Изложение "Шапокляк". Урок развития речи
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Федотова Галина Гарриевна

Урок развития речи в системе уроков русского языка с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_shapoklyak.pptx459.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2-ом классе Изложение-рассуждение с элементами повествования «Шапокляк» Работа учителя ГБОУ СОШ № 1905 г. Москвы Федотовой Галины Гарриевны 2013 год

Слайд 2

1 этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний. (Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что смогу ») Итак, нам предстоит написать изложение. Дайте определение этому понятию. (Изложение – это письменный пересказ текста словами, близкими к авторским) Что значит написать изложение? (Передать без искажений тему и идею текста) По каким правилам нам следует строить работу , чтобы она была выполнена правильно? Какие советы вы готовы дать одноклассникам? (Надо внимательно прочитать текст, понять его тему и идею. При написании необходимо постоянно обращаться к предыдущему предложению, чтобы избежать повторов и нарушения логики при передачи мысли. Внимательно следить за орфографией при письме.)

Слайд 3

2 этап. Целеполагание. О пределение учебной задачи обобщенного типа ( Цель: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием) Предлагаем познакомиться с текстом, который называется « Шапокляк ». Как вы думаете, о чём он может быть? (Скорее всего, Шапокляк – это вредная старушка из сказки Эдуарда Успенского) И это наша гипотеза (предположение) . Теперь проверим, не ошибаемся ли мы. Необходимо обратиться к тексту! Интересно провести исследование!

Слайд 4

Шапокляк Что такое шапокляк? Это не знакомая Чебурашки. Та была в редной старушкой. Шапокляк на самом деле – мужской головной убор. Этот цилиндр мужчины носили в прошлом веке. Они входили в помещение и снимали цилиндр. Но держать такой объёмный головной убор подмышкой очень неудобно. И его сделали складным. Обратимся к французскому языку. Шапо – это шляпа. Кляк – шлепок ладонью по её верху. Так что всем известная старуха Шапокляк получила своё имя из-за головного убора. Ведь она ходила именно в такой забавной шляпке.

Слайд 5

2 этап. Исследование текста О владение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы. ( Цель: формулировка частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов.) Можно ли назвать прочитанное текстом ? (Да, ведь все предложение на одну тему и связаны между собой по смыслу .) 2) Какова тема текста? (Шляпа – цилиндр.) 3) Какую идею хочет донести до читателя автор? (Откуда взялось странное имя известного персонажа.)

Слайд 6

Текст Шапокляк тема идея (шляпа-цилиндр) (имя персонажа)

Слайд 7

Повторное чтение текста К какому типу отнесем данный текст? Типы текста п овествование описание рассуждение ряд одна картинка к артинок картинка не обязательна

Слайд 8

Определение типа текста Так к какому же типу отнесем текст «Шапокляк»? (Это текст рассуждение с элементами повествования.) Какова посылка - то, что надо доказать? (Всем известная старуха Шапокляк получила своё имя из-за головного убора, который она носила.) Каково объяснение - доказательства? (Образовалось слово из слияния двух слов: шапо и кляк.) Какие слова-мостики следует использовать? (Так что; ведь.)

Слайд 9

4 этап. “Открытие” нового знания. Развитие способности к обобщению ( Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное.) Поработаем над содержанием текста! Кто такая Шапокляк ? (Знакомая Чебурашки. Очень вредная старушка.) 2) Что такое шапокляк ? (Мужской головной убор. Цилиндр, который носили мужчины в прошлом веке .) 3) Какие правила пользования этим головным убором существовали? (Снимали в помещении и держали подмышкой.) 4)Какие неудобства испытывали при этом? (Цилиндр был объёмный. Его неудобно было держать.) 5) Какой выход был найден? (Его сделали складным.) 6) Объясните происхождение слова «шапокляк». (Слияние двух слов: шапо – шляпа и кляк – шлепок ладонью по её верху.) 7) Какое определение даётся этому головному убору? (Забавная шляпка.) 8) Откуда же взялось имя персонажа? (Всем известная старуха получила имя из-за головного убора. Ведь она ходила в такой забавной шляпке.)

Слайд 10

5 этап. Планирование. Формирование способности анализировать. Цель: определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах Какая работа с текстом поможет последовательно передать его при написании? (1. Разбить на микротемы. 2. Составить план.)

Слайд 11

План. Что такое шапокляк. 2. Цилиндр – мужской головной убор. 3. Откуда взялось имя Шапокляк.

Слайд 12

Орфографическая подготовка Что такое шапокляк ? Это не зн … комая Чебурашки . Та была вредной ст … рушкой . Шапокляк на самом деле – мужской г … л … вной убор. Этот цилиндр мужчины н … сили в прошлом веке. Они вх … дили в пом … щение и сн … мали цилиндр. Но д … ржать такой объёмный головной убор подмышкой очень неудобно. И его сделали скл … дным . Обратимся к францу зс кому языку. Шапо – это шляпа. Кляк – шл … пок л … донью по её верху. Так что всем известная старуха Шапокляк получила св … ё имя из-за головного убора. Ведь она х … дила именно в т … кой забавной шляпке.

Слайд 13

Используй слова! Шап о кляк Чебурашка ц и лин др о бр а тимся к францу зс кому языку в забавн о й шляпк е

Слайд 14

5 этап. Рефлексия. И тог урока . Цель: ф ормирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. А теперь вам предстоит написать изложение по памяти. Проверить правописание слов и правильность построения предложений. Оценить свою работу.

Слайд 15

Для учителя! Шапокля́к (фр. chapeau claque ) — мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать. Первый шапокляк был изготовлен в Париже в 1830-х годах. Расположенный внутри цилиндра механизм позволял складывать его в вертикальном направлении. В помещении шапокляк носили сложенным, подмышкой.

Слайд 16

УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...