Самоанализ урока
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Боголепова Ирина Александровна

Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о частях речи.

  Задачи урока: 

  1. Образовательные: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;
  2. Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
  3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon camoanaliz_uroka.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

ФИО учителя

Боголепова Ирина Александровна

Класс

2 «В»

Дата проведения

07.02.2013г.

Предмет

Русский язык

Программа

«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема:  

Части речи

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о частях речи

Задачи урока:

  1. Образовательные: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;
  2. Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
  3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Основные термины и понятия темы:

Части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол

Место урока в системе уроков

1 урок по теме «Части речи»

Личностные УУД:

- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- освоить основы познавательной рефлексии;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 

- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные УУД:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные УУД:

- усвоить, что речь делится на части – части речи;

- усвоить, что в русском языке все слова принадлежат к какой-либо части речи;

- усвоить специальную терминологию при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

- давать характеристику изучаемым частям речи;

- рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях речи;

- приводить примеры разных частей речи;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Межпредметные связи:

Изобразительная деятельность, чтение (домашнее творческое задание).

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

Мультимедийная презентация к уроку «Части речи»; карточки с названиями «Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «предмет», «признак предмете», «действие предмета», «кто? что?», «какой? чей?», «что делать? что сделать?», демонстрационные карточки со словами: называются, вопросы, обозначают, чудовище, красавица, небо, земля, вопрос, ответ; раздаточный материал: карты островов – Частей речи, карточки с вопросами, помогающими исследовать остров-часть речи, карточки - «Помогалочки»;  раздаточный материал: карточки для словарной работы; раздаточный материал: карточки для работы с фразеологизмами; раздаточный материал: карточки с вариантами домашнего задания.

Методы обучения:

1. Методы организации и осуществления  учебной  – познавательной деятельности учащихся:
а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение);
б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации , демонстрация презентации обучающего курса).
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем
 2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
 а ) эмоциональные (поощрения, похвала, создание   ситуации успеха для каждого ребёнка);
в ) волевые ( предъявление учебных требований);

г ) социальные (демонстрация работы учащихся).
 3. Методы контроля и самоконтроля:
  рефлексия

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Этап урока

Цель этапа

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

  1. позитивное отношение к предстоящей деятельности;  
  2. включение  в учебную деятельность.

Урок начинался с  этапа самоопределения к деятельности, целью которого являлось создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Я сказала детям, что побывала в одном увлекательном путешествии и предложила им отправиться в путешествие вместе со мной. Благодаря этому, у учащихся создался положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировалось внимание. Этот этап,  хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

II.  Актуализация знаний

  1. Минутка чистописания


  1. Словарная работа

Подготовка к восприятию нового материала, выведение проблемного вопроса  на основе имеющихся знаний обучающихся.

  1.  овладеть логическим действием обобщения;


  1. уметь строить рассуждения на основе известных понятий.

На данном этапе учащиеся  учились овладевать логическим  действием обобщения, строили рассуждения на основе известных понятий. Для активизации мышления  использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации.

На минутке чистописания предложила детям задание: выбрать из предложенных показов нужный по описанию.

На этапе словарной работы детям было предложено разгадать кроссворд. Словарные слова записывались с использованием «зацепок».

Также на данном этапе использовала метод подводящего диалога с опорой на жизненный опыт, проводила беседу на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока. На данном этапе основная форма работы – фронтальная.

III.  Постановка учебной задачи






Создание условий для формулирования детьми цели урока. 

  1. умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя
  2. понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
  3. готовность слушать собеседника и вести диалог;
  4. уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  5. уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий.

Используя материал словарной работы, дети вывели тему урока.

Исходя из темы, мы коллективно определили ряд задач, которые будем решать на данном уроке.

IV. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

Создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

  1. овладеть начальными сведениями о трех частях речи;
  2. овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  3. умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;
  4. активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

На этапе изучения новой темы была применена работа в группах, где учащиеся пытались найти ответы на поставленные задачи.

Каждая группа получила задание: исследовать свой остров-часть речи. В зависимости от задания, каждой группе выдавался печатный и иллюстративный материал.

Моя роль на данном этапе - направить познавательную активность учащихся на «открытие» новых знаний путем системы вопросов и заданий подводящего диалога, путем создания проблемной ситуации и методов ее решения.

На данном этапе  использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстраций) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Работа в группе воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи.

V.  Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

  1. овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
  3. уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  4. готовность слушать собеседника.

На данном этапе было предложено детям ряд заданий на закрепление новой темы. Была предложена игра «Закончи фразу». Ученики еще раз повторили название частей речи и их признаки. Затем было предложено задание на подбор антонимом – имен существительных. Дети доказывали, почему данные слова являются именами существительными, обогащали свой словарный запас, находили орфограммы в словах. Далее предложила ученикам задание, которое они выполняли в парах. Нужно было соединить устойчивое выражение и глагол. Это стимулировало основные свойства внимания, умение сравнивать и находить искомое.

VI. Итог урока

Обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации.

  1. уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний;

На данном этапе закрепление знаний проходило в форме фронтальной беседы, которая  помогла систематизировать знания детей о трех изучаемых частях речи.

VII. Рефлексия

Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

  1. уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  2. осознать личностный смысл учения;
  3. закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность. 

Рефлексия была направлена на оценку эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Дети оценивали свою работу в виде игры «Сели – встали – встали выше»,  учились  аргументировать свою точку зрения и оценку событий при помощи действий; закрепляли положительную мотивацию на учебную деятельность. На данном этапе использовала три вида рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала. В ходе игры дети движениями отвечали на вопросы.

IХ. Домашнее задание (по выбору)

Создание условий для активизации познавательной деятельности через  внеурочное творческое задание.

  1. уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания.

Было предложено выполнить домашнее задание по выбору.  Оно носило творческий характер.

Динамическая пауза возникла вполне естественно в процессе работы детей в группах, так как работая в группах ученики могли свободно стоять, передвигаться по классу.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Поставленной цели урок достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Урок. Обучение грамоте. + Самоанализ урока.

Урок по теме: Звуки [д], [д\']. Буквы Д,д. Закрепление изученного. (Планета знаний)....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.

Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...

Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.

Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...

Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...

урок математики (информационная карта и самоанализ урока)

Данный урок – это один из двадцати трех запланированных на год по решению задач (не только на движение). На предыдущих уроках рассматривался только один вид движения, а именно встречное движение. Проб...

Самоанализ урока технологии по курсу проектной деятельности.Тема урока: «Радужное складывание. Яблоко»

В самоанализе изложила цели, задачи, методы преподавания. Описала как формировались общеучебные проектные умения....

Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...