Подготовительная работа перед написанием сочинения в 2-3 классах.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Для младшего школьника, словарный запас которого невелик и речь ещё недостаточно хорошо развита, вызывает затруднения составлять устные рассказы и письменные сочинения. Поэтому необходимо провести подготовительную работу, которая направлена на развитие речи учащихся; развитие универсальных учебных действий: анализа, сравнение; развитие коммуникационных умений учащихся; развитие и стимулирование творческой активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В 1-4 классах нет специальных уроков, отводимых только на развитие речи, поэтому работа над сочинениями и устными рассказами проводится на уроках русского языка и литературного чтения. Перед тем, как написать сочинение или составить рассказ проводится подготовительная работа. Она включает в себя разнообразные упражнения со словом и словосочетанием . К концу подготовительных упражнений у детей появляется своеобразная копилка. В ней собраны слова, которые потом пригодятся детям в работе над сочинением.
- Упражнения со словом.
- Работа над синонимами. ( Задание. В данных предложениях заменить глаголы синонимами.)
Мы катились с горы на санках.( неслись, летели)
Собака выбежала из-за угла.( выскочила)
Мальчики слепили снеговика из снега.(сделали)
- Работа над антонимами.(Подбери противоположные по смыслу слова)
пожилой –(молодой)
редкий –(частый)
трудно – (легко)
- Многозначные слова.
ударил клюшкой – ударил мороз
звезда пела – звезда на небе
шёлковый платок – шёлковая трава
- Однокоренные слова.(Подобрать как можно больше однокоренных слов)
Снег- снеговик, снежинка, заснеженный, снежок.
Поле – полевой, полянка, полюшко.
- Перифраз.(Скажи по-другому)
Радуют глаз цветы.(нравятся)
Особенно трудно было пожилым людям.( было тяжело)
Скоро придёт зима.(наступит)
- Работа со словосочетаниями и предложениями.
- Со словами, собранными в копилку слов можно составить словосочетания.
- Подобрать слова, которые можно употребить с существительными:
Зима – наступила, началась, пришла, морозная, настоящая, дружеская, суровая…
Игра – интересная, полезная, познавательная…
Яблоки – ароматные, красные, кислые, крупные…
- Подобрать глаголы или существительные, которые можно употребить со словами:
дружно, весело ,старательно, после уроков, на огороде (работали)
быстрые, говорливые, шумные, весенние(ручьи)
- Отредактировать предложения.(Убери лишнее.)
Максим – он больше всех подтягивался на перекладине.
Хитрый хитрец шёл по дороге навстречу нам.
Мы шли быстро бегом к вокзалу.
- Лишнее слово. (Замени правильным словом.)
Мы шли по собаковым следам.
Боря прожевает кусок мяса.
Маша наигровывает на гитаре.
- Большое значение имеет работа над фразеологизмами. Используя жизненный опыт детей, сначала объясняем значение фразеологизмов самостоятельно. А потом находим объяснение в словаре. Предлагаю детям, составить свой словарик. Постепенно записываем фразеологизмы. Устно составляем предложения, мини – сочинения .
Язык точно примёрз, пальцем в небо, не смел дохнуть,
задать стрекоча, выбился из сил, бить баклуши,
выскочить из кожи, замертво свалился и др.
Такие задания следует практиковать при подготовке к сочинениям на разные темы. Их можно использовать на любом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/21/picture-43159.jpg)
Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.
Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/26/picture-233387-1432662188.jpg)
Урок развития речи.Написание сочинения - миниатюры "Ландыш" (3 класс)
Сочинение на уроках русского языка Сочинения занимают особое место в школе. Сочинение – творческая рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-101737-1369328191.jpg)
Система работы по обучению учащихся второго класса написанию сочинения.
Методическая разработка заданий, направленных на формирование умения создавать текст- описание,упражнения на обучение формулированию мыслей,задания на наблюдение за употреблением средств я...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/23/picture-643518-1435077401.jpg)
Развитие речи учащихся с помощью системы работы над обучающим сочинением(подготовительные упражнения)
В этой работе представлены виды упражнений, подготавливающие к написанию сочинений учеников начальной школы. Также дана характеристика видов сочинений, и требования, которым должно отвечать сочинение ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/15/picture-797958-1466004180.jpg)
Подготовительная работа к сочинению
Для написания сочинения требуется качественная подготовка. Вариант такой работы представлен вашему вниманию....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-826047-1633429289.jpg)
Обобщение опыта работы «Создание текста при написании сочинений по картинам художников»
В современной школе приоритетной задачей ставится развитие речи учащихся, умение работать с текстом, строить связное устное и письменное высказывание, опираясь на богатства русского языка, накопленные...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/14/picture-1049490-1534258639.jpg)
Тема: написание сочинения по картине «Кружевница» Класс 4
Тема: написание сочинения по картине «Кружевница»Класс 4Учебник «Русский язык. 4 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, стр.130, упр.247Цель:- продолжать работу по формирован...