Русский язык " Глаголы-исключения" 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Русский язык "Глаголы-исключения". 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык | 39.66 КБ |
Окружающий мир | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ»
ВИД УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ.
ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
ЦЕЛИ УРОКА:
- ОБУЧАЮЩИЕ: ПОЗНАКОМИТЬ С ГЛАГОЛАМИ-ИСКЛЮЧЕНИЯМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ СПРЯЖЕНИЯ;
УСВОИТЬ ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ ГЛАГОЛОВ-ИСКЛЮЧЕНИЙ;
ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМ ОКОНЧАНИЕМ ПО НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ. - РАЗВИВАЮЩИЕ: РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ В ТЕКСТЕ И ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.
- ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА, ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ОБОРУДОВАНИЕ: КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, , КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ, СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ, УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 4 КЛ. В 2 Ч. Ч 2. / Т.Г.РАМЗАЕВА- М.: ДРОФА, 2007.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сегодня наш урок будет немного необычным, потому что к нам приехали гости. А знаете, зачем они приехали? Они услышали, что вы - самые красивые, самые хорошие, самые умные ученики. Давайте поприветствуем их.
Уважаемые гости, мы рады видеть вас у нас в гостях и готовы показать, что мы умеем и чему научились.
II. Проверка дом. задания.
-Что было задано на дом? Стр. 97 №475, выучить правило.
- Какие трудности вызвало у вас это задание?
III. Работа по теме.
- Итак, ребята, начинаем наш урок.
- Посмотрите на доску. Прочитайте и скажите, о чём мы будем говорить на уроке? (Слайд 1)
А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
- Сегодня на уроке мы откроем новые тайны глаголов, применяя ранее полученные знания.
1) Минутка чистописания.
2) Повторение пройденного. Работа с глаголами.
На доске: (Слайд 2)
Гасн...т вечер, даль син...т,
Солнышко садится.
- Прочитайте строки на доске.
- Назовите глаголы.
- Что вы знаете о глаголах?
- Какие окончания имеют глаголы ГАСНЕТ и СИНЕЕТ ?
- Как определить безударное личное окончание глагола? (Нужно вспомнить памятку, с которой работали дома. Выполнить следующие действия:
(Слайд 3)
- Определить время, лицо и число глагола. (наст., 3 лицо, ед. ч.)
- Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом -ть определить спряжение (гаснуть, синеть).
- Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
1 спряжение 2 спряжение
ешь ишь
ет ит
ем им
ете ите
ут (- ют) ат (- ят)
( гаснуть – 1 спряжение, синеть – 1 спряжение)
Итак, на прошлом уроке мы говорили о том, что глаголы, оканчивающиеся на
(Слайд 4)
АТЬ
ЯТЬ
ЕТЬ
ЫТЬ
ОТЬ
УТЬ - это глаголы … 1 спряжения. Они имеют окончания
ешь
ет
ем
ете
ут (- ют)
А глаголы, которые оканчиваются на
ИТЬ - это глаголы …2 спряжения. Они имеют окончания
ишь
ит
им
ите
ат (- ят)
3) Актуализация знаний. Работа с сигнальными карточками.
Сейчас давайте немного закрепим наши знания. Я буду называть глагол, а вы определите его спряжение.
Благодарим, мешаем, читаем, рисуете, носят, злить.
Хорошо, молодцы!
Давайте ещё раз сформулируем правило, которое вы учили дома.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределённой форме.
Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на -ить, относятся ко 2 спряжению: строить, клеить.
Большинство глаголов на -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть - 1 спряжения: думать, сеять, зеленеть, рыть, полоть, тянуть.
4) Постановка проблемы. (два ученика у доски)
Первый ученик записывает на доске слово ОБИДЕТЬ.
- Что значит «Обидеть»? (огорчить)
- Выделите мне глагольные суффиксы глагола. ( е ть ).
- К какому спряжению вы бы его отнесли? (к 1 ) Почему? ( оканчивается на ЕТЬ)
Хорошо. Запишите ниже цифру 1.
Второй ученик будет спрягать этот глагол по лицам.
Я ОБИЖУ, МЫ ОБИДИМ
ТЫ ОБИДИШЬ, ВЫ ОБИДИТЕ
ОН, ОНО ОБИДИТ, ОНИ ОБИДЯТ.
- Обозначьте окончания.
- К какому спряжению вы отнесли бы этот глагол? (ко 2 ) Почему? ( глаголы имеют окончания 2 спряжения)
Вывод: Мы думали, что слово ОБИДЕТЬ 1 спряжения, судя по глагольным суффиксам Н.Ф. Но при склонении, выделив окончания, мы заметили, что безударные личные окончания относятся ко 2 спряжению.
5) Сообщение темы урока.
- Почему мы не смогли определить спряжение?
-Ребята, это слово не подчиняется изученному ранее правилу, потому что это – глагол-исключения. И это тема нашего урока.
(Слайд 5)
Глаголы-исключения.
Цель нашего урока: запомнить глаголы-исключения, учиться определять спряжение таких глаголов и правильно писать окончания глаголов-исключений.
6) Работа над новой темой.
- Чтобы понять, почему же эти глаголы называются глаголами- исключениями, послушайте сказку.
А) Чтение сказки.
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом.
(Слайд 6)
ГЛАГОЛ.
Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя 2 сына:
(Слайд 7)
1 спряжение и 2 спряжение.
Позвал однажды Глагол своих сыновей и стал говорить им:
- Стар я стал, дети мои. Трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Три дня и три ночи думали сыновья и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределё1нной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение - всеми остальными.
Пришли сыновья к отцу и сказали ему о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные и дружные дети, и издал указ о разделении царства.
( слайд 8 ) 1 СПРЯЖЕНИЕ 2 СПРЯЖЕНИЕ
- ИТЬ - АТЬ
-ЯТЬ
-ЕТЬ
-ЫТЬ
-ОТЬ
-УТЬ
Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.
А какая это семья, вы узнаете, послушав стихотворение. Давайте отдохнём и послушаем.
(Слайд 9)
Очень хочется
Через стёклышко СМОТРЕТЬ.
Целый мир зелёным ВИДЕТЬ,
Лук и слёзы НЕНАВИДЕТЬ.
Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.
Как же хочется всё СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ.
Не спешите мысли ГНАТЬ
Надо просто помечтать.
Именно эти глаголы: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, зависеть, вертеть, слышать, держать, дышать, гнать и обратились к царю с просьбой.
- Милостивый государь, помоги нам! По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы я вам помочь, но не могу нарушить указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Решил царь познакомиться с родителями этих глаголов.
Б)Выполнение упражнения 479 стр. 99
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать в упражнении?
- Спишите глаголы, выделите окончания.
- Не смотря на то, что глагольные суффиксы е ть в окончаниях пишем И, т.к. это глагол 2-го спряжения.
- Что заметили? (Слова не подчиняются изученным ранее правилам)Но не мог царь устоять перед просьбой и разрешил остаться молодым глаголам в царстве 2 спряжения.
В)Работа с правилом в учебнике на стр. 99.
-Что узнали о глаголах-исключениях? (относятся ко 2 спряжению).
- Семь глаголов на -ЕТЬ, и четыре глагола на -АТЬ ко 2 спряжению.
-А теперь проверим, как вы запомнили глаголы-исключения.
Г) Выполнение упражнения 483 на стр. 101 с комментированием
- Прочитайте задание (вверху)
- Выполните упражнение с комментированием.
(Дети работают по памятке: (раздать памятки)
- Читаю слово.
- Вспоминаю на что оканчивается
1 спряжение 2 спряжение
- АТЬ - ИТЬ
-ЯТЬ
-ЕТЬ
-ЫТЬ
-ОТЬ
-УТЬ
3. Вспоминаю, относится ли слово к глаголам-исключениям.
4. Определяю склонение.
5. Записываю слово в … столбик.
Вернёмся к нашей сказке.
А глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении, закапризничали и стали просить царя сделать и их глаголами- исключениями 1 спряжения.
Не смотря на то, что глагольные суффиксы и ть , в окончании пишем Е т.к. глагол 1 спряжения.
Д) Физминутка.
- А пока царь думает, мы немного отдохнём.
Игра называется « Поймай глагол-исключения»
Я бросаю мяч, дети, услышав глагол-исключения, ловят мяч. Если простой глагол, то отбрасывают мяч обратно.
Писать, дышать, гнать, петь, видеть, слышать, рисовать, варить, держать, кипеть, вертеть, слышать.
- А теперь встаньте.
Я буду называть глаголы. Если это глагол 1 спряжения, вы понимаете руки, а если 2 спряжения, то присядете.
Гнать, ходить, писать, строить, обедать, клеить, петь, играть, отдыхать, работать.
-Молодцы!
- Итак, разрешил ли царь сделать глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ исключениями?
- Сейчас вы на минуту превратитесь в царских гонцов и прочитаете указ царя.
1 ученик:
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
2 ученик:
Гнать, дышать, держать, обидеть,
Видеть, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть
И опять терпеть смотреть.
И запомните, друзья,
Их на -Е писать нельзя!
Е) Упражнение в замене выражения глаголами.
- А теперь задание такое: замените выражение глаголом, определите спряжение.
1. Доставлять радость кому-то. (Радовать)
2. Втягивать и выпускать воздух (Дышать)
3. Воспринимать окружающее с помощью зрения. (Видеть)
4. Вызывать удивление. (Удивлять)
5. Вести спор. (Спорить)
6. Срезать волосы до корня. (Брить)
IV. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Какие глаголы-исключения относятся ко 2 спряжению?
- Какие глаголы-исключения относятся к 1 спряжению?
- Что должны запомнить?
Заполнение таблицы детьми:
(Слайд 10)
-Поставьте плюс, если согласны, минус, если не согласны.
Тема урока мне понятна | |
Я достиг цели урока | |
Я умею определить спряжение глагола | |
Мне нужно поработать над… |
V. Выставление оценок.
Поднимите руки те, кому понравился урок.
(Слайд 11)
- Оцените, на какую оценку вы работали сегодня:
«5» - все задания выполнял правильно.
«4» - Выполнил задание, иногда ошибался.
«3» - Часто ошибался при выполнении заданий.
«2» - Почти ничего не смог выполнить правильно.
- Сегодня за работу на уроке я поставлю следующие оценки…
VI. Домашнее задание:
(Слайд 12)
- Выучить глаголы- исключения.
- Упражнение 480.
- Посмотрите дом. задание.
- Кому не понятно, как выполнять задание?
(Слайд 13)
Ребята, вы молодцы!
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Глаголы - исключения.
Образовательная программа "Школа 2100..." Урок русского языка 4 класс. На уроке использована технология деятельностного метода....
Урок русского языка в 4 классе на тему: "Интересное и необычное в русском языке. Глаголы-исключения"
Предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе с использованием технологии развития критического мышления, элементами игровой технологии, ИКТ....
Урок русского языка Глаголы-исключения
На уроке создаются проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся...
Русский язык Глаголы исключения.
Весёлые рифмы,словарная работа,кроссворд, ребусы....
Конспект урока по русскому языку: "Глаголы исключения" 4 класс
Глаголы исключения. 4 класс. УМК "Школа 2100"...
Памятка по русскому языку "Глаголы-исключения" 4 класс.
Карточки по русскому языку для класса. Памятка "Глаголы-исключения"....
Технологическая карта урока по русскому языку "Глаголы-исключения" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: знакомство обучающихся с глаголами-исключениями.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;2. развивать умение определять с...