1.- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Может, в одном случае лев обозначает животное, и тогда слово пишется с маленькой буквы. В другом случае обозначает имя мальчика, и тогда слово пишется с большой буквы) - Посмотрите на слова. (Орёл – орёл, рыжик – Рыжик, роза – Роза, лев – Лев, шарик – Шарик, тигр – Тигр) - С какой буквы написаны слова? Почему? В каких словах мы пишем заглавные буквы? (Имена, фамилии, отчества людей; клички животных; имена сказочных героев, названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, то есть географические названия 2. Работа в группах
- Распределите слова по этим группам.
1. Имена, фамилии, отчества
| 2. Имена сказочных героев
| 3. географические названия | 4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова для справок: Анапа Пушкин Александр Сергеевич Агния Львовна Барто Чиполлино В Волга Незнайка Самуил Маршак Дон Золушка берёза камыш дуб Байкал
33. Фронтальный опрос учащихся. - Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? 4 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? 4. - Послушайте загадки, отгадайте их и постарайтесь запомнить слова – отгадки (лебедь, медведь, свинья, олень, обезьяна)
Моя дорога — есть лианы, Моя еда — так есть бананы! Деревья — это дом сплошной, Без них жизнь стала бы «пустой»! (ОБЕЗЬЯНА) Есть в лесах могучий зверь, Ты, сынок, уж мне поверь! Ест малину, любит мёд. Кто, его мне назовёт? (МЕДВЕДЬ) Птица медленно плывёт, Словно белый теплоход. Горделива и красива, Терпелива и пуглива. (ЛЕБЕДЬ) Не лицо, а рыло Землю перерыло, Закрутила хвостик я, Потому что я -…(свинья) Он других не обижает. Ест траву, в лесу гуляет, Но ветвистыми рогами Может справиться с волками! (олень) - Проверим, какие слова вы запомнили? Запишем эти слова в тетрадь. (Проверка записи слов с доски.) - Что общего заметили в этих словах? (все эти слова обозначают животных; во всех словах есть мягкий знак) Посмотрите на написание этих слов и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком) - Назовите слова с мягким знаком – показателем мягкости (гусь, олень, медведь) - Слова с разделительным мягким знаком? (свинья, обезьяна) - Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в конце и в середине слова между двумя согласными) - Когда пишется разделительный мягкий знак? (после согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится [й’]) Повторим правило написания разделительного мягкого знака (опрос 2-3 учеников) - Что разделяет разделительный мягкий знак? (согласный и гласный звук) Проверим, научились ли вы распознавать слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком. - Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь) Прочитайте слова (деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья) Задание: запишите слова по вариантам. 1 вариант – слова с мягким знаком – показателем мягкости; 2 вариант – с разделительным мягким знаком. Проверка.
2. Упр. 36, с. 33. 1) – Рассмотрите рисунок на с. 33. – Прочитайте фамилии. – От каких слов они образовались? – Что общего у этих слов? (Это названия птиц.) – Что на рисунке у Орлова от орла? (Изгиб носа напоминает орлиный клюв.) – Почему Лебедевы когда-то могли получить такую фамилию? (Они были светловолосые.) – Чем Петухов напоминает петуха? (У него на голове хохолок, как гребешок у петуха.) – А какой может быть у него характер? – Как вы думаете, о чём будет текст? Предположения детей. 2) Самостоятельное чтение текста про себя. 3) – Оправдались ли наши предположения? – Как появились «птичьи» фамилии? 4) – Прочитайте их. Выпишите, подчеркните большую букву. 5)– Прочитайте последний абзац. Читают вслух. – К чему призывает автор? (Быть любознательным, наблюдательным, знать свои корни.) – Как бы вы озаглавили текст? («”Птичьи” фамилии».) 3. Упр. 37, с. 34. Устно ученики называют фамилии. Комментированная запись тех фамилий, которые ещё не были записаны.
4. Беседа по рисунку, с. 34. – Прочитайте плакат. – Как вы думаете, кто его написал? – Какие надо было знать правила, чтобы не допустить ошибки? – Какой плакат составила бы львица Эля? (Каждому Львову свежее мясо!) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |