«Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»
проект на тему
«Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe.odt | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Курсы повышения квалификации
Проект
«Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»
Выполнила:
Слушатель курсов
Н.Б.Карелина,
учитель начальных классов
МОУ Истринская СОШ№3
.
г.Москва, 2017 г
Оглавление
1. Введение.........................................................................................................
2. Дифференцированное и интегрированное (инклюзивное) образование..
3. Из опыта работы МОУ Истринской СОШ №3 в дифференцированном и интегрированном (инклюзивном) подходе
4.Заключение.........................................................................................................
5.Список использованной литературы................................................................
Введение
Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).
2. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка,Конвенции ООН о правах инвалидов Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.20121, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей Организаций, специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности.
При разработке Стандарта учтены:
- особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребёнком с ограниченными возможностями здоровья Программы на разных этапах её реализации.
3. Стандарт утверждает основные принципы:
- создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;
- взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками;
- приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
4. Стандарт преследует следующие цели:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного начального школьного образования;
- обеспечение государственных гарантий получения начального школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- обеспечения равных возможностей социального развития и освоения начального школьного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня начального школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2. Дифференцированное и интегрированное (инклюзивное) образование
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Дифференцированное— форма организации образовательного процесса, реализуемая на основе разделения учащихся на различные по численности группы с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приемов работы с каждой группой обучаемых.
Интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
3. Из опыта работы МОУ Истринской СОШ №3 в дифференцированном и интегрированном (инклюзивном) подходе
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью в МОУ Истринская СОШ №3 включает общеобразовательные учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям таких обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того, план содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений.
В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Обучение общеобразовательным учебным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.
«Русский язык» и «Литературное чтение», как учебные предметы являются ведущими, так как от их усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. На первом этапе главное - научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, что позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.
«Математика», как учебный предмет в образовании детей с умственной отсталостью представлена элементарной математикой и в ее структуре – геометрическими понятиями. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду.
Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется с 1 по 4 класс. Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего – вопросы профилактики различных заболеваний.
Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» предполагают обучение овладением школьниками элементарными основами этих видов деятельности: навыками рисования, слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков – обязательное условие учебного процесса.
Учебный предмет «Физическая культура» направлен на коррекцию психофизического развития учащихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки.
Наибольший объем в учебном плане отводится учебному предмету «Технология». Учебный предмет «Технология» дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. «Технология» имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских, рассматривается, как пропедевтический период для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, целью которого является определение индивидуальных профессиональных возможностей учащихся в овладении тем или иным видом профессионального труда. С 4 класса начинается активная профориентационная работа с детьми, знакомство с разными видами профессий.
Учебный предмет «Иностранный язык» тесно связан с уроком социально-бытовой ориентировки. Для проведения уроков данного предмета используются практико-направленные методы обучения. Данный предмет повышает уровень социализации детей в обществе, заключается в узнавании наиболее распространенных слов или фраз, часто используемых в социуме.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для общеобразовательного учреждения.
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ОАОП для детей с ОВЗ. Цели организации внеурочной деятельности в классах для детей с ОВЗ: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно -тоздоровительное, общекультурное, социальное, духовно - нравственное, общеинтеллектуальное). Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации ОАОП для детей с ОВЗ определяет образовательное учреждение. Содержание занятий, предусмотренных для внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Учебный план для детей с ограниченными возможностями здоровья
с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости) 1-4 классы
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||||||||
Обязательная часть | 1б | 1в | 2б | 2в | 3б | 3в | 4а | 4б | ||||
Филология | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||
Литературное чтение | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | ||||
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||
Обществознание и естествознание | Окружающий мир (человек, природа, общество) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
Основы религиозных культур и светской этики | 1 | 1 | ||||||||||
Итого | 21 | 21 | 22 | 22 | 23 | 23 | 23 | 23 | ||||
Обязательные занятия по выбору | ||||||||||||
Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | ||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка | 21 | 21 | 23 | 23 | 24 | 24 | 26 | 26 | ||||
Коррекционная работа | ||||||||||||
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Развитие психомоторики и сенсорных процессов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
Итого | 23 | 23 | 27 | 27 | 28 | 28 | 30 | 30 |
Заключение
Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.
Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.
Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей:
• Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.
• Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в классе - несостоятельны. Время, которое на уроке уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратит на обычных учеников.
• Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.
• Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, для организации внеклассной активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.
• В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.
Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
- Используемая литература и интернет-источники
1. | Адаптированная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МОУ «Истринская средняя общеобразовательная школа №3» на 2016-2017 учебный год. |
2. | Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема /Коищенко И.В. [Электронный ресурс: http:// cyberleninka.ru]. |
3. | Организация учебного процесса школьников с ограниченными возможностями здоровья: монография/сост.А.Ю.Чирво. – М.: Экон-информ, 2012. |
4. | Создание специальных образовательных условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий: учебно-методическое пособие/ О.А.Савельева, Л.В.Кузьмина, О.Н.Бободжонова, Е.М.Жимаева, Л.А.Амирханова. – АСОУ, 2015. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования. ...
Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования
Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...
"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования». ...
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ...