Урок русского языка «Сочинение «Любимая мама», 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Старикова Лариса Павловна

Предварительный просмотр:

                                  Урок развития речи.

                                Сочинение «Любимая мама».

                                                 (3 класс)

                                                 ( 2 часа)

Учитель начальных классов – Старикова Л.П.

Цели урока:                                                                                                                                        1. Обучающая: продолжить работу над развитием умения собирать материал по теме, писать сочинение по плану и опорным словам.

 2. Развивающая: развивать умение раскрывать тему и основную мысль; продолжить формирование орфографических навыков; развивать  творческие способности учащихся в процессе работы над учебным проектом; развивать устную и письменную речь.

3. Воспитывающая: формировать чувство уважения и любви к маме,   к семейным ценностям.

Оборудование и учебно - методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал,  карточки: « Поэты и писатели о маме»,  «Тематический словарь « Мамин портрет», « Пословицы о маме», презентация к уроку, музыкальная запись песни « Мама».

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

Беседа;

     Самостоятельная работа;

Работа в парах;

      Работа в группах;

Визуальное восприятие;

Устные высказывания на тему;

     Подготовка к творческим заданиям.

Структура  урока:

1. Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Целевая установка.

4. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама».

5. Работа над планом сочинения.

6. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения.

     а) Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».

     б) Физкультминутка с мячом « Моя мама».

     в) Работа с карточкой  « Давайте, друзья, потолкуем о маме».

     г) Подбор эпиграфа.

7. Составление устных сочинений о маме.

8. Анализ  сочинений по памятке.

9. Орфографическая подготовка.

10. Самостоятельное написание сочинений.

11. Самопроверка текста сочинений.

12. Подведение итогов и рефлексия деятельности.

13. Домашнее задание.

                                                 Ход урока.

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности. (Слайд 2)

-Я вновь рада нашей встрече.

 Доброе утро, солнцу  и птицам,

 доброе утро приветливым лицам,

 и каждый становится добрым, доверчивым,

 пусть доброе утро длится до вечера!

-  Прочитайте эпиграф нашего урока.

« С малой удачи начинается большой успех».

-  Как вы его понимаете?

 2. Актуализация знаний. (Слайд 3)

Речевая разминка.

 - Прочитайте стихотворение  и догадайтесь, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

       

      Воспеваю то, что вечно ново,

      И хотя совсем не гимн пою

      Но в душе родившееся слово

      Обретает музыку свою.

      Слово это – зов и заклинание,

      В этом слове – сущего душа.

      Это искра первого сознания,

      Первая улыбка малыша.

     Это слово сроду не обманет.

     В нём сокрыто жизни существо.

     В нём – исток всего. Ему конца нет.

      Я произношу его…                             

- Вы догадались, какое слово произносит поэт Расул Гамзатов?

  ( Мама)

 - Почему лучше слова « мама» нет в мире?

 - Каким настроением окрашено это стихотворение?

 - С каким чувством его надо читать? Посоветуйтесь,  потренируйтесь в парах, подготовьтесь читать выразительно.

                       ( Чтение стихотворения детьми).

                 ( Звучит  музыкальная запись песни « Мама».)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 - « Мама, мамочка!» Сколько тепла таит в себе это магическое слово.

   Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама научила тебя говорить, ходить.

  Мама учила тебя видеть и открывать мир. От мамы ты узнал названия птиц и цветов. Мама помогла тебе увидеть первую снежинку.

   Мама всегда была с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.

   С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы».

                                                                                                        Ю. Яковлев.                                                                                        

 

 -  Давайте ласково произнесём слово « мама». Почувствовали, как на душе стало теплее? Почему?

   -  А как сделать так, чтобы мамам  на душе стало также тепло, как и вам? Чему особенно радуются ваши мамы?

 ( Хорошей учёбе, ласковым словам, правильным поступкам, подаркам, сделанным своими руками).

 

 -  Как вы порадовали  своих мам в день 8 Марта?

   - Только ли в этот день можно радовать мам?

   ( Можно порадовать мам и в другие праздники, и в обычные дни.)

 -  Кто из вас слышал о светлом празднике  День семьи, который отмечается в нашей стране в мае месяце? ( Слайд 4)

( 15 мая – Международный  день  семьи. Отмечается по решению Генеральной Ассамблеи  ООН с 1993г. Этот праздник был учреждён для того, чтобы ещё раз напомнить всем людям, что семья – это основа общества, что многие семьи нуждаются в поддержке и защите со стороны правительств; показать, что жизнь каждого из нас начинается с семьи.)

 - Можно ли поздравить мам и с этим праздником, ведь мама  - это хранительница семьи,  домашнего  очага?

 -  Какой подарок мы можем сделать для мамы на уроке развития речи?

( Написать сочинение, сочинить стихотворение, сказку, загадку о

маме).

 - Можно ли наши рассказы, стихотворения, сказки, загадки о маме поместить в сборник и назвать его ласковым и нежным словом «Мама»?

( Показ литературного сборника « Мама»).

 -  Как вы думаете, можем ли мы написать книжку для мамы на одном уроке?

  ( Нет, это долгая и кропотливая работа.)

 -   Я предлагаю  приступить к нашему новому проекту – созданию книжки о маме и  для мамы и подарить этот сборник самому любимому человеку – своей маме в праздник день семьи.

3.Целевая установка.

 - Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке развития речи?

-  Поставьте перед собой цель на урок.

( Высказывания детей)

 - Итак, мы начнём собирать материал для нашего сборника «Мама».

 Будем готовиться к сочинению о маме. Это будет первое произведение в нашей книжке.

4. Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама». ( Слайд 5)

 -  Прочитайте заглавие и определите тему сочинения.                     

     (Тема - о маме.)

 -  Сегодня заглавие совпадает с темой. А она очень обширная. О чём можно написать?

( Описать мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку.

       Как мама заботится о родных.

       Чем мама любит заниматься в свободное время.

      Что у мамы золотые руки.

      Что она наш самый лучший и надёжный друг...)

 -  Какие знания вам пригодятся для того, чтобы написать сочинение?

 ( Мы знаем, что надо составить план сочинения, определить главную мысль сочинения,  в каком стиле лучше  написать сочинение, определить тип текста.)

 - Молодцы, всё, что вы сказали – это правильно.

 - Я тоже хочу вам помочь. 

  Предлагаю написать сочинение в художественном стиле,  то есть использовать такую речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет рассказать,  используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.

 Выбрать тип текста -  описание с элементами повествования и рассуждения.

  Идея сочинения будет  заключаться в том, чтобы показать в работе, что ваша мама -  самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная; что мама – ваш лучший, верный друг. Она не оставит вас в беде.

5. Работа над планом сочинения. (Слайд 6)

 -  Прочитайте примерный план сочинения.      

       

       План.

1. Вступление.

     

 2. Основная часть.  Моя мамочка.

           

           1) Моя мама - самая красивая и добрая:

        - глаза;

             - волосы;

             - голос;

        - походка;

            - характер.

        2) У моей мамы золотые руки.

        3) Мама – мой лучший друг.

  3. Заключение. Я люблю свою маму.

 -  Из скольких основных частей будет состоять наш текст, судя по плану?

     ( Из трёх частей.)

 - Обратите внимание на то,  что основная часть состоит из трёх микротем: « Портрет мамы», « У моей мамы золотые руки», « Мама – мой лучший друг».

 -  О чём мы напишем во вступлении? 

( Нужно назвать маму и выразить общее впечатление)                                

 - О  чём расскажем  в  основной  части работы?

( а) Опишем мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку, характер.

б) Докажем, почему мамины руки можно назвать «золотыми»:  какую работу мама  выполняет по дому, чем любит заниматься в свободное время;

 

в) Расскажем о том, что мама – наш самый лучший друг; как мама помогает в учёбе; как мы с ней вместе отдыхаем; что мы с ней советуемся по многим вопросам, доверяем  ей все свои секреты.. .)                                              

 - А о чём напишем  в  заключительной части?

   ( Напишем, почему мы любим свою маму).

6. Языковая подготовка.  Отбор  материала для сочинения.  (Слайд 7)

 -  Для написания сочинения нужна языковая подготовка. Я предлагаю заняться отбором материала.

 

1. Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».

- Поработайте в парах с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».

 -  Прочитайте описание портрета  мамы: какие у неё глаза, улыбка, голос, руки, походка.  Подчеркните эпитеты, образные выражения, которые подходят вашей маме.

(Дети зачитывают подчёркнутые эпитеты и образные выражения.)

 2. Физкультминутка с мячом « Моя мама»

 - Поиграем. Я вам буду бросать мяч,  а  вы,  называя  черты характера  своей мамы, будете  возвращать мяч обратно.

( Мама добрая, справедливая, мудрая, строгая, мягкая, решительная, стойкая, трудолюбивая, ответственная, надёжная, ласковая, уступчивая, ранимая, чувствительная, мужественная, сердечная, порядочная, внимательная и т.д.)

3. Работа с карточкой  « Давайте, друзья, потолкуем о маме».

 -  Продолжите  работу в парах с карточкой  « Давайте, друзья, потолкуем о маме».

 -  Предлагаю вам прочитать стихи  и отрывки из произведений  мастеров слова Н Саксонской, З. Воскресенской, С. Иванова о маме.

 -  Какие слова и предложения вы бы хотели использовать в своих сочинениях?  Зачитайте. Определите,  к какой  микротеме они подходят.

(Дети зачитывают  понравившиеся  стихи  и отрывки из произведений)

 

4. Обобщение  работы по карточкам.

 -  Итак, используя тематический словарь « Мамин портрет» и выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли, мы с вами сможем справиться с основной частью нашего сочинения?

 ( Ответы ребят)

5. - Каким предложением можно  закончить  сочинение?

( Я люблю свою маму и хочу, чтобы она жила долго.)

6. Подбор эпиграфа. ( Слайды 8, 9)

 -  Какое серьёзное и прекрасное сочинение у нас должно получиться.

 - К такому сочинению хорошо бы подобрать эпиграф.

 - Что такое эпиграф?                                                                                                

( Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям.)

 - В качестве эпиграфа часто используются пословицы.

 -  О матери сложено много пословиц, ведь народ всегда высоко чтил мать и наделил её облик самыми светлыми чертами: она – хранительница очага, верная жена, защитница детей. Знаете ли вы такие пословицы?

Работа в группах.

  -   Соберите  пословицы и объясните  их значение.

  ( Каждой группе  - по 2 конверта с разрезанными пословицами.)

                Птица рада весне, а ребёнок – матери.

                Сердце матери лучше солнца греет.

                 

                Материнская ласка конца не знает.

                При солнышке – тепло, а при матери – добро.

               

                Нет такого дружка, чем родная матушка.

                В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

               

                 Всякой матери своё дитя мило.

                У сына болит пальчик, а у матери сердце.

 

( Проверка работы.  Ребята читают  пословицы и объясняют их смысл)

-  Какие пословицы могут быть взяты эпиграфом к сочинению?

7. Составление устных сочинений о маме.  ( Слайд 10)

                      (  план, карточки)

  - Составьте устное сочинение « Любимая мама» по плану, используя тематический словарь « Мамин портрет», выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли.

             ( Заслушивание устных сочинений учащихся)

8. Анализ  сочинений по памятке.  (Слайд 11)

1) Понравилось ли сочинение и почему?

 2) Раскрыта ли тема?

 3)Удалось ли передать основную мысль сочинения?

 4)Соответствует ли сочинение плану?

9. Орфографическая подготовка. ( Слайд 12)

  1. Рассмотрите схемы  и перечислите случаи,  когда вы должны будете поставить эти знаки препинания:

       , а;  , но;   за то, что;  потому что;

        ____ =, =, =.       ______ =, _____=.

2.Когда употребляют слова, записанные на доске?

    Я думаю, …

    По – моему, …

         Мне  кажется, …

(При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.)

  1. Правописание трудных слов можно посмотреть на карточках. Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок при написании сочинения.

10. Самостоятельное написание сочинений на черновиках.

11. Самопроверка текста сочинений.

12. Подведение итогов и рефлексия деятельности.  (Слайд13)

 - Вспомните, какую цель вы себе ставили в начале урока?

 -  Кому удалось решить поставленную перед собой  цель?

 -Ещё раз прочитайте про себя эпиграф урока. Поделитесь своими малыми удачами. Что сегодня у вас получилось на уроке?

 -  Я думаю, что эти малые удачи приведут вас  в дальнейшем к большому успеху.                                                          

13.Домашнее задание.

 - Дома отредактируйте, перепишите и красочно оформите своё сочинение. На следующем уроке  развития речи мы обязательно послушаем вашу работу, которая  и будет помещена на первой странице  нашей книжки о маме.



Предварительный просмотр:

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

Слово - это зов и заклинанье,

В этом слове - сущего душа.

Это - искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём - исток всего. Ему конца нет.

Я произношу его…



Предварительный просмотр:

Птица рада весне, а ребёнок – матери.

Сердце матери лучше солнца греет.

Материнская ласка конца не знает.

Нет такого дружка, как родная матушка.

При солнышке – тепло, а при матери – добро.

В материнском

сердце для всех детей ласки хватит.

Всякой матери своё

дитя мило.    сердце.

У сына болит пальчик, а у матери



Предварительный просмотр:

Сочине

I. Вступлен

ние «Люби

План.

ие.

мая мама».

II. Основна

1) Мами

(глаза,

я часть. Мо

н портрет

волосы, гол

я мамочка.

ос, походка

харак

                                                2) У мое

                                                3) Мама

тер).

й мамы зол

– мой лучш

отые руки.

ий друг.

III. Заключ

                                                        маму

ение. Я лю

блю свою



Предварительный просмотр:

Сочине

«Любимая

Пла

I. Вступление.

ние

 мама».

н.

II.  Основная

Моя  мамоч

1)  Мамин п

(глаза, вол

часть.

ка.

ортрет

осы, голос,

походка, х

2)  У моей м

                                                руки.

3) Мама – м

арактер).

амы золотые

ой лучший

                                                друг.

III.  Заключен

Я люблю св

ие.

ою маму.



Предварительный просмотр:

«Давайте, друзья, потолкуем о маме».

(поэты и писатели о маме)

  1. От чистого сердца,
    Простыми словами
    Давайте, друзья,
    Потолкуем о маме.
  2. Мы любим её,
    Как хорошего друга,
    За то, что у нас
    С нею всё сообща.
  3. За то, что, когда
    Нам приходится туго,
    Мы можем всплакнуть
    У родного плеча.
  4. За то, что всегда
    Без утайки и прямо
    Мы можем доверить
    Ей сердце своё.

Н. Саксонская.

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы – самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь.

И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, - тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И  чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее твоя жизнь.

З. Воскресенская.

Вечером, когда погаснет свет, какое слово ты скажешь последним? И утром, открывая глаза, какое слово так спокойно и радостно придёт к тебе? Мама!

Заболеешь, она тебя вылечит, загрустишь – утешит. Станет страшно – спасёт…Мама!

Мамы справятся с любой работой, всё сумеют.  Руки золотые и сердце золотое у  наших мам.

С. Иванов.



Предварительный просмотр:

Тематический словарь «Мамин портрет».

Мама (какая?) – милая, нежная, добрая, умная, лучезарная, единственная, ласковая, близкая, родная, бесценная, любимая, дорогая, справедливая, замечательная, самая лучшая, весёлая, трудолюбивая, сердечная.

Мамины глаза – ясные, добрые, чистые, чудесные, лучистые, ласковые; будто бирюза; словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг, серьёзные.

Улыбка – красивая, милая, обаятельная, драгоценная, исцеляет.

Голос – самый родной и добрый; нежный и ласковый; как первый весенний ручеёк; проникновенный.

Руки – тёплые, красивые, нежные; как пара белых лебедей; покоя не знают; натруженные; приласкают, обогреют; всё умеют.

Походка – лёгкая, уверенная, решительная, летящая, быстрая, плавная, гордая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи «Любимая мама» Выполнила Старикова Лариса Павловна, учитель МАОУ « Гимназия №1» г. Сыктывкара 2014г.

Слайд 2

Эпиграф урока «С малой удачи начинается большой успех».

Слайд 3

Речевая разминка Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою. Слово - это зов и заклинанье, В этом слове - сущего душа. Это - искра первого сознанья, Первая улыбка малыша. Слово это сроду не обманет, В нём сокрыто жизни существо, В нём - исток всего. Ему конца нет. Я произношу его… Расул Гамзатов

Слайд 4

Праздник День семьи 15 мая – Международный день семьи. Отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 1993г. Этот праздник был учреждён для того, чтобы показать, что жизнь каждого из нас начинается с семьи.

Слайд 5

Подготовка к сочинению Тема сочинения Стиль речи Тип текста Идея сочинения

Слайд 6

План сочинения 1 . Вступление. 2. Основная часть. Моя мамочка. 1) Моя мама - самая красивая и добрая: глаза; волосы; голос; походка; характер. 2) У моей мамы золотые руки. 3) Мама – мой лучший друг. 3. Заключение. Я люблю свою маму.

Слайд 7

Языковая подготовка 1. Карточка «Тематический словарь « Мамин портрет». Прочитайте описание портрета мамы. Подчеркните эпитеты, образные выражения, которые подходят вашей маме. 2. Карточка « Давайте, друзья, потолкуем о маме». Прочитайте стихи и отрывки из произведений мастеров слова. Какие слова и предложения вы бы хотели использовать в своих сочинениях?

Слайд 8

Эпиграф к сочинению Эпиграф -краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям. Работа в группах. Соберите пословицы о маме и объясните их значение.

Слайд 9

Пословицы о маме Птица рада весне, а ребёнок – матери. Сердце матери лучше солнца греет. Материнская ласка конца не знает. Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке – тепло, а при матери – добро. В материнском сердце для всех детей ласки хватит. Всякой матери своё дитя мило У сына болит пальчик, а у матери - сердце.

Слайд 10

Составление устных сочинений о маме Составьте устное сочинение « Любимая мама» по плану. Используйте: 1)тематический словарь « Мамин портрет»; 2)карточку « Давайте, друзья, потолкуем о маме»; 3)свой жизненный опыт.

Слайд 11

Анализ сочинений по памятке 1) Понравилось ли сочинение и почему? 2) Раскрыта ли тема? 3)Удалось ли передать основную мысль сочинения? 4)Соответствует ли сочинение плану?

Слайд 12

Орфографическая работа (…), а (…) (…), но (…) (…) за то, что (…) (…), потому что (…) —— ══ , ══, ══. —— ══ , —— ══. Я думаю, … По-моему, … Мне кажется, …

Слайд 13

Рефлексия деятельности Вспомните эпиграф урока. У меня получилось … Теперь я могу … Урок дал мне для жизни …

Слайд 14

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс

Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс...

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Урок русского языка. Сочинение: "День моей мамы" (подготовка)

Сочинение, которое можно провести для учащихся 3 - 4 классов как на уроке, так и во внеурочное время. Можно предложить детям эту работу в канун 8 марта или ко Дню матери....

Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"

В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...

Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе

Цели:1) учить детей осмысливать содержание картины;2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины...