Русский язык, 1 класс. Тема: « Учимся описывать предмет. Обучающее сочинение».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Мурасулова Гульнара Батыховна

 

Предмет: Русский язык, 1 класс.

Тема: « Учимся  описывать предмет. Обучающее сочинение».

Цель: Знакомство с новым видом работы  - сочинение.

Задачи :

1. Закрепить роль прилагательных в речи, научить использовать имена прилагательные для  описания  предметов.

2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление и творческие способности.

3. Воспитывать любовь к слову, прививать интерес к урокам русского языка, работать над обогащением словарного запаса.

Ожидаемые результаты:

1. Напишут  текст-описание согласно отведённому времени

2. Дадут оценку объекта речи, предмету описания.

3. Задумаются над собственным построением описания.

Оценка:

1. Сумеют выделить существенные, отличительные, общие признаки предметов.

2. Напишут сочинение  с  названием « Ландыш» по характерным признакам.

3. Смогут работать в группе, самостоятельно.

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

Стратегии: чтение с остановками, кубики, кластер.

Оборудование : учебник «Родное слово», текстовый материал - о ландыше, загадки о весне, пословица о солнце, из толкового словаря С.И.Ожегова, наглядный материал - иллюстрации с изображением  цветов, фрагменты  видео, аудио записи, раздаточный материал - разрезные  карточки – таблицы, листы  для  работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.g.b.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мурасулова Гульнара Батыховна

 учитель начальных классов

 школа - лицей № 27

г. Астана

1128102908

Предмет: Русский язык, 1 класс.

Тема: « Учимся  описывать предмет. Обучающее сочинение».

Цель: Знакомство с новым видом работы  - сочинение.

Задачи :

1. Закрепить роль прилагательных в речи, научить использовать имена прилагательные для  описания  предметов.

2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление и творческие способности.

3. Воспитывать любовь к слову, прививать интерес к урокам русского языка, работать над обогащением словарного запаса.

Ожидаемые результаты:

1. Напишут  текст-описание согласно отведённому времени

2. Дадут оценку объекта речи, предмету описания.

3. Задумаются над собственным построением описания.

Оценка:

1. Сумеют выделить существенные, отличительные, общие признаки предметов.

2. Напишут сочинение  с  названием « Ландыш» по характерным признакам.

3. Смогут работать в группе, самостоятельно.

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

Стратегии: чтение с остановками, кубики, кластер.

Оборудование : учебник «Родное слово», текстовый материал - о ландыше, загадки о весне, пословица о солнце, из толкового словаря С.И.Ожегова, наглядный материал - иллюстрации с изображением  цветов, фрагменты  видео, аудио записи, раздаточный материал - разрезные  карточки – таблицы, листы  для  работы в группе.

Ход урока:

 I. Побуждение

1.Вот мы сейчас все на уроке,
А за окном друзья – весна!
Так пробуждается природа,
А вот воробушек уж у окна.

Чтоб в мир природы окунуться,
Поможет нам сейчас урок
И мы отправимся все вместе
В мир красоты цветов!

 - Прочтите девиз нашего урока:

« Мир освещается солнцем, а человек – знанием».

- Что это? - пословица

- Как вы понимаете ее смысл?

- Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? – работать внимательно, писать грамотно, в группах слаженно и дружно

2.Загадки для каждой группы:

А) Глаза зелёные, усы длинные, лапки мягкие, когти острые…(кошка)

Б) Маленькая, серенькая, пугливая…(мышь)

В) Высокая, стройная, белоствольная….(берёза)

Г) Новая, интересная, библиотечная…(книга)

- Скажите,  какое солнышко?– яркое, ласковое, весеннее.

- А настроение у нашего солнышка? – хорошее, веселое, классное

- А у вас? У нас на уроке будет полное взаимопонимание, урок пройдет хорошо, и вы унесете что-то новое для себя!

3. – Что общего в ваших ответах? Какие слова помогали вам найти отгадки? На какие вопросы они отвечали? Какую часть речи вы использовали? Что такое имя прилагательное? Что обозначает? Работа в группе составление «пятистишья»:

 1. слово - сущ, что это?

2. два прил – какое оно?

3. три глагола – какое действие совершает?

4. предложение - выразить свое отношение

5. синоним – близкое по значению слово

Презентация от каждой группы. После выполнения задания листы прикрепляются на доску детьми.

II. Осмысление – Реализация. Учимся описывать предмет.

1. Слайд – цветы.

- Ваши ассоциации от просмотренного, какие впечатления от увиденного? Какие цветы? Попробуйте описать, что увидели, услышали. Фронтальный опрос учащихся. – Как можно сказать красивее? Что помогает этому?

- Описание как тип речи. А речь бывает устная и письменная. Письменная речь оформляется в словах, из слов состоят предложения, а из предложений составляется текст. Сегодня на уроке познакомимся с новым видом школьной работы – это сочинение. Сочинение – это изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Тема урока: сочинение-описание. Описание отвечает на вопросы - какой? какая? какое? какие?, т.е. для текста описания нужны имена прилагательные, которые раскрывают признаки предметов по размеру, форме, цвету, вкусу, запаху, внешнему виду и т.д.

Схема построения  текста – описания:

- Представление предмета

- Характерные признаки предмета

- Оценка и вывод

Физминутка

Наши нежные цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Наши белые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.      - О каких цветах физминутка? Он белый, душистый, лесной.

2.Работа с текстом. Заполнение таблицы.

а) Слайд – ландыш. Каждая группа получает фото - иллюстрацию цветка. Составление кластера

« ландыш»- сбор ассоциаций по вопросам

1. Что это?  Где растет?

2.На что похож? Какой? Сравни.  Для чего нужен?                Работа в группе

3.Моё отношение, чувства.                                                    Вопрос от группы

                «Чтение с остановками» рассказа Э. Шим «Ландыши».

Читают 1 часть:

- Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?                                                             - орфограммы!!!

- Конечно, я , ландыш!

Заполняет первую графу таблицы по стратегии «кубики»:

1.

Опишите (какой ?)

Читают 2 часть:

- Какие же у тебя цветки?

- Цветки у меня – будто колокольчики – нежные, на тонком стебле. Они будто светятся в сумерках.                         – орфограммы!!!

В толковом словаре С.И.Ожегова  о нём говорится, что этот цветок относится к травянистым растениям с душистыми мелкими белыми цветками в форме колокольчиков.

2.

Сравните

( на что похоже?)

 - А на казахском языке этот цветок звучит, как інжігүл, что дословно переводится «жемчужный цветок», цветы похожи на жемчуг – драгоценный камень.

3.

Ассоциации (что приходит на ум?)

Читают 3 часть:

 - А запах какой?

- Запах такой, что не надышишься!

4.

Предположите (как это можно использовать?)

Читают 4 часть:

- А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте белых колокольчиков?

- Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

- Отчего же?

5.

Анализируйте  

 ( почему?)

Читают 5 часть:

- А они ядовитые!

- Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?

- Чтобы ты, сладкоежка, не съел!

6.

Аргументируйте

( найди за и против?)

-Лекарственное растение – используют в медицине.

 - Что обозначает эта эмблема?

– Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Мы не вправе срывать цветок только для того, чтобы просто полюбоваться им.

3. Составление и запись текста – сочинения.

- На сколько частей можно разделить любой текст? (Вступление-начало. Основная часть.Концовка).

- Вспомните правила оформления текста, предложения. (красная строка, начало предложения с большой буквы, в конце точка.)Самостоятельная работа учащихся.

Чтение в группе. Презентация работ.

III. Рефлексия

1. «Мы – хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину»

 (М. Пришвин)

Слайды – Астана. Наша родина Казахстан. Столица Астана. Расцветает наша столица – вся в цветах. Для этого люди специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

2. Посмотрите, наш класс похож на зеленую полянку. А чтобы наша полянка была еще ярче и зацвела – я вам раздам вот такие цветы – волшебные. Напишите, имя прилагательное, которое   передает ваше настроение, ваши эмоции на этом уроке, ваше отношение к цветам! Помните красота в ваших руках!    

3. Афиширование (на доске создают полянку)

Оценивание. Домашнее задание: сочините загадку о цветке. Стр.187 упр. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) 1 – 5 классы

Рабочая программа по предмету «Русский язык» адресована обучающимся начального общего образования  по АООП для...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Слова-названия предметов разного рода". УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род слов-названий предметов и выделять окончания слов-названий предметов разного рода;Планируемые результатыПредметные: знать: р...

ПЛАН-КОНСПЕКТ дистанционного урока в 4 классе. Тема: Спряжение глаголов. Предмет: русский язык.

Цель урока: провести первоначальное ознакомление с 1 и 2 спряжением глаголов...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"

Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам. Задачи урока Дидактические: 1.Формировать понимание какие слова относятся к имен...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"

Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам.Задачи урокаДидактические:1.Формировать понимание какие слова относятся к именам ...