Урок русского языка во 2 классе "Части речи"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Панюкова Наталья Александровна

Урок-сказка о частях речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока24.83 КБ
Файл презентация2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урок

 по русскому языку

в 1 «В» классе.

Тема: Части речи.

Тип урока: Систематизация знаний.

Вид урока: Урок-сказка «Сказка о том, как части речи сад вырастили».

Этапы урока

Содержание урока

Слайды

Примечания

Организация класса:

Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.

Ребята, мы с вами подходим к финишной черте 1 класса, давайте, сегодня сделаем фото на память, где все мы будем улыбаться! Скажем дружно «сыр»!

Актуализация темы:

А теперь садитесь, откройте тетради и запишите:

  1. 19 мая.
  2. Классная работа.

Сегодня мы проведем необычный урок – сказку.

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

А вы любите сказки?

  1. Да.

Наша сказка называется «Сказка о том, как части речи сад вырастили». И  хотя наш урок и необычный, все должны помнить, что вы выпускники 1 класса, и покажите, чему же вы научились за этот год. Как вы думаете, какие знания вам сегодня пригодятся в большей мере?  (Вам поможет название сказки.)

  1. Части речи: существительное, прилагательное, глагол.
  2. Чтобы определить часть речи надо: определить на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает.

 Итак, в добрый путь!

Чистописание:

Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
А в  стране слов
Жил да был царь тех самых слов.

И как, говорится в сказках «Это присказка - не сказка, сказка будет впереди»

За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, жил-был царь-государь Русский язык. Жил – не тужил в прекрасном дворце. А крыша у этого дворца была выложена из черепицы. Вы только посмотрите, как постарались умельцы,  какой замысловатый узор.

А ничего он вам не напоминает?

  1. Буква Ч.

Правильно, это буква Чч.

Расскажите все о букве Чч.

  1. Буква Чч обозначает звук [ч,]согласный глухой непарный, всегда мягкий.

Давайте напишем эти буквы, конечно же, этот замысловатый узор.

Словарь:

В этом дворце было очень много башен, а если точнее 12 ровно столько, сколько частей речи, но мы сегодня побываем только в 3-х, догадались в какие?

  1. Существительное, прилагательное, глагол.

А еще там был небольшой флигель, в котором жили словарные слова. Хотите узнать, кто живет сегодня там?

йкавзаяцроанкотввув

прнасобакаловолкац

трсчмитбыкмедведь

орюбдсорокаимслонт

Разделите на слоги, поставьте ударение, отметь орфограммы.

На какие группы можно разделить?

  1. 2 слога и 3 слога

Что общего у этих слов?

  1. Существительные.

Работа в парах по алгоритму:

Да они были существительными, поэтому обычно они жили в башне с названием «Существительные». А надо сказать, царь наш был очень богат. В этой башне у него хранились сотни сундуков со словами-предметами.

Вот посмотрите: это сундук под названием «Цветы» и мы видим здесь – розы, маки, ромашки, …

Но как-то после очередного карнавала, такое часто бывает во дворцах, слова перепутались в сундуках.

Давайте поможем нашему царю навести порядок.

Транспорт

Школа

Овощи

Явления природы

Одежда

Деревья

поезд трамвай машина велосипед

учитель карандаш тетрадь пенал

огурец помидор редис капуста

дождь снег

град

ветер

 юбка майка

шапка

брюки

яблоня сосна   дуб

осина

Поезд, дождь, снег, трамвай, тетрадь, пенал, огурец, дуб, осина, помидор, машина, юбка, майка, яблоня, сосна,   шапка, брюки, редис, капуста, велосипед, учитель, град, ветер, карандаш.

Задания:

  1. Прочитай слова.
  2. Выпиши только слова по твоей теме.
  3. Расставь слова в алфавитном порядке.
  4. Подчеркни в словах мягкие согласные.
  5. Определи род, число(если можешь).

Физминутка:

От радости такой царь приказал всем танцевать!

Работа по варианта:

Вот теперь можно идти в другу башню, там живет один художник .

Художника этого знает весь свет,

Раскрасит художник всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие?

  1. Прилагательное.

Посмотрите, художник работает над картинами, хотите ему помочь?

Понаблюдайте, как он работает, быть может, и вас получится раскрасить картину.    Сочная, спелая, крепкая груша.

  1. Подобрать прилагательные.
  2. Сладкая, крупная, вкусная вишня. 1 вариант.
  3. Наливное, румяное, медовое яблоко. 2вариант.

- Как аппетитно, так прям бы и съел, жаль, что ненастоящие, - сказал Русский язык.

- А давайте, посадим сад! – предложили существительные.

- Это будет волшебный, вечнозеленый, великолепный сад! – добавил художник – прилагательное.

- Негоже царю грязную работу делать. Не царское это дело!– сказал царь.

- Что же делать? - спросили существительные.

А вы догадались, кого не хватает в этой компании.

  1. Глагол.

Правильно! Глагол жил в другой башне, и, конечно же, согласился помочь друзьям.

Фразеологи-ческий оборот:

И закипела работа!

Но что это, ведь я совсем не то имела в виду.

Ребята, помогите, что должно быть на рисунке?

И закипела работа!

Работа на доске:

Давайте подберем глаголы, как мы сажали сад?

  1. Капали, сажали, поливали, ухаживали 

Слово ухаживали разделите для переноса.

Работа на доске:

Друзья наши очень старались. И вот что поучилось.

Наливаются в саду золотые яблочки. Зреют сладкие груши. Спеют сочные вишни. А бархатные персики так и просятся в рот.

Выпишите 2 и 3 предложения, подчеркните члены предложения.

И с тех пор царю Русскому языку на завтрак приносили фрукты из волшебного фруктового сада.

Вы думаете это конец сказки? Нет! Это только начало!

Как вы думаете почему?

  1. Ведь мы знаем только с 3 частями речи, а их 12.

Подведение итогов:

- Подведем итог нашей работы: закройте глаза.

- Попробуйте мысленно ответить на вопросы:
- Всегда ли вы могли самостоятельно справиться с заданием?
- Пригодятся ли нам эти знания?
- Откройте глаза.
- Кто из вас хочет сказать об этом вслух?
- Что помогло нам дойти до конца пути?

- Поставьте  у себя на полях оценку за урок, которую, как вы думаете, заслужили.

Вы молодцы!
Меня порадовали ваши ответы. Я довольна вашей работой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Сказка о том, как части речи сад вырастили.

Слайд 4

Сказка о том, как части речи сад вырастили. Не за синими морями, Не за дальними лесами, А в стране слов Жил да был царь тех самых слов.

Слайд 5

а тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, жил-был царь-государь Русский Язык . Жил – не тужил в прекрасном дворце.

Слайд 6

А крыша у этого дворца была выложена из черепицы. Вы только посмотрите, как постарались умельцы, какой замысловатый узор. Чч [ ч ] ,

Слайд 7

В этом дворце было очень много башен, а если точнее 12 - ровно столько, сколько частей речи в русском языке. Но мы сегодня побываем только в трёх из них. Догадались в каких? Существительные Прилагательные Глаголы

Слайд 8

А еще там был небольшой флигель, в котором жили словарные слова. Хотите узнать, кто живёт сегодня там? С ловарь

Слайд 9

йкавзаяцроанкотув прнасобакаловолка трсчмитбыкмедведь орюбдсорокаимслон с о бака за я ц с о рока м е дведь

Слайд 10

Да они были существительными, поэтому жили они в башне под названием « Существительные » . А надо сказать, царь наш был очень богат. В этой башне у него хранились сотни сундуков со словами-предметами.

Слайд 11

«Цветы»

Слайд 12

Вот теперь можно идти в другу башню, там живёт один художник . Художника этого знает весь свет, Раскрасит художник всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? Прилагательное

Слайд 14

сочная

Слайд 15

сочная спелая

Слайд 16

сочная спелая крепкая

Слайд 21

- Как аппетитно, так бы и съел! Жаль, что ненастоящие, - сказал Русский Язык. - А давайте, посадим сад! – предложили существительные. - Это будет волшебный, вечнозеленый, великолепный сад ! – добавил художник – прилагательное.

Слайд 22

- Негоже царю грязную работу делать. Не царское это дело! – сказал царь. - Что же делать? - спросили существительные. ? Глагол жил в другой башне. И, конечно же, согласился помочь друзьям.

Слайд 23

И закипела работа!

Слайд 24

капает поливает сажает ухаживает И закипела работа!

Слайд 25

Друзья наши очень старались. И вот что из этого вышло. Наливаются в саду золотые яблочки. Зреют сладкие груши. Спеют сочные вишни. А бархатные персики так и просятся в рот.

Слайд 26

И с тех пор царю Русскому Языку на завтрак приносят фрукты из волшебного фруктового сада. Конец?

Слайд 27

И с тех пор царю Русскому Языку на завтрак приносят фрукты из волшебного фруктового сада. НЕТ!

Слайд 28

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Урок русского языка и развития речи.

Урок русского языка и развития речи.(cлайд №1)...

Презентация к уроку русского языка и развития речи.

Презентацию можно изпользовать к любому УМК....

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...