Урок русского языка. Глаголы - исключения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Образовательная программа "Школа 2100..." Урок русского языка 4 класс. На уроке использована технология деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagoly-isklyucheniya.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа «Школа 2100…»
Урок русского языка 4 класс
Тема урока: Глаголы – исключения (фрагмент урока).
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить с глаголами-исключениями и с особенностями их спряжения.
Задачи:
- познакомить с глаголами-исключениями на основе сравнения личных окончаний глаголов и их неопределенной формы;
- формировать навык распознавания глаголов-исключений, умение писать безударные личные окончания глаголов;
- развивать умение действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
− Сегодняшний урок мы начинаем с высказывания «Помогаешь другим – учишься сам».
− Как вы понимаете эти слова?
− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!
− Какую тему изучаем?
− Как вы думаете, удачным было изучение этой темы?
− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно повторить.)
II. Актуализация знаний.
1. Проведём устный блиц-опрос.
- Что такое глагол?
- Как изменяется глагол? (по числам; по временам; по родам в прош. вр.)
- Что называется спряжением глагола? Выберите правильный ответ.
- Как определить спряжение глагола?
1)по ударному окончанию, 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа.Окончания -ут- ют- первое спряжение, а -ат-ят- второе спряжение.
- От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола?(Зависит от спряжения).
2. Работа в парах. (Слова на доске.)
Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас..шь, ро…шь, жале…шь, бре…шь, стел…шь.
- Что объединяет эти слова? (глаголы 2 лица ед. числа)
- На какие группы можно распределить глаголы? (по спряжениям: 1 и 2 спр.)
- Спишите, распределив глаголы в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы, выделив окончания глаголов.
(Ученики на листах со словами вставляют буквы и прикрепляют на доску)
П р о в е р к а.
I спр. | II спр. |
помогаешь | ловишь |
роешь | возишь |
жалеешь | красишь |
стелешь | стелишь |
бреешь | бреишь |
- Задание одно, а вариантов ответов 2.
- Как вы определяли спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)
- Образуйте глаголы неопределенной формы и докажите правильность написания безударного окончания.
П р о в е р к а.
I спр. | II спр. |
помогать | ловить |
рыть | возить |
жалеть | красить |
брить | |
стелить |
(брить, стелить оканчиваются на -ить, глаголы 2 спр., значит пишу окончание ишь)
Глаголы брить, стелить спрягаются так:
1 л. ед.ч. брею, стелю
2 л. ед.ч. бреешь, стелешь
3л. ед.ч. бреет, стелет
- Кто сможет продолжить спрягать эти глаголы?
1 л. мн.ч. бреем, стелем
2 л. мн.ч. бреете, стелете
3 л. мн.ч. бреют, стелют
- Какого спряжения глаголы имеют окончания ешь, ет, ем, ете, ют? (1 спр.)
(Во втором столбике (1 таблицы) глаголы бреишь, стелишь убираю.)
- Что вы заметили? (Глаголы бреешь, стелешь 1 спр.,а глаголы брить, стелить оканчиваются на –ить, записаны во вторую группу)
- Что надо сделать с глаголами брить, стелить? (Переместить в первый столбик)
-Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения).
-Почему сначала мы глаголы брить, стелить отнесли ко 2 спряжению? (не хватало знаний)
-Попадают ли эти глаголы в правило определения спряжения? (Нет)
-Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы называются исключениями)
III. Постановка учебной задачи
Сформулируйте тему урока. ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ
- Какие учебные задачи перед собой поставите?
1) познакомиться с глаголами-исключениями.
2) учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений
IV.Открытие нового знания.
1. – С какими глаголами –исключениями вы познакомились?
-Прочитаем правило из учебника на стр. 76.
Ответы на вопросы
-Как ты думаешь, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями? (Они не подчиняются правилу определения спряжения по глагольному суффиксу перед -ть)
2. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, выучи -стихотворение. Обязательно его вклейте в свой словарик-справочник.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая брить, стелить.
А ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е- спрягать нельзя!
3. -Давайте ещё раз вспомним алгоритм написания безударного окончания глагола.
Нужно ли его дополнить?
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Прочитайте пословицы. Выпишите глаголы, определив спряжение и вставив безударную гласную в окончание.
Кто говорит, тот се_т; кто слуша_т, тот собира_т.
Конь вырв_тся – догон_шь, а слова сказанного не ворот_шь.
Около чего постара_шься, тому и порадуеш_ся.
Чем хвал_шься, на том и провал_шься.
………………………………………………
Домашнее задание:
1. Выучить глаголы – исключения.
2. Упр. № …
3. Вопросы для любознательных:
Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, гореть и некоторые другие не являются исключениями, хотя тоже являются глаголами II спряжения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык " Глаголы-исключения" 4 класс.
Русский язык "Глаголы-исключения". 4 класс....
Урок русского языка в 4 классе на тему: "Интересное и необычное в русском языке. Глаголы-исключения"
Предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе с использованием технологии развития критического мышления, элементами игровой технологии, ИКТ....
Урок русского языка Глаголы-исключения
На уроке создаются проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся...
Русский язык Глаголы исключения.
Весёлые рифмы,словарная работа,кроссворд, ребусы....
Конспект урока по русскому языку: "Глаголы исключения" 4 класс
Глаголы исключения. 4 класс. УМК "Школа 2100"...
Презентация по русскому языку "Глаголы исключения"
Презентация для учащихся 4 классов. Прграмма "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку "Глаголы-исключения" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: знакомство обучающихся с глаголами-исключениями.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;2. развивать умение определять с...