Распространение предложений определениями
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Формирование речевой компетентности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_predlozheniy_opredeleniyami.docx | 46.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Распространение предложений определениями
Блок упражнений учит детей распространять предложения различными видами признаков: предмета по качеству (прилагательными), предмета по действию (причастными оборотами). В синтаксисе они называются определениями. Одновременно происходит активизация и уточнение словарного запаса школьников.
Главной частью подготовительной работы здесь является выделение в предложении всех имеющихся там слов-предметов, а затем подбор к ним соответствующих признаков. Распространяя предложение, ученик по своему желанию может подбирать к каждому предмету одно или несколько определений, например: В бездонной глубине моря живёт зубастая акула. В бездонной таинственной глубине моря живёт огромная зубастая акула.
В случае выбора учащимся нескольких признаков взрослому следует позаботиться о постановке запятых, если определения будут однородными. Особенность заключается в том, что в начальной школе детей знакомят с простейшим видом однородных членов предложения, но они ещё не умеют в полной мере отличать однородность определений от неоднородности, это материал примерно 7 класса. Поэтому более целесообразно не записывать получившиеся предложения в тетради, а использовать следующий приём.
Ученик пишет исходное предложение на достаточно длинной полоске бумаги. Выбрав нужные определения, он записывает каждое из них на других, более коротких полосках, разрывает исходную полоску в нужном месте и вставляет в неё слова. В заключение всё предложение прочитывается целиком. Это очень хорошая подготовка к овладению пунктуацией.
Вторую часть упражнения 1 следует выполнять только на полосках, поскольку она достаточно сложна для младших школьников. При желании ученика или взрослого получившееся предложение можно списать с полосок в тетрадь.
Учителю важно следить за тем, чтобы определения разных предметов соответствовали друг другу по информации, где это необходимо. Рассмотрим это на примере.
Утром воробьи отправились в лес.
отдохнувшие дальний
озабоченные ближний
молодые берёзовый
рассерженные растущий за пригорком
Если учащийся выбрал для воробьёв определение отдохнувшие, то нелогично будет отправлять их в ближайший или растущий за пригорком лес. Отдыхают обычно перед дальней дорогой, следовательно, они должны отправиться в дальний или дальний берёзовый лес. Воробьи рассерженные могли отправиться в растущий за пригорком или ближний лес, где, возможно, обитают их обидчики или соперники. Таким образом, рассуждая о целесообразности выбора того или иного определения, дети будут выстраивать целые сюжеты или, говоря современным языком, информационные поля, суть которых надо выразить в слове.
Упражнение 1.
Подбери определения к каждому предмету в предложении.
План действий
Нахожу в предложении названия предметов:
На столе лежала книга.
Читаю столбики определений.
Думаю: в каком столбике находятся слова, подходящие по смыслу к каждому слову-предмету?
На столе лежала книга.
чисто вымытом раскрытая
покрытом скатертью большая толстая
освещённом солнцем в красивой обложке
стоящем в углу моя самая любимая
Выбираю одно или два определения к каждому предмету.
На столе лежала книга.
чисто вымытом раскрытая
покрытом скатертью большая толстая
освещённом солнцем в красивой обложке
стоящем в углу моя самая любимая
Выразительно проговариваю то, что получилось:
На покрытом скатертью столе лежала книга в красивой обложке.
Вариант I
На столе лежала книга.
чисто вымытом раскрытая
покрытом скатертью большая толстая
освещённом солнцем в красивой обложке
стоящем в углу моя самая любимая
На верёвке сушится бельё.
длинной белое постельное
протянутой между деревьями выстиранное
привязанной к двум палкам Маринкино
тонкой белой выстиранное бабушкой
В глубине моря живёт акула.
тёмной и холодной большая
бездонной огромная
таинственной зубастая
спрятанной от солнца злобная и опасная
Возле домика росли розы.
маленького пышные
чистенького яркие красные
с резными окошечками вьющиеся по забору
стоящего на берегу ручья сказочной красоты
Мальчишка весело помахал мне бейсболкой.
задорный зелёной с белым
перепачканный черникой зажатой в руке
незнакомый новенькой
соседский сдёрнутой с головы
На мониторе компьютера появился человечек.
светящемся забавный
большом весёлый
потемневшем танцующий
включённом печальный
В одном из окон появилась кошка.
чисто вымытых белая пушистая
освещённых солнцем растрёпанная
распахнутых полосатая
открытых ленивая
Под берёзой стоял муравейник.
старой высокий
раскидистой аккуратный
одинокой недостроенный
растущей посреди поляны покинутый жителями
Охотник сидел около костра.
молодой яркого
старый затухающего
уставший разгорающегося
заблудившийся приятно греющего
На блюде лежали раки.
круглом красные
большом варенные в укропе
стоявшем посреди стола крупные
овальном аппетитные
Полетела ласточка в рощу.
юркая дальнюю
обрадованная берёзовую
озабоченная ближнюю
молодая стоявшую на пригорке
Мышонок выскочил на середину комнаты.
маленький тёмной
храбрый закрытой
любопытный освещённой фонарём
озорной заставленной мебелью
Налево за кустом начинаются следы.
густым отчётливые волчьи
раскидистым осторожные лисьи
оснеженным петляющие заячьи
тощим глубокие оленьи
На поляне растёт земляника.
небольшой крупная спелая
солнечной поспевающая
лесной краснеющая
просторной созревающая
С неба сеялся снежок.
серого мелкий
укутанного облаками мокрый
низкого зимнего похожий на крупу
унылого надоедливый
По улице мелко трусила собачонка.
соседней облезлая
узкой чем-то озабоченная
заснеженной забавная
тихой рыжая
шумной тощая
Утром воробьи отправились в лес.
отдохнувшие дальний
озабоченные ближний
молодые берёзовый
рассерженные растущий за пригорком
Дама держала под мышкой петуха.
толстая большого
худощавая жирного
сердитая унылого
одетая в серое пальто нахохленного
По крыше тихо барабанил дождь.
железной первый весенний
мокрой унылый осенний
черепичной грибной
недостроенной надоедливый
В класс вошёл какой-то человек.
прохладный высокий
пустой полный
освещённый солнцем низенький
только что убранный худощавый
тёмный неизвестный
Сегодня в школе с утра играет музыка.
соседней весёлая
нашей громкая
недавно построенной танцевальная
старой бодрая
украшенной флагами духовая
На витрине были выставлены плееры.
стеклянной разнообразные
ближайшей похожие на игрушки
сверкающей самые современные
ярко освещённой старого образца
На лице Алёшки сияла улыбка.
круглом лучезарная
заляпанном шоколадом счастливая
довольном радостная
румяном хитрющая
В портфеле лежали учебники.
недавно купленном новенькие
потёртом все необходимые
разорванном потрёпанные
аккуратном испачканные
Над озером клубился туман.
лесным таинственный
засыпающим предрассветный
притихшим густой
спящим полупрозрачный
Бойцы МЧС вытащили мальчишек.
отважные упавших в колодец
умелые засыпанных песком
прибывшие на место попавших в беду
вызванные соседями испуганных
Вариант II
Ёлочка радовалась лучам солнца.
молоденькая тёплым весеннего
пушистая сверкающим июльского
стройная падающих на неё ласкового
тянущаяся вверх льющимся с неба утреннего
С полки свешивались лямки рюкзака.
узкой широкие большого
вагонной узкие полупустого
решётчатой чёрные туго набитого
верхней длинные пузатого
Сияние солнца широко разлито над землёй.
малиновое восходящего засыпающей
золотистое заходящего просыпающейся
радостное раскалённого разомлевшей от жары
сверкающее весеннего цветущей
слепящее июльского зеленеющей
Собачонка повиляла хвостиком и мигнула глазами.
небольшая коротким чёрными
забавная куцым умненькими
вымокшая под дождём тощим большими
лохматая пушистым печальными
рыженькая похожим на бублик блестящими
Ветки деревьев качались под порывами ветра.
тонкие молодых весеннего
хрупкие растущих у дома сильного
гибкие лиственных свежего
длинные склонившихся над водой прохладного
Упражнение 2.
Расскажи по плану, как нужно вставлять в предложение слова из скобок и где нужно ставить запятые.
Рассмотри схемы и запомни, как надо будет ставить запятые:
План действий
Читаю: Солнце растопило тонкий ледок (поднявшееся утром над полем).
Думаю, с каким словом связана по смыслу часть из скобок:
солнце растопило тонкий ледок.
Вставляю слова из скобок и рассуждаю:
Пишу один из вариантов предложения.
Вариант II
Катер шёл мимо скал и обрывов. (Нависающих над головой.)
Мальчики тихо переговаривались. (Собравшиеся в кружок.)
Скоро Витя увидел маму. (Стоявшую у витрины магазина.)
К вечеру собралось на поляне лесное зверьё. (Окружённой сосенками.)
Солнце растопило тонкий ледок. (Поднявшееся утром над полем.)
Серёжка понёс ёжика в свою палатку. (Завёрнутого в старую куртку.)
Дорога извивается около горы. (Затенённая деревьями.)
Письмо Таня положила в коробку из-под печенья. (Присланное бабушкой.)
Листва шелестит под ногами. (Опавшая с деревьев.)
Избушки ярко сверкнули на солнце. (Занесённые снегом.)
Наконец столбы подгорели. (Поддерживающие соломенную крышу.)
Статуя стояла, как живая. (Вылепленная искусными руками.)
Возле кустов сирени толпились мальчишки. (О чём-то громко спорившие.)
Камни скрывают охотника от животных. (Покрытые холодной росой.)
Вариант II
Тёмное небо над улицей казалось чёрным. (освещенной несколькими фонарями.)
Возле пенька стояла корзиночка. (плетённая из прутьев.)
Скоро путники дошли до лужайки. (поросшей зелёной мягкой травой.)
Я преградил дорогу толстому серому гусю. (отбившемуся от стада.)
Высокий господин подошёл к ребятам. (яростно спорившим.)
Лена с удивлением уставилась на носки и колготки. (разбросанные по комнате.)
Ледяная корка не давала лодке продвигаться вперёд. (сковавшая поверхность озера.)
Даже берёзы и рябины стояли сонные в тишине. (окружавшей их.)
Шёпот ветвей раздавался отчётливо и близко. (вызванный лёгким ветерком.)
Самолётик выпустил струю дыма и полетел на запад. (освещаемый лучом прожектора.)
Сосульки достигли небывалых размеров. (висевшие на крыше.)
Пленников втолкнули внутрь часовни. (перепачканных глиной и напуганных.)
Вариант III
Несколько тонких ракит склонились над глубоким омутом. (освещаемых закатным солнцем.)
На стволах вишен блестела горячая смола. (обклёванных воробьями.)
Аля и Антон пошли за старушкой и оказались на дороге. (обсаженной высокими кустами акации.)
Ивасик видел звёзды и весело шагал по степной дороге. (рассыпанные по всему небу.)
Тетрадка с проклятой двойкой хранилась за картиной. (изображающей берег какой-то реки.)
Из футляра Ольга бережно достала аккордеон. (сверкающий перламутром.)
Широкие плечи солдата доказывали крепкое сложение. (способное переносить трудности походной жизни.)
Сергей Иванович проводил глазами вереницу журавлей. (плывших в лазоревом поднебесье.)
На вершине пологого холма виднелась небольшая деревенька. (покрытого поспевающей рожью.)
Пламя перебежало на хвою и разгорелось со стоном и свистом. (раздуваемое ветром.)
Перед девочкой по забору спускался заяц. (раскрашенный, вырезанный из фанеры.)
Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твёрдой решимостью. (оживлённое быстрой ездой.)
Очертания деревьев начинали выступать из мрака. (обрызганных дождём и взволнованных ветром.)
Вечером я видел на плоском берегу моря большую белую чайку. (грозно и тяжко шумевшего вдали.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...
Логопедическое занятие с группой детей 1 класса “Распространение простого двусоставного предложения определением”.
Логопедическое занятие с группой детей 1 класса “Распространение простого двусоставного предложения определением”....
Конспект урока русского языка по теме: Второстепенный член предложения- определение. Его роль в предложении". УМК " Система Л.В. Занкова" 3 класс
Урок русского языка по теме: "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении" УМК "Система Л.В.Занкова" 3 класс...
Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»
Фронтальное логопедическое занятие по теме:«Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»...
Открытый урок "Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи".
Открытый урок....
Технологическая карта урока русского языка «Что такое распространенные и не распространенные предложения?» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: формирование представления о распространённых и нераспространённых предложениях, развитие умения различать эти предложения, находить в них грамматическую основу.Задачи урокаПланируемые рез...