Урок русского языка в 3 классе по теме "Повторение знаний о предложении"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Числова Марина Владимировна

Урок по программе "Школа 2100", 3 класс, урок заврепления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_znaniy_o_predlozhenii.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Повторение знаний о предложении» с использованием ИКТ

Цель урока:

  1. Выявить и усвоить отличительные особенности простого предложения с однородными членами и сложного предложения.
  2. Формировать умение пунктуационно оформлять предложения данных типов.
  3. Развивать речь учащихся, учебно-интеллектуальные умения.
  4. Воспитание самостоятельности, привитие интереса к предмету.

Задачи урока:

  1. установление различий между простым и сложным предложением;
  2. закрепление умения соотносить схемы предложения с предложением;
  3. выработка умения взаимодействовать в группе.

Оборудование:

карточки с предложениями для группировки

карточки со схемами предложений и однородных членов для каждой группы.

Ход урока:

I. Организационный момент

Сегодня, ребята, у нас радостный день, потому что к нам пришли гости. А мы всегда рады гостям. Поприветствуйте гостей и поделитесь с ними своим хорошим настроением.

Эпиграф:

Русский знают все ребята

 В нашей солнечной стране.

 Как прекрасен и велик

 Русский, близкий нам язык!

– Выписать слова с непроверяемыми орфограммами, (русский, ребята, прекрасен, велик, язык).

– Выписать слова с проверяемыми орфограммами, (страна, близкий).

– Выписать слово с приставкой (прекрасен).

II. Воспроизведение знаний и умений, которые потребуются для выполнений заданий. Самооценка умений.

Мы завершили изучение темы «Простые и сложные предложения». Чему вы научились? ( Мы научились различать простые и сложные предложения. Умеем расставлять знаки препинания в предложениях.  Мы учились составлять схемы к предложениям.)

(На доске: ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

– Что мы называем предложением?

– Какие бывают предложения по цели высказывания? – По интонации?

– По наличию второстепенных членов предложения?

– Для чего мы изучаем эту тему? (Для красоты нашей речи.) – На какие виды делятся предложения?

(На доске: ПРОСТЫЕ          СЛОЖНЫЕ)

Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы теста в первой колонке

 « В начале уроке».

 Дети самостоятельно работают с тестом.

                      САМООЦЕНКА

 В начале урока                                        В конце урока

 1. Умею ли я различать простые и сложные предложения?

А) умею хорошо                                        А) умею хорошо

Б) недостаточно умею                              Б) недостаточно умею

В) не умею                                                  В) не умею

2. Умею ли я расставлять знаки препинания в предложении?

А) умею хорошо                                        А) умею хорошо

Б) недостаточно умею                              Б) недостаточно умею

В) не умею                                                   В) не умею

2. Умею ли я подбирать схемы к предложениям и составлять предложения по схеме?

А) умею хорошо                                  А) умею хорошо

Б) недостаточно умею                              Б) недостаточно умею

В) не умею                                                   В) не умею

III. Применение знаний и умений. (Дети работают в группах по 4 человека.)

1) Группировка предложений и постановка знаков препинаний.

 Сегодня мы узнаем, на сколько объективно вы оценили свои умения. Прочитайте предложения.

Стоит октябрь и льют частые дожди.

Дует сильный ветер.

Трава пожелтела и завяла.

Леса опустели листья с деревьев опали.

Соловьи стрижи ласточки покинули свои гнезда.

 Какое задание я задумала? ( Поставить запятые в предложениях. Выполнить группировку предложений.)

 Правильно. Приступайте к выполнению этих заданий.

Проверка:

 Сколько групп получилось? ( У нас получилось 2 группы: простые предложения и сложные.

 Кто считает иначе? ( А у нас 3 группы: простое предложение, предложение с однородными членами и сложные предложения. Но ведь предложения с однородными членами тоже простые, ведь у них одна грамматическая основа. Значит, получается 2 группы.)

Ваше мнение, ребята?

  На доске тоже выполнена группировка этих предложений. Сделайте сверку.

1 группа:

Дует сильный ветер.                                                              

Трава пожелтела и завяла.  

Соловьи, стрижи, ласточки покинули свои гнезда.        

2группа:                                                

 Леса опустели, листья с деревьев опали.

Стоит октябрь, льют частые дожди.

 (Предложения записаны без знаков препинаний.)

 Что можете сказать? ( Я считаю, что группировка выполнена верно.)

 Есть другое мнение? ( Нет.)

Как можно сгруппировать предложения I группы? ( Простые предложения без однородных членов и с однородными членами.

 Прочитайте простое предложение без однородных членов. ( Дует сильный ветер.)

Чего не хватает в наших предложениях? Сейчас вы этим и займетесь?

2) Подбор и составление схем к предложениям.

[ –О и О];

 [О, О, О = ];

[ = – ], [ = – ];

[ = – ], [ = – ];

[ – = ].

Подберите схемы однородных членов и схемы предложений к каждому предложению и проверьте постановку знаков препинания.

 ( В каждой группе конверт с 6 карточками со схемами, одна их которых неверная.)

Что заметили? ( Здесь «ловушка». Одна схема неправильная.)

 Составьте самостоятельно недостающую схему к предложению.

Проверка:

В каждой группе есть схема предложения на большой карточке. К какому предложению эта схема? (Обсудите в группе.)

Соотнесите эту схему с предложением на доске и поставьте знаки препинания. ( 6 учеников работают на доске.)

Ваше мнение? ( Ребята правильно нашли предложения к схемам. Все запятые поставлены, верно.)

3) Составление связанного текста.

Составьте из этих предложений связанный текст, озаглавьте его и запишите в тетрадь.

Проверка: Прочитайте текст.

IV. Восстановление текста

Очень-очень странный вид:

 Речка за окном

 Горит,

 Чей-то дом

 Хвостом виляет,

 Песик

 Из ружья стреляет,

 Мальчик

 Чуть не слопал

 Мышку,

 Кот в очках читает книжку,

 Старый дед

 Влетел в окно,

 Воробей схватил зерно,

 Да как каркнет, улетая:

 - Вот что значит запятая!

Сколько предложений в этом стихотворении? - Одно.

А какое оно? - Сложное, т.к:.

Что интересного в этом стихотворении?- Путаница.

Что бы вы изменили? Надо переставить запятые.

Работа в группах.

V.Тест

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

2.Отметь схему сложного предложения:

а) [ – = ];

б) [ – = ], [ – = ];

в) [ – = О, О, О ].

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

а) [ = – ], [ = – ];

б) [ = – ];

в) [ – =, = ].

4. Перед союзом и запятая не ставится:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях;

в) никогда.

5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.

Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.

 VI.Рефлексия

С какой целью мы проводили урок? ( Проверить собственные знания и умения о предложениях.)

 А теперь вновь оцените свои знания и умения о предложениях во второй колонке теста

 « В конце урока».

Что изменилось в вашей самооценке? ( Я думал, что умею хорошо расставлять знаки препинания, а сделал 2 ошибки, значит еще недостаточно хорошо умею.  А я, наоборот, в начале уроке считала, что недостаточно хорошо умею различать простые и сложные предложения, а группировку выполнила правильно. В конце урока я отметила в тесте «умею хорошо».

 У кого нет изменений в самооценке?

 Спасибо вам, ребята, за объективную самооценку своих умений. Над чем надо вам еще поработать по этой теме? ( Мне надо научиться не пропускать запятые между однородными членами.  Мне находить сложные предложения и правильно ставить запятые.)

Поблагодарим друг друга за плодотворную работу аплодисментами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Главные и второстепенные члены предложения

Печатные издания:  учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с....

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Второстепенные члены предложения"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Главные члены предложения"

На уроке учащиеся работают а паре, используя алгоритм нахождения главных членов предложения...

Урок русского языка ( 4 класс) .Тема: "Простые и сложные предложения".

Сценарий состоит из конспекта урока, презентации . Тема: "Простые и сложные предложения"Цель урока: познакомить обучающихся  с понятиями "простые и сложные предлож...

Урок русского языка, 2 класс, "Что такое главные члены предложения?" ("Школа России")

Представлена технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое главные члены предложения?" К карте сделаны приложения карточек, необходимых для проведения урока. Отде...