не лицо, а рыло
Землю перерыло,
Закрутила хвостик я,
Потому что я -…
(свинья)

Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками!
(олень)

- Проверим, какие слова вы запомнили? Запишем эти слова в тетрадь.

(Проверка записи слов с доски.)

- Что общего заметили в этих словах? (все эти слова обозначают животных; во всех словах есть мягкий знак)

Посмотрите на написание этих слов и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком)

- Назовите слова с мягким знаком – показателем мягкости (гусь, олень, медведь)

- Слова с разделительным мягким знаком? (свинья, обезьяна)

- Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в конце и в середине слова между двумя согласными)

- Когда пишется разделительный мягкий знак? (после согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится [й’])

Повторим правило написания разделительного мягкого знака (опрос 2-3 учеников)

- Что разделяет разделительный мягкий знак? (согласный и гласный звук)

Проверим, научились ли вы распознавать слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком.

- Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь)

Прочитайте слова (деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья)

Задание: запишите слова по вариантам.

1 вариант – слова с мягким знаком – показателем мягкости;

2 вариант – с разделительным мягким знаком.

Проверка.

2. Упр. 36, с. 33.  

1) – Рассмотрите рисунок на с. 33.

– Прочитайте фамилии.

– От каких слов они образовались?

– Что общего у этих слов? (Это названия птиц.)

– Что на рисунке у Орлова от орла? (Изгиб носа напоминает орлиный клюв.)

– Почему Лебедевы когда-то могли получить такую фамилию? (Они были светловолосые.)

– Чем Петухов напоминает петуха? (У него на голове хохолок, как гребешок у петуха.)

– А какой может быть у него характер?

– Как вы думаете, о чём будет текст?

Предположения детей.

2) Самостоятельное чтение текста про себя.

3) – Оправдались ли наши предположения?

– Как появились «птичьи» фамилии?

4) – Прочитайте их. Выпишите, подчеркните большую букву.

5)– Прочитайте последний абзац.

Читают вслух.

– К чему призывает автор? (Быть любознательным, наблюдательным, знать свои корни.)

– Как бы вы озаглавили текст? («”Птичьи” фамилии».)

3. Упр. 37, с. 34.

Устно ученики называют фамилии. Комментированная запись тех фамилий, которые ещё не были записаны.

4. Беседа по рисунку, с. 34.  

– Прочитайте плакат.

– Как вы думаете, кто его написал?

– Какие надо было знать правила, чтобы не допустить ошибки?

– Какой плакат составила бы львица Эля? (Каждому Львову свежее мясо!)   

– Что мы сейчас делали?  

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

– Какие знания мы сегодня повторили?

– Когда слова пишутся с большой буквы?

– Перед какими буквами гласных пишется разделительный мягкий знак?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

ТООУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционное занятие по русскому языку во 2 классе по программе специального (коррекционного) обучения. Тема:"Написание слов с большой буквы"

Цели: 1. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.            2. Обогощать словарь учащихся....

Урок русского языка в 1-м классе "Упражнение в написании слов с изученными буквами"

Урок предназначен для закрепления знаний и умений по изученным орфографическим правилам, формирования умения в правописании слов с сочетанием жи, учит правильному чтению слов с данным сочетанием...

Упражнения в написании слов с большой буквы, 1 класс

план-конспект урока, презентация...

Конспект урока по рус.языку. Упражнения в написании слов с изученными буквами, слов с буквами парных согласных звуков на конце

Тип урока:рефлексияЦель:формируем умение различать парные и непарные согласные звуки;УУД:Личностные:Освоить  статус  ученика; формировать мотивацию к учению.Регулятивные:1. Организовывать св...

Технологическая карта урока письма «Упражнение в написании слов с изученными буквами» (УМК "Перспектива", 1 кл.)

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление и коррекция представлений о согласных буквах Б, Д, Ж, З, совершенствование умений написания слов, предложений с изученными буквами. Задачи урокаДи...