пояснительная записка по обучению грамоте 1 класс Нечаева
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработано на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года и с учетом авторской программы по обучению грамоте Н. В. Нечаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_obucheniyu_gramote.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработано на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года и с учетом авторской программы по обучению грамоте Н. В. Нечаевой. Согласно БУПу 2004 года рабочая программа РФ рассчитана на 110 часов из расчёта на 5 часов в неделю. Богатое содержание материала 1 класса позволяет учителю реализовать главные цели курса: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.
Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.
Задачи периода обучения грамоте:
- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русский язык» и «Литературное чтение».
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый - «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй раздел составляет собственно система языка - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.
I. Развитие речевой деятельности
Общие сведения о речи (в течение курса).
Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи.
Устная речь
Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.
Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.
Письменная речь
Ориентировка в азбуке и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно_популярные.
Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.
Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.
Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.
Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью,с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами.
Техника чтения и письма
Формирование аналитико - синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков.
Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и проч.
Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение.
Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву)
способа письма.
Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров,
составление схем слов и предложений под диктовку и проч.
Содержание программы:
1. Добуквенный период 22 часа
2 Повторение 2 часа
2 Букварный период 86 часов:
Буквы гласных (12 часов)
Буквы непарных звонких согласных (12 часов)
Буквы парных звонких согласных. (12 часов)
Буквы парных глухих согласных (14 часов).
Двузвучные гласные буквы (10 часов)
Буква ы и буква ь. (3 часа)
Буквы непарных глухих согласных (8 часов).
Повторение 14 часа
Предметные умения, навыки, способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся
К концу первого класса, обучающиеся должны
- иметь представление о следующих связях:
* между целью, адресатом, местом общения и формой общения;
* между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);
* между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);
* о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;
* о родственных словах и корне слов;
- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
* группировать языковой материал по заданным основаниям;
* подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук – гласный, согласный, гласный – ударный, безударный);
* соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
* адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
* слушать и отвечать на заданный вопрос;
* пользоваться учебными книгами;
- знать/понимать:
* признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);
* оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ? ! ;
* звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
* признаки гласных и согласных звуков;
* признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
* написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;
* алфавит;
- уметь:
* голосом показывать различия в цели высказывания;
* читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; темп чтения 20 – 25 слов в минуту;
* отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;
* различать на слух границы слов и предложений;
* списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
* писать правильно под диктовку текст (20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы; Подвижные игры (20 ч) ОРУ
* соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов;
* различать на слух звуки речи;
* различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
* определять место ударения в двусложных словах;
* делить слова на слоги;
* находить в ряду слов родственные слова;
* применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? ! ).
Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. Развитие готовности к сотрудничеству. | Формирование логических действий анализа сравнения. Установление причинно-следственных связей. Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. Развитие знаково-символических действий, моделирования и преобразования модели. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. Согласованность усилий по достижению общей цели. Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. |
Учебно-методическое обеспечение:
1.Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012
2.Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. _ Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012
Для учителя:
1. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова «Фёдоров », 2011
2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012
3. Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетради по письму. В 4 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом«Федоров».2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по риторике (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
Пояснительная записка по технологии (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС
Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС...
Пояснительная записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Пояснительная записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Пояснительная записка. Русский язык 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка. Русский язык 1 класс. ФГОС 2 поколения...