Методический материал. Глагол. Начальная форма глагола.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Методический материал составлен по УМК "Перспективная начальная школа"- 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx22.15 КБ
Office presentation icon model_znaniy-_russkiy_yazyk.ppt915 КБ
Файл zadaniya_po_trudnosti.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА 

ЦЕЛИ:

  1. Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
  2. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
  3. Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

ХОД УРОКА

  1. Орг момент. Приветствие гостей  города.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: наш урок мы начнем со словарного диктанта: пассажир, экскурсия, ребята, русский, класс, однажды, магазин. (Обмен тетрадями для проверки в парах).

Учитель: новое словарное слово вы узнаете через «Блок – схему» сложного высказывания, при Х:= 12 (Слайд 1)

Учитель - Итак,  какое словарное слово нашли в блок-схеме?

Дети: Отец.

Учитель Вспомним, какие слова называются синонимами?

Дети: Слова, которые пишутся, звучат по - разному, но лексическое значение одинаковое- называются синонимам.

Учитель - Подберите синоним к новому словарному слову.

Дети: Папа.

  1. Работа над новым материалом

      1.   Обобщение и оценивание раннее полученных знаний

Учитель - Предлагаю вернуться к нашей модели «Знаний», которую построили ещё в 1 классе, прочитайте её. (Слайд 2)

Дети: Речь делится на две группы: устная и письменная. Состоит из предложений. Предложения состоят из слов,  которые обозначают: предмет (Им.существительное), признак предмета (Им. прилагательное), действие предмета (глагол) и служебные слова. Слова состоят из букв и звуков. Две группы: согласные и гласные.

Учитель - Как вы думаете, зачем опять вернулись к модели?

Дети: Значит новая тема урока. Каждую новую тему урока мы находим в модели «Знаний». Это говорит о том, что в русском языке всё взаимосвязано.

Учитель - Молодцы.  Найдите блок, о частях речи. Покажите.

Учитель - Какие части речи вы уже хорошо изучили?

Дети: Имена существительное, прилагательное.

Учитель - Тема нашего урока: «Глагол. Начальная форма глагола». В начале третьего класса вы начали заполнять модель «Глагол». Вспомним, что знаем о глаголе. (Слайд 3)

Дети:  Самостоятельная часть речи, обозначающий действие предмета, отвечающий на вопросы: что делать, что сделать- называется глаголом. Грамматические значения глагола- изменяется по числу и по временам. Имеет начальную форму, которая отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?. В начальной форме имеет суффикс –ТЬ.

 Учитель:-Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам вернуться к уже знакомой теме?

Дети:  Может для повторения? Наверное, что-то новое узнаем? Мы,  сегодня будем что-то исследовать?

Учитель - Появилась проблема, точного ответа нет. Вернемся к ней к концу урока?!

Учитель -Хорошо, я называю вам слова, вы превращаете их в глагол начальной формы с суффиксом –ТЬ:  пила, мыло, завтрак, коса, худой, красный, синий. 

Учитель - Молодцы. Предлагаю оценить свои знания - прогнозирующая оценка.  (Слай 4)

Учитель - Прочитайте предложения и ответьте на вопрос- что это? (Слайд 5)

Дети:- Пословицы и поговорки.

Учитель - Выпишите в столбик глаголы начальной формы с суффиксом –ТЬ.

( самоконтроль, проведенный на интерактивной доске, ретроспективная оценка знаний)

  Учитель:   - Сравните свою прогнозирующую оценку с ретроспективной.  (Анализ оценок).

  1. Решение проблемной задачи

Учитель:   -Выпишите во второй столбик оставшиеся глаголы. Что вы заметили?

Дети: -Глаголы в начальной форме.

 Учитель:   -Но, в них нет суффикса –ТЬ.

Дети: -Значит нужно дополнить нашу модель суффиксом –ТИ (дополнение модели Слайд 6)

Учитель:   -Откройте «Обратный» словарь на Ь (ЧЬ). Выпишите пять глаголов на –ЧЬ. Что можно сказать про выписанные глаголы?

Дети: -Они тоже в начальной форме.

 Учитель:   -Да, ребята. Вернемся к модели. Дополните!

Учитель:   - Прочитайте в учебнике, какая тема урока предлагалась авторами.

Дети: «Глагол. Начальная форма. Суффиксы –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ».

Учитель:   - Как вы думаете, почему я вас сразу не познакомила с темой урока?

Дети: - Мы были исследователями, сами добывали знания.

Учитель:   - Я хочу вам открыть ещё два секрета: начальная форма глагола имеет другие названия: неопределенная форма- объясните почему? Другое название- инфинитив, расшифровку  вы узнаете на уроках английского языка. Второй секрет: существуют две школы (Московская и Ленинградская) по изучению фонемы. Одна школа утверждает, что –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ – это суффиксы. Другая- это окончания! В учебнике русского языка в 5 классе под редакцией Бабайцевой  –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ- суффиксы. В нашем учебнике тоже концовка начальной формы это суффиксы. Но вы, ребята, знайте, что иногда может встречаться –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ как окончание.

  1. Отработка полученных знаний

Предлагаю с данной проблемой разобраться на наших занятиях научного клуба младших школьников «Ключ и заря». А, сейчас, перед вами листочки с заданиями  по выбору трудности. За 5 минут вы должны правильно выполнить выбранные задания. За 6 баллов вы получите оценку 5!. За 4-5 баллов- 4! За 3 балла- 3! Остальное…  Приступаем.

(Самостоятельная работа учеников)

  1.  Рефлексия урока

Учитель:   -Вернемся к нашей проблеме, которая появилась в начале урока. Ваше мнение.

Дети: - Сегодня на уроке мы повторили все, что знаем о глаголе, проверили свои знания.

Узнали новое о суффиксах начальной формы глагола. На уроке мы были исследователями и нам понравилось!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Р П УС . Б, З : : , . Ъ,Ь X

Слайд 3

Глагол

Слайд 4

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

  1. Восстановить предложение.

Глагол-это часть речи, которая обозначает________________________       и отвечает на вопросы________________________________________________________________.

  1. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

  1. От данных имен существительных образовать глаголы начальной формы.

свет-

крик-

корм-

звон-

сад-

звук-

  1. Написать слова, противоположные по значению(антонимы).

говорить-

смеяться-

падать-

ненавидеть-

радоваться-

  1. Данные словосочетания заменить одним глаголом.

 ловить рыбу-

одерживать победу-

испытывать страх-

томиться от безделья-

  1. Вставить пропущенные буквы.

Раздр_бил,  разгл_дел,  раз_яснил,  распл_скал,  засв_истал,  заскр_пел,  задр_жал.

  1. Записать глаголы в начальной форме.

везёт-

цветёт-

несёт-

бредёт-

плетёт-

  1. Дописать слова, отвечающие на вопрос «что делать?».

_______________на работу                                 _____________________птиц

_______________ собаку                                    _____________________ гвоздь

_______________ о Москве                              _____________________ товарищу

  1. Подчеркни глаголы в начальной форме.

Наказать, любит, рисовать, берегут, беречь, занести, заплетают, нарисуют.

  1. В данных глаголах выделить приставку.

Подмигнуть, обогреть, отварить.

  1. Подчеркни слова, обозначающие части речи.

Корень, точка, имя существительное, приставка, глагол, имя прилагательное, предлог, звук, согласный, местоимение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол: "Начальная форма глагола", УМК "Гармония",3 кл.

Работа расчитана на обучающихся 3 класса (УМК "Гармония"). В работе представлена тема "Начальная форма глагола". В работе представлены вопросы и отличительные приметы глагола неопределённой формы....

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....

Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий....

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....