Урок русского языка «Сочинение «Любимая мама», 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка «Сочинение «Любимая мама», 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
Сочинение «Любимая мама».
(3 класс)
( 2 часа)
Учитель начальных классов – Старикова Л.П.
Цели урока: 1. Обучающая: продолжить работу над развитием умения собирать материал по теме, писать сочинение по плану и опорным словам.
2. Развивающая: развивать умение раскрывать тему и основную мысль; продолжить формирование орфографических навыков; развивать творческие способности учащихся в процессе работы над учебным проектом; развивать устную и письменную речь.
3. Воспитывающая: формировать чувство уважения и любви к маме, к семейным ценностям.
Оборудование и учебно - методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, карточки: « Поэты и писатели о маме», «Тематический словарь « Мамин портрет», « Пословицы о маме», презентация к уроку, музыкальная запись песни « Мама».
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Виды деятельности на уроке:
Беседа;
Самостоятельная работа;
Работа в парах;
Работа в группах;
Визуальное восприятие;
Устные высказывания на тему;
Подготовка к творческим заданиям.
Структура урока:
1. Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Целевая установка.
4. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама».
5. Работа над планом сочинения.
6. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения.
а) Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».
б) Физкультминутка с мячом « Моя мама».
в) Работа с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».
г) Подбор эпиграфа.
7. Составление устных сочинений о маме.
8. Анализ сочинений по памятке.
9. Орфографическая подготовка.
10. Самостоятельное написание сочинений.
11. Самопроверка текста сочинений.
12. Подведение итогов и рефлексия деятельности.
13. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности. (Слайд 2)
-Я вновь рада нашей встрече.
Доброе утро, солнцу и птицам,
доброе утро приветливым лицам,
и каждый становится добрым, доверчивым,
пусть доброе утро длится до вечера!
- Прочитайте эпиграф нашего урока.
« С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы его понимаете?
2. Актуализация знаний. (Слайд 3)
Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение и догадайтесь, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это – зов и заклинание,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого сознания,
Первая улыбка малыша.
Это слово сроду не обманет.
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Я произношу его…
- Вы догадались, какое слово произносит поэт Расул Гамзатов?
( Мама)
- Почему лучше слова « мама» нет в мире?
- Каким настроением окрашено это стихотворение?
- С каким чувством его надо читать? Посоветуйтесь, потренируйтесь в парах, подготовьтесь читать выразительно.
( Чтение стихотворения детьми).
( Звучит музыкальная запись песни « Мама».)
- « Мама, мамочка!» Сколько тепла таит в себе это магическое слово.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама научила тебя говорить, ходить.
Мама учила тебя видеть и открывать мир. От мамы ты узнал названия птиц и цветов. Мама помогла тебе увидеть первую снежинку.
Мама всегда была с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.
С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы».
Ю. Яковлев.
- Давайте ласково произнесём слово « мама». Почувствовали, как на душе стало теплее? Почему?
- А как сделать так, чтобы мамам на душе стало также тепло, как и вам? Чему особенно радуются ваши мамы?
( Хорошей учёбе, ласковым словам, правильным поступкам, подаркам, сделанным своими руками).
- Как вы порадовали своих мам в день 8 Марта?
- Только ли в этот день можно радовать мам?
( Можно порадовать мам и в другие праздники, и в обычные дни.)
- Кто из вас слышал о светлом празднике День семьи, который отмечается в нашей стране в мае месяце? ( Слайд 4)
( 15 мая – Международный день семьи. Отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 1993г. Этот праздник был учреждён для того, чтобы ещё раз напомнить всем людям, что семья – это основа общества, что многие семьи нуждаются в поддержке и защите со стороны правительств; показать, что жизнь каждого из нас начинается с семьи.)
- Можно ли поздравить мам и с этим праздником, ведь мама - это хранительница семьи, домашнего очага?
- Какой подарок мы можем сделать для мамы на уроке развития речи?
( Написать сочинение, сочинить стихотворение, сказку, загадку о
маме).
- Можно ли наши рассказы, стихотворения, сказки, загадки о маме поместить в сборник и назвать его ласковым и нежным словом «Мама»?
( Показ литературного сборника « Мама»).
- Как вы думаете, можем ли мы написать книжку для мамы на одном уроке?
( Нет, это долгая и кропотливая работа.)
- Я предлагаю приступить к нашему новому проекту – созданию книжки о маме и для мамы и подарить этот сборник самому любимому человеку – своей маме в праздник день семьи.
3.Целевая установка.
- Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке развития речи?
- Поставьте перед собой цель на урок.
( Высказывания детей)
- Итак, мы начнём собирать материал для нашего сборника «Мама».
Будем готовиться к сочинению о маме. Это будет первое произведение в нашей книжке.
4. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама». ( Слайд 5)
- Прочитайте заглавие и определите тему сочинения.
(Тема - о маме.)
- Сегодня заглавие совпадает с темой. А она очень обширная. О чём можно написать?
( Описать мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку.
Как мама заботится о родных.
Чем мама любит заниматься в свободное время.
Что у мамы золотые руки.
Что она наш самый лучший и надёжный друг...)
- Какие знания вам пригодятся для того, чтобы написать сочинение?
( Мы знаем, что надо составить план сочинения, определить главную мысль сочинения, в каком стиле лучше написать сочинение, определить тип текста.)
- Молодцы, всё, что вы сказали – это правильно.
- Я тоже хочу вам помочь.
Предлагаю написать сочинение в художественном стиле, то есть использовать такую речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет рассказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.
Выбрать тип текста - описание с элементами повествования и рассуждения.
Идея сочинения будет заключаться в том, чтобы показать в работе, что ваша мама - самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная; что мама – ваш лучший, верный друг. Она не оставит вас в беде.
5. Работа над планом сочинения. (Слайд 6)
- Прочитайте примерный план сочинения.
План.
1. Вступление.
2. Основная часть. Моя мамочка.
1) Моя мама - самая красивая и добрая:
- глаза;
- волосы;
- голос;
- походка;
- характер.
2) У моей мамы золотые руки.
3) Мама – мой лучший друг.
3. Заключение. Я люблю свою маму.
- Из скольких основных частей будет состоять наш текст, судя по плану?
( Из трёх частей.)
- Обратите внимание на то, что основная часть состоит из трёх микротем: « Портрет мамы», « У моей мамы золотые руки», « Мама – мой лучший друг».
- О чём мы напишем во вступлении?
( Нужно назвать маму и выразить общее впечатление)
- О чём расскажем в основной части работы?
( а) Опишем мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку, характер.
б) Докажем, почему мамины руки можно назвать «золотыми»: какую работу мама выполняет по дому, чем любит заниматься в свободное время;
в) Расскажем о том, что мама – наш самый лучший друг; как мама помогает в учёбе; как мы с ней вместе отдыхаем; что мы с ней советуемся по многим вопросам, доверяем ей все свои секреты.. .)
- А о чём напишем в заключительной части?
( Напишем, почему мы любим свою маму).
6. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения. (Слайд 7)
- Для написания сочинения нужна языковая подготовка. Я предлагаю заняться отбором материала.
1. Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».
- Поработайте в парах с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».
- Прочитайте описание портрета мамы: какие у неё глаза, улыбка, голос, руки, походка. Подчеркните эпитеты, образные выражения, которые подходят вашей маме.
(Дети зачитывают подчёркнутые эпитеты и образные выражения.)
2. Физкультминутка с мячом « Моя мама»
- Поиграем. Я вам буду бросать мяч, а вы, называя черты характера своей мамы, будете возвращать мяч обратно.
( Мама добрая, справедливая, мудрая, строгая, мягкая, решительная, стойкая, трудолюбивая, ответственная, надёжная, ласковая, уступчивая, ранимая, чувствительная, мужественная, сердечная, порядочная, внимательная и т.д.)
3. Работа с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».
- Продолжите работу в парах с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».
- Предлагаю вам прочитать стихи и отрывки из произведений мастеров слова Н Саксонской, З. Воскресенской, С. Иванова о маме.
- Какие слова и предложения вы бы хотели использовать в своих сочинениях? Зачитайте. Определите, к какой микротеме они подходят.
(Дети зачитывают понравившиеся стихи и отрывки из произведений)
4. Обобщение работы по карточкам.
- Итак, используя тематический словарь « Мамин портрет» и выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли, мы с вами сможем справиться с основной частью нашего сочинения?
( Ответы ребят)
5. - Каким предложением можно закончить сочинение?
( Я люблю свою маму и хочу, чтобы она жила долго.)
6. Подбор эпиграфа. ( Слайды 8, 9)
- Какое серьёзное и прекрасное сочинение у нас должно получиться.
- К такому сочинению хорошо бы подобрать эпиграф.
- Что такое эпиграф?
( Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям.)
- В качестве эпиграфа часто используются пословицы.
- О матери сложено много пословиц, ведь народ всегда высоко чтил мать и наделил её облик самыми светлыми чертами: она – хранительница очага, верная жена, защитница детей. Знаете ли вы такие пословицы?
Работа в группах.
- Соберите пословицы и объясните их значение.
( Каждой группе - по 2 конверта с разрезанными пословицами.)
Птица рада весне, а ребёнок – матери.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская ласка конца не знает.
При солнышке – тепло, а при матери – добро.
Нет такого дружка, чем родная матушка.
В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
Всякой матери своё дитя мило.
У сына болит пальчик, а у матери сердце.
( Проверка работы. Ребята читают пословицы и объясняют их смысл)
- Какие пословицы могут быть взяты эпиграфом к сочинению?
7. Составление устных сочинений о маме. ( Слайд 10)
( план, карточки)
- Составьте устное сочинение « Любимая мама» по плану, используя тематический словарь « Мамин портрет», выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли.
( Заслушивание устных сочинений учащихся)
8. Анализ сочинений по памятке. (Слайд 11)
1) Понравилось ли сочинение и почему?
2) Раскрыта ли тема?
3)Удалось ли передать основную мысль сочинения?
4)Соответствует ли сочинение плану?
9. Орфографическая подготовка. ( Слайд 12)
- Рассмотрите схемы и перечислите случаи, когда вы должны будете поставить эти знаки препинания:
, а; , но; за то, что; потому что;
____ =, =, =. ______ =, _____=.
2.Когда употребляют слова, записанные на доске?
Я думаю, …
По – моему, …
Мне кажется, …
(При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.)
- Правописание трудных слов можно посмотреть на карточках. Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок при написании сочинения.
10. Самостоятельное написание сочинений на черновиках.
11. Самопроверка текста сочинений.
12. Подведение итогов и рефлексия деятельности. (Слайд13)
- Вспомните, какую цель вы себе ставили в начале урока?
- Кому удалось решить поставленную перед собой цель?
-Ещё раз прочитайте про себя эпиграф урока. Поделитесь своими малыми удачами. Что сегодня у вас получилось на уроке?
- Я думаю, что эти малые удачи приведут вас в дальнейшем к большому успеху.
13.Домашнее задание.
- Дома отредактируйте, перепишите и красочно оформите своё сочинение. На следующем уроке развития речи мы обязательно послушаем вашу работу, которая и будет помещена на первой странице нашей книжки о маме.
Предварительный просмотр:
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово - это зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это - искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём - исток всего. Ему конца нет.
Я произношу его…
Предварительный просмотр:
Птица рада весне, а ребёнок – матери.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская ласка конца не знает.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнышке – тепло, а при матери – добро.
В материнском
сердце для всех детей ласки хватит.
Всякой матери своё
дитя мило. сердце.
У сына болит пальчик, а у матери
Предварительный просмотр:
Сочине
I. Вступлен
ние «Люби
План.
ие.
мая мама».
II. Основна
1) Мами
(глаза,
я часть. Мо
н портрет
волосы, гол
я мамочка.
ос, походка
харак
2) У мое
3) Мама
тер).
й мамы зол
– мой лучш
отые руки.
ий друг.
III. Заключ
маму
ение. Я лю
блю свою
Предварительный просмотр:
Сочине
«Любимая
Пла
I. Вступление.
ние
мама».
н.
II. Основная
Моя мамоч
1) Мамин п
(глаза, вол
часть.
ка.
ортрет
осы, голос,
походка, х
2) У моей м
руки.
3) Мама – м
арактер).
амы золотые
ой лучший
друг.
III. Заключен
Я люблю св
ие.
ою маму.
Предварительный просмотр:
«Давайте, друзья, потолкуем о маме».
(поэты и писатели о маме)
- От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме. - Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща. - За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча. - За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
Н. Саксонская.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
У мамы – самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь.
И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, - тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее твоя жизнь.
З. Воскресенская.
Вечером, когда погаснет свет, какое слово ты скажешь последним? И утром, открывая глаза, какое слово так спокойно и радостно придёт к тебе? Мама!
Заболеешь, она тебя вылечит, загрустишь – утешит. Станет страшно – спасёт…Мама!
Мамы справятся с любой работой, всё сумеют. Руки золотые и сердце золотое у наших мам.
С. Иванов.
Предварительный просмотр:
Тематический словарь «Мамин портрет».
Мама (какая?) – милая, нежная, добрая, умная, лучезарная, единственная, ласковая, близкая, родная, бесценная, любимая, дорогая, справедливая, замечательная, самая лучшая, весёлая, трудолюбивая, сердечная.
Мамины глаза – ясные, добрые, чистые, чудесные, лучистые, ласковые; будто бирюза; словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг, серьёзные.
Улыбка – красивая, милая, обаятельная, драгоценная, исцеляет.
Голос – самый родной и добрый; нежный и ласковый; как первый весенний ручеёк; проникновенный.
Руки – тёплые, красивые, нежные; как пара белых лебедей; покоя не знают; натруженные; приласкают, обогреют; всё умеют.
Походка – лёгкая, уверенная, решительная, летящая, быстрая, плавная, гордая.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф урока «С малой удачи начинается большой успех».
Речевая разминка Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою. Слово - это зов и заклинанье, В этом слове - сущего душа. Это - искра первого сознанья, Первая улыбка малыша. Слово это сроду не обманет, В нём сокрыто жизни существо, В нём - исток всего. Ему конца нет. Я произношу его… Расул Гамзатов
Праздник День семьи 15 мая – Международный день семьи. Отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 1993г. Этот праздник был учреждён для того, чтобы показать, что жизнь каждого из нас начинается с семьи.
Подготовка к сочинению Тема сочинения Стиль речи Тип текста Идея сочинения
План сочинения 1 . Вступление. 2. Основная часть. Моя мамочка. 1) Моя мама - самая красивая и добрая: глаза; волосы; голос; походка; характер. 2) У моей мамы золотые руки. 3) Мама – мой лучший друг. 3. Заключение. Я люблю свою маму.
Языковая подготовка 1. Карточка «Тематический словарь « Мамин портрет». Прочитайте описание портрета мамы. Подчеркните эпитеты, образные выражения, которые подходят вашей маме. 2. Карточка « Давайте, друзья, потолкуем о маме». Прочитайте стихи и отрывки из произведений мастеров слова. Какие слова и предложения вы бы хотели использовать в своих сочинениях?
Эпиграф к сочинению Эпиграф -краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям. Работа в группах. Соберите пословицы о маме и объясните их значение.
Пословицы о маме Птица рада весне, а ребёнок – матери. Сердце матери лучше солнца греет. Материнская ласка конца не знает. Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке – тепло, а при матери – добро. В материнском сердце для всех детей ласки хватит. Всякой матери своё дитя мило У сына болит пальчик, а у матери - сердце.
Составление устных сочинений о маме Составьте устное сочинение « Любимая мама» по плану. Используйте: 1)тематический словарь « Мамин портрет»; 2)карточку « Давайте, друзья, потолкуем о маме»; 3)свой жизненный опыт.
Анализ сочинений по памятке 1) Понравилось ли сочинение и почему? 2) Раскрыта ли тема? 3)Удалось ли передать основную мысль сочинения? 4)Соответствует ли сочинение плану?
Орфографическая работа (…), а (…) (…), но (…) (…) за то, что (…) (…), потому что (…) —— ══ , ══, ══. —— ══ , —— ══. Я думаю, … По-моему, … Мне кажется, …
Рефлексия деятельности Вспомните эпиграф урока. У меня получилось … Теперь я могу … Урок дал мне для жизни …
Спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»
Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-371100-1390126266.jpg)
Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс
Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-448645-1403073349.jpg)
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/06/picture-292682-1407346852.jpg)
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Урок русского языка. Сочинение: "День моей мамы" (подготовка)
Сочинение, которое можно провести для учащихся 3 - 4 классов как на уроке, так и во внеурочное время. Можно предложить детям эту работу в канун 8 марта или ко Дню матери....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270737-1372343340.jpg)
Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"
В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-52249-1423053525.jpg)
Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе
Цели:1) учить детей осмысливать содержание картины;2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины...