Урок добра
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Все в голубой и звездной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
(А. Чепуров).
Ход урока.
1. Оргмомент.
(Дети говорят с учителем хором)
Доброе утро!
Солнцу и птицам,
Доброе утро вам-
Улыбчивым лицам.
(Учитель).
Ребята, вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!
2. Актуализация знаний.
- Речевая разминка.
Был вежлив этот мальчик
И право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил.
Спасибо- говорил.
-Прочитайте стихотворение про себя.
-Найдите вежливое слово. Прочитайте вслух.
-Действительно ли вежливым был этот мальчик? Докажите. Прочитайте. (Отняв у младших мячик, он их благодарил. Спасибо- говорил).
- А надо ли так поступать в жизни? (Надо быть вежливым, а не притворяться).
Эту мысль: быть действительно вежливым и добрым, высказала писательница В. А. Осеева в рассказе «Волшебное слово», с которым мы сегодня познакомимся на уроке. Но сначала давайте немножко поговорим о вежливых и волшебных слова, с которыми связана тема нашего сегодняшнего урока.
-Перед вам кроссворд. Впишите к клеточки кроссворда вежливые слова, обращая внимание на буквы- подсказки.
-Беседа о вежливых словах.
(Учитель показывает на корабль, прикрепленный к доске).
-Ребята, что это? Прочитайте название этого корабля. («Вежливый»).
А паруса нашего корабля не простые, а «волшебные». Почему она волшебные, вы сейчас догадаетесь.
(Чтение стихов учащимися о «вежливых словах»).
Первый ученик.
-Добрый день!- тебе сказали,
-Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и красоты.
Второй ученик.
За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы-
Кому сказали? Сколько раз?
Третий ученик.
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуйте!- улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
(Учащиеся читают стихотворения, остальные находят «волшебные» слова и называют их. На парусах корабля появляются названия «вежливых слов» (здравствуйте, добрый день, спасибо). Слова прикрепляются учащимися на паруса корабля.
Итак, наш корабль готов к плаванию.
-Куда мы можем на нем отправиться? ( в страну «Волшебных или вежливых слов») А поможет нам в этом В. А. Осеева.
(Рассказ об авторе). (Портрет писательницы)
Валентина Александровна Осеева родилась 1902 году в Киеве, детство ее прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать- корректором в газете.
После революции 1905 года оказалась в тяжелом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актерском факультете Института имени Лысенко в Киеве.
Но закончить институт ей так и не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь Валентина Осеева стала педагогом- воспитателем. Став детской писательницей, Валентина Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения Валентины Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.
Разнообразна тематика рассказов Валентины Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения о жизни детей военной поры.
Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой.
Герои ее живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
У Валентины Осеевой есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих отношении с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Ведь в ее коротких рассказах ест таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на ее героев. Ведь Валентина Осеева- талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
-Как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе «Волшебное слово»?
-Давайте прочитаем и узнаем о чем этот рассказ.
1. Чтение первой части учителем (До «Он вскочил и побежал домой»).
Физкультминутка.
Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображают волны).
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки вперед).
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх).
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками).
Мы по берегу гуляем
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте).
Ищем ракушек в песке
(Наклоны).
И сжимаем в кулаке
(Дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше приседать
(Приседания).
Сядем дружно на песок.
Снова продолжается урок.
(Дети садятся за парты).
-Путешествие по рассказу продолжается.
-Чтение рассказа учащимися по «цепочке».
Итак, о чем же наш рассказ?
-Работа над текстом
-О ком этот рассказ?
- Что случилось с Павликом?
-Как выглядел старик?
-Как мальчик разговаривал с родными?
- Найдите в первой части слова, описывающие Павлика.
Павлик.
Покосился
Сердито буркнул
Сжал кулаки
Засопел от обиды
Крикнул
Стукнул кулаком
(По ходу учитель выставляет на доску карточки).
-Жужжащее чтение- нахождение слов, характеризующие дальнейшее поведение мальчика:
(Слова на карточках прикрепить справа от слов первой части.)
Тихим голосом сказал
Прошептал
Тихо спросил
Подпрыгнул от радости
Расцеловал.
Итак, мальчик стал другим!
-Кто же помог ему? (Ответы детей).
-А почему старичок не стал дожидаться благодарности? (Ответы детей).
Учитель.
«Истинная доброта не нуждается в вознаграждениях»- так гласит русская пословица.
И в книге в конце рассказа есть пословицы.
Прочитайте вслух.
(Добрый человек добру и учит.
Добрый человек в добре проживет.)
- Какая из ни ближе к содержанию рассказа?
- Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
(Дети читают по очереди).
1. Доброе слово лечит- злое калечит.
2. Злой не верит, что есть добрый.
3.Добрая слава лежит, а худая- бежит.
4. Доброго чтут, а злого жалуют.
5. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
6. Делай другим добро- будешь и сам без беды.
7. Доброе дело питает и душу и тело.
8. Худо тому, кто добро не творит никому.
9. Добрый человек в добре живет век.
Учитель.
С тех пор, что люди живут на земле, они всегда верили, что Кто- то сотворил окружающий их мир. К Нему обращались они за помощью и Ему приносили дары жертвы от своих трудов, в благодарность за все, что они получали. Народу были принесены Заповеди Блаженства о том, как надо жить.
(Дети по очереди читают «Заповеди Блаженства»).
- Нашему герою рассказа помог простой добрый старичок. Часто и мы обращаемся с просьбой хорошо учится к святым. Одними из них являются Сергей Радонежский и Ксения Петербургская (слайды).
Есть такая история, рассказывающая как мальчик Варфоломей никак не мог научится читать. А мальчик усердно просил Бога помочь ему: «Господи, научи меня читать!» Однажды Варфоломей встретил старца. Тот старец был не простой человек, а ангел. Он помог ему овладеть грамотой. Прошли годы. Варфоломей вырос, стал монархом с именем Сергий и посвятил себя служению Бога.
-Какие волшебные слова мы сегодня вспомнили? (Дети называют).
Учитель.
С детства мы с вами помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах: здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все быть может, вникали в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку старшему по возрастом и умудренному жизненным опытом. «Спаси тебя, Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог»- вот что наполняет нынешнее «спасибо»- не простую словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении, о обретении милостыни у Господа в день Суда. Не ясно ли становится, что употребляя «со смыслом» эти слова, мы согреваем нашу речь дыхание Божией благодати, делаем наше общение с людьми во истину теплым и сердечным, привлекаем на собственную душу милость Божию.
-Наш урок подходит к концу.
-Понравился вам урок? (поднимите руки).
- А что же в ваших думах осталось после этого урока?
Я вижу это сейчас.
У вас на партах разноцветные кружки: желтые, красные, зеленые.
- Кому после сегодняшнего урока захотелось стать добрее, вежливее, употреблять слово «пожалуйста»- поднимите зеленый кружок.
-Кто из вас, ребята, сомневается в том, что сможет употреблять слово «пожалуйста», когда это нужно- поднимите красный кружок.
А кто говорил до сегодняшнего дня слово «пожалуйста», но не всегда и сегодня на уроке решил, что будет это делать постоянно- поднимите желтый.
- Спасибо, дети! Я довольна сегодняшней вашей работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).
Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс
Цели и задачи:1. познакомить с понятиями «добро и зло»;2. воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»
Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...
«УРОК ДОБРА» (урок для обучающихся 2 класса)
Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре ...
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе в виде технологической карты...