Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК Л. В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме:"Непроизносимые согласные" УМК Л. В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

01.03.2013г.   Технологическая карта урока  русского языка во 2 «А» классе           Учитель: Шалаева О.А.

1.Дидактическое обоснование: учебник Н. В. Нечаевой «Русский язык» 2 класс (Самара: Издательский дом «Федоров», 2011

«УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

2.Тема урока: «Непроизносимая согласная в корне слова».

3.Дидактическая цель познакомить учащихся со словами, имеющими непроизносимые согласные в корне слова, через проблемную ситуацию.

4.Тип урока: урок «открытия» новых знаний

5.Задачи урока: 

Предметные: познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.

Метапредметные:

Личностные:

- создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу, Смыслообразование и самоопределение: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные:

-умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Понимание и преобразование информации. Применение и представление информации.

Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

6.Методы обучения: продуктивный, исследовательский

7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.

8.Средства обучения: учебник, презентация

9.Технологическая карта урока

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

Настрой   на работу

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Для этого мы исследуем различные единицы речи.

Мы – исследователи!

Сегодня объектом нашего исследования будет слово. А в слове мы исследуем звуки и буквы.(Слайд 1)

Подготовка класса к работе

Личностные : самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и коррекция  знаний учащихся.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

-Вспомним, что такое орфограмма?

-Сейчас мы выполним задания и вспомним, какие орфограммы корня мы знаем?

-Сначала запиши форму множественного числа, а затем запиши родственные слова.

-Во всех словах отметь орфограммы в корне. Подчеркни слова, которые являются проверочными.

-Какая позиция гласных звуков сильная, а какая слабая?

-Как проверить безударную гласную в корне?

-Какая позиция парных согласных сильная, а какая слабая?

-Как проверить парную согласную в корне  слова?

Орфограмма – это «опасное» место при письме.

1в. Гора- горы- горный.

2в. Дуб –дубы дубовый.

Учащиеся называют сильные и слабые позиции для гласных, парных согласных и способы их проверки.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

   

Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой корня.(Слайд 2)

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Ваши предположения, что это за орфограмма?

Если согласный не произносится, а буквой обозначается то, как его можно назвать?

-Кто сформулирует тему нашего урока?

(Слайд 3)

Непроизносимая согласная

в  корне слова

Тема нашего урока «Непроизносимая согласная в корне слова»

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

(«Открытие» детьми нового  знания)

известный

сердце

Послушайте, как произносятся эти слова.

Какой звук не произносится?(Слайды4,5)

Мы продолжим исследование с помощью учебника.

Выполнение  упр.№190

Какая орфограмма в первых четырёх парах слов?

-Какая позиция звуков парных согласных слабая, а какая сильная?

Это знакомая нам орфограмма.

Исследуем следующие четыре пары слов.

Какая позиция для непроизносимых согласных слабая?

Сделайте вывод: Подойдёт ли способ проверки парных согласных для способа проверки непроизносимых согласных.

–Подберите проверочное слово.

 – Молодцы, сразу слышим четко непроизносимый согласный. Значит, подходит такой вариант проверки?

 – Давайте сравним наши выводы с правилом на стр.86. Прочитайте его про себя.

 – Правильно ли вывели способ проверки слов с непроизносимыми согласными?

 – Прочитайте вслух вторую часть правила.

 – Только ли непроизносимую согласную можно проверить, ставя после неё гласную?

 – Какой способ узнали?

Прочитайте примеры к этому правилу.

Какие согласные не произносятся?

Само словосочетание  "НЕПРОИЗНОСИМАЯ согласная" говорит о том, что эта согласная буква пишется (фактически в слове есть), но не произносится (т.е. звука не обозначает).

Чаще всего это согласные Т,В, Л, Д..

Не произносятся согласные звуки  [т],[д]

Слабая позиция - на конце слова или в середине слова перед глухой согласной.

Сильная позиция – перед гласной.

Звук согласный проверяй.

Рядом гласный подставляй

Слабая позиция-

Сочетание трёх и более согласных.

Сильная позиция-согласный звук произносится тогда, когда он стоит перед гласной.

Да, подойдёт.

Известный – известие

Сердце – сердечный

Так же проверяем парную согласную.

Изменяем слово, чтобы после согласной стояла гласная буква.

Чтение примеров и нахождение сочетаний согласных

Д   Т   Л   В

Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. Подведение  под правило;Установление причинно - следственных связей

Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи

5. Первичное закрепление «во внешней речи»

Работа по учебнику №191

-Исследуй: при любом ли сочетании согласных один из них не произносится

- Выпиши слова с непроизносимым и согласными. Рядом напиши проверочное слово

Свистнул – свистеть

Прелестный  - прелести

Яростный – в ярости

Сердце – сердечный

Наездник – ездить

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в паре по карточке

Гру[    ]ый - проверочное слово-слово

Гига[   ]кий - проверочное слово-слово

Ме[    ]ость- проверочное слово-слово

Капу[   ]ый - проверочное слово-слово

Проверка (Слайд 8-12)

гру[сн]ый –грустит грустный

Гига[нс ]кий- гиганты-гигантский

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией. контроль, оценка, коррекция

Познавательные: 

Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

7.Включение в систему знаний и повторений

-Молодцы, хорошо потрудились ! Теперь давайте поиграем.

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а ответы вы будете искать в классе

Игра «Флюгер»

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое.

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам

Молоко  даёт (корова)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Это кто?  ( воробей)

Деревянная дорога,

Верх идёт она отлого.

Что ни шаг-

То овраг. (лестница)

Посмотрите внимательно на слова-отгадки. Нет ли среди них по теме нашего урока?

-Что объединяет слова отгадки?

- Почему их называют словарные слова?

- В русском языке много слов с непроверяемыми безударными гласными, но есть и три слова с непроизносимой согласной, которую нельзя проверить и нужно запомнить написание этих слов.

Это словарные слова.

Написание этих слов нужно запомнить.

Запись слов:

Чувство, лестница, праздник

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

8. Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Итак, исследователи русского языка, сегодня на уроке мы ответили на вопросы: ( Слайды 13 – 16)

-Какие задания были  вам интересны и почему?

Что?  Орфограмма непроизносимая согласная.

Где? В корне слова.

Когда? На месте звукосочетаний

[сн] ,[зн], [рц ],[нц],  [ств]

Как надо проверять?  Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный был бы перед гласным.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование; понимание причин успеха в учёбе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л.В.Занкова Тема: Родственные слова. Корень слова.

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.            ...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....