Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования
статья по русскому языку по теме

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

 

Начальная школа — фундамент образо­вания каждого человека. Именно в этот пе­риод важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Период обучения в начальной школе, в свою очередь, являет­ся, по словам психологов, особым в жизни ребенка. Это связано с изменением веду­щей деятельности (при сохранении значи­мости игровой деятельности ведущей ста­новится, учебная), освоением ребенком но­вой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружаю­щим миром, развитием потребностей в об­щении, познании, социальном признании и самовыражении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение созданию письменных текстов

разных типов в условиях перехода

на ФГОС начального общего образования

Л.С. САЛОМАТИНА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе, Московский педагогический государственный университет

Цели и задачи обучения в начальной школе. Начальная школа — фундамент образования каждого человека. Именно в этот период важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Период обучения в начальной школе, в свою очередь, является, по словам психологов, особым в жизни ребенка. Это связано с изменением ведущей деятельности (при сохранении значимости игровой деятельности ведущей становится, учебная), освоением ребенком новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

Какой    он,    сегодняшний    младший школьник? Он, конечно, уже не похож на младшего школьника 80-90-х годах XX в. «Новые поколения россиян — это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности» [I]1. В связи с этим к системе российского образования предъявляются уже другие требования. И на сегодняшний день, по мнению авторитетных ученых, миссией российского образования является воспитание успешных граждан: «Миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности как важнейшего условия развития российского гражданского общества и в результате на укрепление российской государственности, консолидацию народов России, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни нашей страны» [1].

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение таких целей образования, которые будут учитывать государственные,    социальные    и    личностные потребности и интересы. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является   формирование   совокупности универсальных учебных действий. В связи с этим важным становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний (в рамках отдельных учебных дисциплин), но и формирование способности учащегося к саморазвитию, самосовершенствованию.

Задача данной статьи — показать, какое место в системе начального образования занимает работа по обучению детей созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждения), какие цели преследует такая работа, как она связана с формированием совокупности универсальных учебных действий.

Важнейшей целью начального образования является развитие личности младшего школьника с учетом его индивидуальных особенностей.

К основным задачам относятся: формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; развитие основных сфер личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В результате начального общего образования у учащихся должны быть сформированы: осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения [2].

Остановимся подробнее на первой задаче начального образования. О какой опорной системе знаний, которая обеспечивает возможность продолжить обучение в основной школе, идет речь? Для ответа на этот вопрос обратимся к концепции фундаментального ядра содержания общего образования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования, по словам авторов проекта, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

В фундаментальном ядре содержания образования фиксируются:

1) основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;

______________________________

1В квадратных скобках указан номер работы из списка «Использованная литература». – Ред.

2) универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [3].

Рассмотрим первый составляющий компонент фундаментального ядра содержания общего образования. Остановимся на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.

Язык — основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.

Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому язык}' и литературному чтению, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам.

Таки.м образом, русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения.

Фундаментальное ядро содержания образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: «Языковая система» и «Речь». Первый предусматривает освоение основ лингвистики, второй — овладение речевой деятельностью.

В начальной школе компонент «Языковая система» представлен двумя содержательными линиями: «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Компонент «Речь» представлен содержательной линией «Развитие речи». Система изучения русского языка в начальной школе может быть представлена на схеме.

Тема «Лексика» изучается во всех разделах курса.

Все изложенное выше позволяет заключить, что:

1) начальная школа является фундаментом всего последующего обучения. Основной целью обучения в начальной школе является всестороннее развитие личности младшего школьника;

2)  в системе предметов начального образования русский язык занимает ведущее место. Успехи ребенка в изучении русского языка во многом определяют качество его подготовки по другим школьным предметам.

Отметим также, что современная начальная школа меняет ориентиры: с освоения учащимися конкретных предметных знаний (зуновский подход, который, заметим, по-прежнему признается одним из важных) на формирование универсальных учебных действий. Обеспечение развития последних становится актуальной и новой  задачей начального образования наряду с  традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

Приоритетность формирования универсальных учебных действий в системе современного начального образования. Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении означает совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Перечислим функции универсальных учебных действий:

—  обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармонического развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

— обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

 Рассмотрим, какие группы универсальных учебных действий представлены в  стандарте.

Выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия [А].

Сфера личностных универсальных учебных действий: внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, установка на здоровый образ жизни и т.д.

Сфера регулятивных универсальных учебных действий: овладение всеми типами учебных действий.

Сфера познавательных универсальных учебных действий: использование знакоо-символических средств, в том числе овладение действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

Сфера коммуникативных универсальных учебных действий: умение учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Подробнее остановимся на третьей и четвертой сферах универсальных учебных действий.

Сфера познавательных универсальных учебных действий. Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

1. К общеучебным универсальным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) [5].

В начальной школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом: формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое чтение; формулирование проблемы.

2. Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем — индуктивной или дедуктивной) [5].

В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: выделение признаков предмета; сравнение, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство.

Сфера коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [5].

В начальной школе коммуникативные универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: умения взаимодействовать, согласовывать коммуникативные усилия, передавать информацию.

Особо отметим, что задачи общения, сотрудничества и взаимодействия решаются главным образом при опоре на речевые средства и действия. Речевая компетенция (система речевых действий) выступает в данном случае как универсальное учебное действие. Умение использовать языковые средства с учетом закономерностей их функционирования для построения высказываний (устных и письменных) является очень важным. Условием эффективного усвоения языковых средств служит их активное применение в контексте реальной коммуникативной деятельности.

Итак, в сфере коммуникативных универсальных учебных действий важным являются: умение представлять информацию, сообщать ее в письменной и устной форме; умение аргументировать свою точку зрения; умение использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений; речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий и т.д.

Таким образом, можно утверждать, что умение читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов, а также создавать речевые высказывания (в устной и письменной форме) является универсальным учебным действием.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1)  формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу современного начального образования;

2) умение составлять устные и письменные высказывания относится как к сфере познавательных действий (общеучебных и логических) (например, выделение признаков предмета, сравнение, рассуждение, гипотеза, доказательство востребовано при создании текстов-описаний и текстов-рассуждений), так и к сфере коммуникативных действий;

3)  формирование у младшего школьника умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в том числе и создавать письменные тексты различных типов) способствует более успешному усвоению различных учебных предметов.

Работа по обучению детей созданию письменных текстов в примерной программе по русскому языку для начальной школы. Остановимся подробнее на примерной программе по русскому языку для начальной школы [6]. Какое место в ней занимает работа по обучению детей созданию текстов различных типов?

В первую очередь рассмотрим те цели и задачи, которые решает курс русского языка в системе предметов общеобразовательной школы. Курс русского языка реализует две цели:

1) познавательная цель (предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся);

2) социокультурная цель (формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи).

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения; усвоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь [6].

Как видим, овладение умением составлять письменные тексты-описания и тексты-повествования входит в группу важнейших образовательных задач изучения русского языка.

Как было указано выше, курс русского языка представлен тремя содержательными линиями: языковой системы, орфографией и пунктуацией, развитием речи.

Обратимся к последней из них.

Развитие речи. Осознание ситуации общения, с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными моно-

логическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения -рассуждения.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

— достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

— умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;                                                   

—  умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

— сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль) [6].

Как видим, в примерной программе большое внимание уделяется теме «Текст»: изучаются признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста и т.д. Важное место в данном разделе отводится обучению детей типам текста, написанию сочинений-повествований, сочинений-описаний, сочинений -рассуждений.

В «Планируемых результатах начального общего образования», в разделе «Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов» и разделе «Развитие речи», представлены задания двух уровней.

Планируемый результат: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы).

Задание базового уровня

Прочитай текст.

* * *

— На каникулах мы с мамой были в Москве. Это такой удивленный город! В Москве так много красивых площадей, улиц, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица, — сказал Леня.

— Москва, конечно, красивый город, — согласилась Ира. — Но говорить удивленный город нельзя.

Кто прав? Устно объясни почему.

Задание повышенного уровня

Напиши небольшое сочинение (4-5 предложений), зачем в языке существуют вежливые слова и как они тебе помогают [2].

Как видим, данные задания связаны со знанием особенностей построения текста -рассуждения (как устного, так и письменного). В первом случае нужно доказать (объяснить), кто из детей прав. Во втором случае — зачем в языке существуют вежливые слова, как они помогают в жизни.

В «Оценке достижения планируемых результатов в начальной школе» (часть 1) [7] представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку

В содержательной линии «Развитие речи» представлено 10 заданий (с № 67 по № 76).

Из них 7 заданий направлены на умение создавать тексты разных типов. Приведем примеры.

Планируемый результат: выражать собственное мнение и аргументировать его.

Задание № 70 базового уровня

Прочитай диалог.

* * *

Федор Иванович Шаляпин всегда возмущался людьми, которые считают труд артиста легким.

— Они напоминают мне, — говорил певец, — одного извозчика, который как-то вез меня по Москве.

— А ты, барин, чем занимаешься? — спрашивает.

— Да вот пою.

—  Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь — это мы все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю — ты чего делаешь?

В этом диалоге высказаны два мнения о труде артиста. Кто из участников диалога считает, что труд артиста легкий, артисту ничего особенного делать не приходится, а кто придерживается противоположного мнения? Чье мнение ты разделяешь? Поясни свой ответ.

Планируемый результат: самостоятельно озаглавливать текст.

Задание № 72 базового уровня

Прочитай и озаглавь текст.

* * *

Очень часто в повседневной жизни мы употребляем слова «здравствуйте», «спасибо», «целую». Это старые русские слова. Они связаны с обычаями Древней Руси.

При встрече мы обращаемся друг к другу с приветствием «здравствуйте», то есть желаем здоровья. Почти все письма и телеграммы родным и друзьям заканчиваются словом «целую». Обряд целования при расставании и встрече близких людей тоже связан с пожеланием здоровья: целовать означало желать быть целым, то есть невредимым, здоровым. В старославянском языке этот глагол имел значение «приветствовать». В знак благодарности говорят «спасибо». Это слово — измененное «спаси, Бог». Благодаривший желал всяческого благополучия тому, кто был с ним внимателен, помог ему.

Запиши заглавие.

Планируемый результат: сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Задание М 76 (комплексное: проверяется базовый и повышенный уровни)

Прочитай историю, рассказанную Джанни Родари.

* * *

Была однажды получена открытка. На ней было написано только: «Приветы и поцелуи!» И подпись: «Нинучча». Никто не знал, кто такая эта Нинучча — старая ворчунья или девочка в джинсах. Или, может быть, какая-нибудь птичка.

Многие бы хотели получить хотя бы один из этих «приветов» и «поцелуев», хотя бы самый маленький. Но как узнать, кто такая Нинучча и почему она решила отправить открытку с приветами и поцелуями?

Напиши небольшое письмо Нинучче (7-10 предложений). Расскажи немного о себе и задай ей два-три вопроса. Постарайся написать письмо так, чтобы Нинучча захотела тебе ответить [7].

Вышеизложенное позволяет утверждать, что:

1) умение составлять письменные тексты-описания и тексты-повествования считается важной задачей изучения русского языка;

2) с этой целью в программу по русскому языку вводятся темы: текст, признаки текста, заголовок текста, абзац, типы текста и т.д.;

3)   в конце изучения курса русского языка итоговая оценка достижения планируемых результатов (в разделе «Развитие речи») связана с умением создавать (как устно, так и письменно) тот или иной тип текста.

Таким образом, обратившись к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, мы определили актуальность работы по формированию у детей умения создавать письменные тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение). В связи с этим основные задачи для учителей начальной школы можно сформулировать так:

1)  показать учащимся, что правильная письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;

2)   учить младших школьников более точно выражать свои мысли в письменной форме, выражать свое мнение и позицию (текст-рассуждение);

3) формировать умение создавать письменные тексты различных типов на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления;

4)   системно обучать созданию письменных текстов с учетом особенностей восприятия и порождения текстов разных типов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.

2.  Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. 

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.

4. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

5. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.

6. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009.

7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

Как подготовить учителя к организации

учебной деятельности на уроках обучения грамоте1

О.Е. КУРЛЫГИНА,

доцент кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной

    школе, Московский городской педагогический университет

На протяжении долгого времени приоритетными задачами начальной школы считали формирование у учеников умений хорошо читать, правильно писать, выполнять устные и письменные вычисления, решать арифметические задачи.

Обучение современных младших школьников, многие из которых к началу школьной жизни не только знают буквы и цифры, но уже уверенно считают и читают, требует не только изменения содержания учебных предметов, но и пересмотра традиционных для начальной школы методов обучения. Приоритетным становится «развитие личности учащихся на основе усвоения ими универсальных способов учебной деятельности...» (Федеральный государственный образовательный стандарт, пункт 1.3), а значит, начальная школа должна обеспечить школьникам основу умения учиться, которое раньше обсуждалось лишь в рамках концепций развивающего обучения.

Осуществление обучения на деятельностной основе предполагает постепенный переход от:

—  накопления у учеников суммы знаний, умений и навыков к способности самостоятельного их «добывания»;

—   изолированного изучения каждого учебного предмета к способности применять необходимую информацию для решения различных межпредметных задач;

—   индивидуальной формы усвоения знаний к активному взаимодействию всех участников учебного процесса, т.е. к учебному сотрудничеству.

Рекомендации психологов указывают на необходимость формирования навыков учебной деятельности с самого начала обучения, т.е. уже в I классе. «Умение учиться может быть сформировано у детей именно в младшем школьном возрасте... Полноценная учебная деятельность может стать основой их дальнейшего всестороннего развития» (Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990).

Становится понятным, что учебная деятельность должна способствовать не столько усвоению знаний, умений и навыков, сколько главным образом способам их приобретения, а потому формирование у учеников умения учиться становится одной из важнейших задач начальной школы.

Умение учиться не сводится к точному копированию детьми образцов, предлагаемых учителем, примеров, рассуждений, выводов. Имитационное, репродуктивное обучение постепенно должно заменяться в начальной школе другим, деятельностным, при помощи специально созданных учебных ситуаций, в которых школьникам не предлагается готовых решений и способов действия. Такая организация учебного процесса приведет к формированию у учащихся системы учебных действий, которые, в свою очередь, и обеспечат становление у них учебной деятельности в целом.

Учителю следует учесть, что учебная деятельность имеет свое особое содержание и строение и ее необходимо отличать от других видов деятельности. Вместе с тем учитель должен знать, каким образом происходит усвоение учениками знаний, с помощью каких приемов можно обеспечить формирование у школьников учебных действий, в чем заключается специфика учебной задачи как разновидности задания, чем обеспечивается «проблемность» изложения учебного материала и как правильно организовать на уроке учебное сотрудничество.

В сегодняшней школе существует противоречие между представлениями учителей о необходимости формирования у младших школьников основ учебной деятельности и готовности педагогов к практическому осуществлению этой работы, в том числе и на уроках обучения грамоте.

Это обстоятельство привело к необходимости включения в методический курс подготовки будущего учителя начальных классов специальных заданий, при выполнении которых студенты постепенно, до начала их непосредственной работы с детьми, приобретут опыт организации учебной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте при обучении их чтению и письму,

___________________

1 Статью О.Е. Курлыгиной «Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках  обучения грамоте» читайте в № 8 2010 г. 

В методическом курсе подобные задания именуются методическими задачами. Приведем примеры методических задач, при решении которых студенты постепенно накапливают опыт применения различных способов организации учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте.

Для формирования детского мышления полезны учебные ситуации, в которых нет готовых способов действия, а ученики ищут собственные способы работы. В учебном процессе они представлены в виде заданий проблемного характера, одной из разновидностей которых выступают задания-«ловушки». Будущему учителю важно научиться не только пользоваться готовыми заданиями этого типа, но и конструировать их.

Методическая задача. Из предложенных ниже заданий выберите то (те), которое(ые) является «ловушкой». Определите, что делает задание таковым: формулировка вопроса или специально подобранный дидактический материал?

1. а) — Я буду называть слова, — говорит учитель, — а вы хлопните в ладоши, если услышите в начале слова звуки [ж] и [ш]: жук,

шкаф, жираф, шапка, шишка, желтый, школа, жаворонок.

б) — Я буду называть слова, — говорит учитель, — а вы хлопните в ладоши, если услышите в начале слова звуки [ж] и [ш]: жук, шалаш, щетка, шутка, дружба, машина, камыш, жираф, важный.

2. а) Составьте звуковые схемы слов слон, муравей, страус, утка, гуси.

б)   Найдите звуковой домик для каждого слова.

в)  У какого слова звуковой домик больше: арбуз или тыква? Жук или лев? Муравей или бабочка?

Методическая задача. К уроку обучения грамоте учитель подготовил предметные картинки и слоговые схемы. Ученикам надо соотнести картинку и схему. Сконструируйте на этой основе задание-«ловушку».

Задания с недостающими данными приучают ученика учиться самостоятельно, анализировать учебную ситуацию, формируют умение запрашивать необходимую информацию.

Методическая задача. Сравните варианты формулировок одного и того же задания. В каком случае от учеников требуется только его выполнение, а в каком — дополнительные вопросы учителю?

1.   Назовите слова, которые начинаются с буквы Т.

2. Каким может быть первый звук в слове, если оно начинается с буквы Т?

3. Слово начинается с буквы Т. Назовите первый звук в нем.

Весьма полезными будут методические задачи, имитирующие ситуации, в которых не соблюдается привычное вопросно-ответное обучение (спрашивает всегда учитель, а отвечают всегда ученики). Эти ситуации возникают при выполнении специальных заданий, когда ученики не только овладевают самой вопросной формой предложения, но и «догадываются», о чем следует спросить. Формировать готовность учителя к конструированию и применению таких заданий можно с помощью следующих методических задач.

Методическая задача. На формирование какого учебного действия направлены следующие задания учителя:

1) Я задумала букву. Отгадайте ее, задав мне не больше четырех вопросов.

2)  Задайте мне вопрос, на который я могла бы ответить:

а) три слога; б) звуки [н] и [н']; в) звук [й']; г) с большой буквы; д) пять слов.

3)  Можно ли определить первый звук в слове, если известно только, что оно начинается с буквы Г? О чем надо спросить учителя, чтобы ответить на вопрос точно?

Методическая задача. Составьте (подготовьте) для урока обучения грамоте учебный диалог между учителем и учениками, в котором роль учителя играли бы дети, а при ответах на вопросы учитель преднамеренно бы «ошибался». Определите методическую цель такого приема и возможное место использования.

По мнению психологов (Г.А. Цукерман, В.В. Репкин, П,С. Жедек), умение учиться трудно и медленно складывается у школьников в процессе фронтальной работы, при которой функции целеполагания и планирования, оценки и контроля традиционно возложены на учителя. Однако при взаимодействии со сверстниками (в рамках групповой или парной учебной работы) ученики выступают в роли учителя: задают вопросы, контролируют и оценивают действия партнера или членов учебной команды, учатся прислушиваться к разным точкам зрения и искать доказательства собственного мнения. Поэтому организация учебного сотрудничества на уроке обучения грамоте и умелое руководство им становится важным профессиональным умением учителя. Для становления этого умения в процессе подготовки специалиста могут быть полезны такие методические задачи.

Методическая задача. Какие учебные умения формируются у первоклассников в процессе выполнения заданий, организованных учителем следующим образом:

1) Работа в парах: один ученик произносит слово, а второй определяет количество слогов в нем; затем роли меняются.      

2) Работа в парах: на партах предметная картинка и фишки с обозначением звуков, Надо выполнить фонетический анализ и составить звуковую модель слова. По окончании работы ученики поднимают руки вместе.

3) Та же ситуация, что в предыдущем примере, но в наборе фишек не хватает нужных.

4)  Работа в группе: дети играют в «Цепочку слов», а ученик, назначенный контролером, следит за правильностью подбора слов и исправляет ошибки.

Методическая задача. Традиционную для урока обучения грамоте фронтальную работу — чтение слов, напечатанных на доске, — переконструируйте в задание, предназначенное для выполнения в учебной паре. Продумайте способ предъявления дидактического материала, формулировку задания для учащихся и форму

контроля.

Методическая задача. Разработайте задание, предназначенное для выполнения в учебной группе, когда каждому из участников следует играть поочередно роли учителя и ученика. Продумайте не только содержательную сторону упражнения, но и формулировки вопросов. Как в этом случае учителю следует контролировать процесс групповой работы и корректировать ее в случае необходимости?

Будущему учителю важно научиться определять возможности имеющихся в современных букварях заданий для обучения первоклассников учебным действиям. В этом смысле полезными будут методические задачи аналитического характера, построенные на:

— сравнении содержания учебного материала со страниц различных букварей;

—  определении способов его предъявления;

—  оценке объема с точки зрения его оптимальности для организации различных видов деятельности учащихся на уроке;

—  установлении методических резервов дидактического материала.

Приведем примеры методических задач, которые использовались при работе будущих учителей с действующими сегодня учебниками.

Методическая задача. Перед вами страницы из двух разных учебников для урока на тему «Звуки [н] и [н']. Буквы Нн». Сравните содержание части, предназначенной для обучения детей чтению слогов с новой буквой. Какой материал располагает большими методическими возможностями для тренировки детей в чтении различных видов слогов, в том числе и в процессе совместной работы? Какое методическое решение авторов этому способствует?

                                              Учебник 1               Учебник 2

на                         ан на

но                         он но

ну                         ун ну

ны ни                    ын ны

                                                                                     ин ни

Постарайтесь реализовать эти возможности — составьте для первоклассников максимально полный перечень заданий в связи с чтением слогов.

Методическая задача. Определите методическую идею составления материалов для тренировки первоклассников в чтении слогов и слов, помещенных на странице одного из действующих букварей к уроку на тему «Звуки [л] и [л'], [м] и [м']:. Буквы Лл, Мм».

ам        ум           ил          им           ым

ма        му           ли          ми           мы

  мал       мул         лил         мил         мыл

     мала      мулы       лили       мила        мыли

К этому дидактическому материалу сформулируйте задания так, чтобы:

—  осуществлялось не только чтение столбиков полностью, но и их отдельных элементов (слов или слогов);

—  пара первоклассников поочередно выполняла бы роли учителя и ученика при чтении столбиков;

— состоялось уточнение лексического значения некоторых слов.

Методическая задача. Разработайте аналогичный материал для тренировки в чтении, предназначенный для одного из следующих уроков чтения. Обеспечьте его необходимыми методическими рекомендациями.

Конечно, представленные примеры методических задач отражают лишь один из аспектов подготовки будущего учителя к обучению грамоте первоклассников. Но вместе с тем элементы реального процесса обучения, смоделированные в этих учебных заданиях, позволят студентам начать накопление положительного профессионального опыта еще в стенах педагогического учебного заведения.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение созданию письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования

Работа над связной речью организуется вокруг понятия «Текст» (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста)...

Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.

   В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход ...

Презентация к докладу по теме: Обзор ФГОС начального общего образования разных групп обучающихся с недостатками слуха.

Обзор ФГОС начального общего образования разных групп обучающихся с недостатками слуха....

«Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»

laquo;Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»...