сочинение - описание "Лиса" во 2-м классе.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Урок - презентация представляет подготовительную работу к сочинению - описанию на тему "Лиса" и самостоятельную работу учащихся с составлением синквейнов о лисе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чикуркова Л. И., учитель начальных классов, МБОУ «Светлинская СОШ» 2012 Сочинение-описание «Лисица» 2 класс

Слайд 2

Цель: исследовать, какие средства и приёмы используются в литературных произведениях при создании образа лисы. Задачи: способствовать формированию умений писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; строить текст в определённой композиционной форме; развивать способности внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; воспитывать самостоятельность и творческую активность. Комментарии: на данном уроке в игре дети научатся строить текст в определённой композиционной форме.

Слайд 3

План урока 1.Сообщение темы урока 2. Подготовительный этап работы над сочинением 3.Работа над описанием лисицы 4. Составление устного рассказа по вопросам 5. Запись детьми сочинения-описания «Лисица» 6. Проверка и анализ детских работ

Слайд 4

Работа в парах

Слайд 5

Пословица Хо ро шу ю ре чь хо ро шо и с лу ша ть

Слайд 6

Отгадай ребус

Слайд 7

сочинение-описание Лисица Тема урока

Слайд 8

Много было написано о лисе басен, сказок и рассказов. - Отгадайте, из какой басни этот отрывок и кто автор. 1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: Голубушка, как хороша!... 2. Голодная кума Лиса залезла в сад; В нём винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись

Слайд 9

Проверь себя И. А. Крылов 1. «Лисица и ворона» 2. «Лисица и виноград »

Слайд 10

Лисица, плутовка, кумушка - Как ещё народ называл лису в своих сказках? Лиса П а тр и кеевна Почему лису назвали Патрикеевной? (за хитрость, изв о р о тливость) - Как назвал автор лису?

Слайд 11

Назовите прилагательные к слову лисица. Лисица какая? хитрая к о варная умная ло в кая

Слайд 12

Определи к какой сказке эта картинка.

Слайд 13

- Вспомни, какую песенку поёт лиса? - Как здесь можно назвать лису? Хитрая, льстивая Петушок, петушок Золотой гребешок. Масляна головушка, Шёлкова бородушка. Выгляни в окошко, Дам тебе горошка .

Слайд 14

Найди к каждой картинке нужное прилагательное. льстивая коварная хитрая

Слайд 15

Рыжий мех. Пышный мех Кто его хозяйка? Кто в лесу хитрее всех? Ну-ка угадай-ка? Отгадайте загадки

Слайд 16

Посмотрите-ка какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой.

Слайд 17

Хвост мой длинный и пушистый, Рыжий, красный, золотистый. Очень хвост мой людям люб, Так как нужен им для шуб, Но это мне не нравится, Хотя мой хвост и славится.

Слайд 18

По каким признакам вы определили, что это лиса? Как она описывается? Назовите прилагательные к данным словам.

Слайд 19

Мех какой? Рыж и й, пышный, з о л о той Хвост какой? Дли нн ый, пуш и стый, б о льшой

Слайд 20

Синквейны: Лисонька. Хитрая, умная, ловкая. Крадётся, выслеживает. Курочку унесёт от хозяйки. Довольная! ( Тарасенко Дима, Бянкина Юля)

Слайд 21

Синквейны: Лисица. Жадная, коварная, злая. Охотится, убивает, добывает. Добычей не делится. Хищница! (Гусев Никита, Карякин Женя)

Слайд 22

Синквейны: Лисичка. Ловкая, смелая, умная. Ловит, охотится, не жалеет. Звери её боятся. Охотница! (Шмидт Лиза, Тугомбаев Ильяс, Денисов Кирилл)

Слайд 23

Синквейны: Лиса. Красивая, рыжая, непредсказуемая. Ходит, красуется, ловит рыбу. У неё красивый пушистый хвост. Лиса – краса! (Щетинин Максим, Умирбаева Даша, Ушакова Вика)

Слайд 24

По данным вопросам составьте устный рассказ. Какое животное лиса (домашнее или дикое)? Где живёт лисица и что ест? Опишите лису. Что вы знаете о лисе из сказок?

Слайд 25

Запишите сочинение-описание «Лисица»

Слайд 26

Итог урока рефлексия Закончи предложение. Сегодня на уроке: Я научился… Мне было интересно… Я уверен, что…

Слайд 27

1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Горецкий В.Г. Родная речь. -М.: Просвещение, 2003 2. Голодная кума Лиса залезла в сад; Ефросинина Л.А. Литературное чтение. -М.: Вентана-Граф, 2004 3. Лиса Патрикеевна Журжина Ш.В.Дидактический материал по русскому языку. -М.: Просвещение, 1989 4. Загадки Журжина Ш.В.Дидактический материал по русскому языку. -М.: Просвещение, 1989 5. Физкультминутки Левина С.А. Физкультминутки. – Волгоград, 2005 6. http://www.litera.ru/stixiya/authors/krylov/zimoj-ranexonko-bliz.html 7. Изображения 5.000 забавных изображений. –Навигатор, диск, 2003 1 картинка лисица http://smaylik.ru/files/402/1.jpg 2 картинка лисица http://www.phototag.ru/show/64149_317851/s2



Предварительный просмотр:

Класс: 2           Предмет:   русский язык                            Дата: _________ 2012

Тема: Сочинение-описание. Лисица.

 Цель: исследовать, какие средства и приёмы используются в литературных произведениях при создании образа лисы.

Задачи: 

  1. способствовать формированию умений писать сочинения на материале непосредственных наблюдений;
  2.  строить текст в определённой композиционной форме;
  3. формировать навыки правильного использования языковых  средств в устной и письменной речи;
  4. воспитывать бережное отношение к языку;
  5. воспитывать самостоятельность и творческую активность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся  составлять рассказ по наблюдению и личным впечатлениям,  опорным словам, записывать составленный рассказ в определённой композиционной форме; оценивать результаты выполненного задания.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование: тетрадь для творческих работ, ручка, карандаш, презентация «Сочинение – описание. Лисица», ноутбук, ИД, карточка №1 и №2.

УУД:  искать, получать и использовать информацию, соотносить с имеющими знаниями; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учитывать привила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Приветственное слово.

Проверяет готовность к уроку, соблюдение правил посадки, положения тетради.

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»

«Шапка размышлений»

2.АОЗ. Психологический настрой детей на работу.

 Постановка цели урока.

Работа в парах по карточкам (слайд №4, карточка №1)

а) Сложи из букв и слогов пословицу

Проверка (слайд №5)        Хорошую речь хорошо и слушать

- Объясните смысл этой пословицы?

 - Сегодня на уроке мы будем учиться красиво говорить, записывать свои мысли.

б) Отгадайте ребус   (слайд № 6)        Лисица

-Назовите тему урока (слайд №7)

- Предположите, какая цель сегодняшнего урока? ( Мы будем говорить о лисице и напишем об этом животном).

3. ФНЗ.

 Подготовительный этап работы над сочинением

- Много было написано о лисе басен, сказок и рассказов.

- Отгадайте, из какой басни этот отрывок и кто автор (слайд №8)

1.         Плутовка  к дереву на цыпочках подходит;

        Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

        И говорит так сладко, чуть дыша:

        Голубушка, как хороша!...                                             

2. Голодная кума Лиса залезла в сад;

 В нём винограду кисти рделись.

 У кумушки глаза и зубы разгорелись;

                                                           

Проверь себя (слайд №9)

Крылов А.И. «Лисица и ворона»

Крылов А.И. «Лисица и виноград»                 

- Как назвал автор лису?

Лисица, плутовка, кумушка (слайд №10)

- Как ещё народ называл лису в своих сказках?

Лиса Патрикеевна

 Откуда странное отчество Патрикеевна?

Учитель:

Патрикей – имя старинное.

        Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей Нарумтович. И так он прославился своей изворотливостью и хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.

- Почему лису назвали Патрикеевной?

(за хитрость, изворотливость)

- Назовите прилагательные к слову лисица

Лисица, какая?- хитрая, коварная, умная, ловкая  (слайд №11)

Работа над описанием лисицы.

а) Определи к какой сказке эта картинка        (слайд №12)                       

   - Вспомни, какую песенку поёт лиса? (слайд №13)                      

                        Петушок, петушок

                        Золотой гребешок.

                        Масляна головушка,

                        Шёлкова бородушка.

                        Выгляни в окошко,

                        Дам тебе горошка.

- Как здесь можно назвать лису?

Хитрая, льстивая

б) Найди к каждой картинке нужное прилагательное (слайд №14)               

льстивая,  хитрая, коварная

- Какая лиса на каждой из картинок?

Подбери нужные слова.

Проверяют наличие  тетрадей и остальных принадлежностей.

Выполняют гимнастику для кистей и пальцев рук.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

Ставят цель урока.

Вспоминают басни и отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Называют прилагательные о лисе.

Отвечают на вопросы и работают над описанием лисицы.

4.Физминутка.

Лиска, лисонька, лиса,

Рыжехвостая краса!

Лиска раненько встаёт,

Лапки моет, воду пьёт.

Прибирает лиска в норке

И выходит на пригорок:

Раз, два, три, четыре, пять –

Лиска хочет сильной стать!

5.Много загадок придумано о лисе (слайды №№ 15,16,17)

Рыжий мех. Пышный мех   Кто его хозяйка?             Кто в лесу хитрее всех? Ну-ка угадай-ка?            

 Посмотрите-ка какая -

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

 Хвост пушистый и большой.

        Хвост мой длинный и пушистый,

Рыжий, красный, золотистый.

Очень хвост мой людям люб,

Так как нужен им для шуб,

Но это мне не нравится,

Хотя мой хвост и славится.

1) По каким признакам вы определили, что это лиса? Как она описывается?(слайд №18)

2) Назовите прилагательные к данным словам.

        Мех какой? Рыжий, пышный, золотой

        Хвост какой? Длинный, пушистый, большой (слайд №19)

- Какое сравнение используется для описания лисицы?

        Вся горит, как золотая

6. Чтение подготовленных  синквейнов.

(слайд № 20, 21)

7. По данным вопросам составьте устный рассказ (слайд № 22)

8. Запись детьми сочинения-описания «Лисица» по опорным словам (карточка №2)

Выполняют движения за учителем:

Ходьба на месте

Потянуться, позевать

Руки вперёд, вверх, в стороны и вниз.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

Читают синквейны, подготовленные дома.

Составляют устный рассказ о лисе.

Записывают составленный рассказ самостоятельно в тетрадь.

9. Проверка и анализ детских работ.

Взаимопроверка сочинений учащимися.

Чтение 2-3-х лучших работ.

10. Итог урока. Рефлексия (Слайд № 23)

Закончите предложение.

Сегодня на уроке:

  1. Я научился…
  2. Мне было интересно…
  3. Я уверен, что…

- Оцените свои достижения на уроке.

Читают несколько работ (по указанию учителя)

Подводят итог урока.

Оценивают свою работу знаком.

                                        Карточка №1

Хо ро шу ю ре чь хо ро шо и с лу ша ть

                                                 Карточка №2

Лес, норка, корни деревьев

Хитрая, льстивая, коварная

Пушистый хвост, рыжая, белая грудка, остренькие зубки, вытянутая мордочка

Мыши, мелкие животные, курочки, ягоды

Полезная

Выдержки из детских сочинений.

• “Лисичка рыжая, кончик хвоста у нее белый. Она любит пообедать мышами, лесными ягодами и курами. Лиса приносит пользу своим пушистым и теплым мехом и ловлей мышей”.

• “Лиса – очень хитрое животное. У нее очень хороший нюх и слух. Окрас лисички оранжевый, а кончик хвоста белый. Строит норы она возле корней деревьев в лесу. Питается лиса мышами, курами и иногда зайцами. Лиса приносит пользу траве и людям. Траве она приносит пользу тем, что съедает много мышей, а людям – своим теплым мехом!”

• “…У лисички белая грудка, кончик хвоста белый, а сама она рыжая. Хитрюга питается мышами, зайцами и курами. Она приносит пользу растениям и человеку”.

• “… На груди у лисички белая шерсть, хвост у нее пушистый оранжевый, а на конце хвоста беленькая кисточка…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе» 3 класс

ЗАДАЧИ  УРОКА 1.Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности.2.Учить писать грамотно и употреблять слова правильно,развивать речь, обогащать словарный запас...

Обучающее сочинение по картине. 4 класс

Презентация разработана для учащихся 4 класса. Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова "Алёнушка".Цели: Формировать умения строить описание человека (персонажа)Формировать умения использовать пр...

Урок развития речи.Написание сочинения - миниатюры "Ландыш" (3 класс)

  Сочинение на уроках  русского  языка      Сочинения занимают особое место в школе. Сочинение – творческая рабо...

Обучающее сочинение "Птицы зимой", 2 класс

Школьники будут учиться составлять рассказ на тему "Птицы зимой" с опорой на вопросы, слова - помощники, иллюстрации, используя различные типы речи....

Урок русского языка «Сочинение «Любимая мама», 3 класс

Урок русского языка «Сочинение «Любимая мама», 3 класс...

Сочинение о маме.3 класс

Развитие речи учащихся.Написание сочинения по плану....

Подготовительная работа перед написанием сочинения в 2-3 классах.

Для младшего школьника, словарный запас которого невелик и речь ещё недостаточно хорошо развита, вызывает затруднения составлять устные рассказы и письменные сочинения. Поэтому необходимо провести под...