Методический материал. Глагол. Начальная форма глагола.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Методический материал составлен по УМК "Перспективная начальная школа"- 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 22.15 КБ |
model_znaniy-_russkiy_yazyk.ppt | 915 КБ |
zadaniya_po_trudnosti.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА
ЦЕЛИ:
- Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
- Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
- Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.
ХОД УРОКА
- Орг момент. Приветствие гостей города.
- Актуализация знаний.
Учитель: наш урок мы начнем со словарного диктанта: пассажир, экскурсия, ребята, русский, класс, однажды, магазин. (Обмен тетрадями для проверки в парах).
Учитель: новое словарное слово вы узнаете через «Блок – схему» сложного высказывания, при Х:= 12 (Слайд 1)
Учитель - Итак, какое словарное слово нашли в блок-схеме?
Дети: Отец.
Учитель Вспомним, какие слова называются синонимами?
Дети: Слова, которые пишутся, звучат по - разному, но лексическое значение одинаковое- называются синонимам.
Учитель - Подберите синоним к новому словарному слову.
Дети: Папа.
- Работа над новым материалом
1. Обобщение и оценивание раннее полученных знаний
Учитель - Предлагаю вернуться к нашей модели «Знаний», которую построили ещё в 1 классе, прочитайте её. (Слайд 2)
Дети: Речь делится на две группы: устная и письменная. Состоит из предложений. Предложения состоят из слов, которые обозначают: предмет (Им.существительное), признак предмета (Им. прилагательное), действие предмета (глагол) и служебные слова. Слова состоят из букв и звуков. Две группы: согласные и гласные.
Учитель - Как вы думаете, зачем опять вернулись к модели?
Дети: Значит новая тема урока. Каждую новую тему урока мы находим в модели «Знаний». Это говорит о том, что в русском языке всё взаимосвязано.
Учитель - Молодцы. Найдите блок, о частях речи. Покажите.
Учитель - Какие части речи вы уже хорошо изучили?
Дети: Имена существительное, прилагательное.
Учитель - Тема нашего урока: «Глагол. Начальная форма глагола». В начале третьего класса вы начали заполнять модель «Глагол». Вспомним, что знаем о глаголе. (Слайд 3)
Дети: Самостоятельная часть речи, обозначающий действие предмета, отвечающий на вопросы: что делать, что сделать- называется глаголом. Грамматические значения глагола- изменяется по числу и по временам. Имеет начальную форму, которая отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?. В начальной форме имеет суффикс –ТЬ.
Учитель:-Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам вернуться к уже знакомой теме?
Дети: Может для повторения? Наверное, что-то новое узнаем? Мы, сегодня будем что-то исследовать?
Учитель - Появилась проблема, точного ответа нет. Вернемся к ней к концу урока?!
Учитель -Хорошо, я называю вам слова, вы превращаете их в глагол начальной формы с суффиксом –ТЬ: пила, мыло, завтрак, коса, худой, красный, синий.
Учитель - Молодцы. Предлагаю оценить свои знания - прогнозирующая оценка. (Слай 4)
Учитель - Прочитайте предложения и ответьте на вопрос- что это? (Слайд 5)
Дети:- Пословицы и поговорки.
Учитель - Выпишите в столбик глаголы начальной формы с суффиксом –ТЬ.
( самоконтроль, проведенный на интерактивной доске, ретроспективная оценка знаний)
Учитель: - Сравните свою прогнозирующую оценку с ретроспективной. (Анализ оценок).
- Решение проблемной задачи
Учитель: -Выпишите во второй столбик оставшиеся глаголы. Что вы заметили?
Дети: -Глаголы в начальной форме.
Учитель: -Но, в них нет суффикса –ТЬ.
Дети: -Значит нужно дополнить нашу модель суффиксом –ТИ (дополнение модели Слайд 6)
Учитель: -Откройте «Обратный» словарь на Ь (ЧЬ). Выпишите пять глаголов на –ЧЬ. Что можно сказать про выписанные глаголы?
Дети: -Они тоже в начальной форме.
Учитель: -Да, ребята. Вернемся к модели. Дополните!
Учитель: - Прочитайте в учебнике, какая тема урока предлагалась авторами.
Дети: «Глагол. Начальная форма. Суффиксы –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ».
Учитель: - Как вы думаете, почему я вас сразу не познакомила с темой урока?
Дети: - Мы были исследователями, сами добывали знания.
Учитель: - Я хочу вам открыть ещё два секрета: начальная форма глагола имеет другие названия: неопределенная форма- объясните почему? Другое название- инфинитив, расшифровку вы узнаете на уроках английского языка. Второй секрет: существуют две школы (Московская и Ленинградская) по изучению фонемы. Одна школа утверждает, что –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ – это суффиксы. Другая- это окончания! В учебнике русского языка в 5 классе под редакцией Бабайцевой –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ- суффиксы. В нашем учебнике тоже концовка начальной формы это суффиксы. Но вы, ребята, знайте, что иногда может встречаться –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ как окончание.
- Отработка полученных знаний
Предлагаю с данной проблемой разобраться на наших занятиях научного клуба младших школьников «Ключ и заря». А, сейчас, перед вами листочки с заданиями по выбору трудности. За 5 минут вы должны правильно выполнить выбранные задания. За 6 баллов вы получите оценку 5!. За 4-5 баллов- 4! За 3 балла- 3! Остальное… Приступаем.
(Самостоятельная работа учеников)
Учитель: -Вернемся к нашей проблеме, которая появилась в начале урока. Ваше мнение.
Дети: - Сегодня на уроке мы повторили все, что знаем о глаголе, проверили свои знания.
Узнали новое о суффиксах начальной формы глагола. На уроке мы были исследователями и нам понравилось!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р П УС . Б, З : : , . Ъ,Ь X
Глагол
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
- Восстановить предложение.
Глагол-это часть речи, которая обозначает________________________ и отвечает на вопросы________________________________________________________________.
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- От данных имен существительных образовать глаголы начальной формы.
свет-
крик-
корм-
звон-
сад-
звук-
- Написать слова, противоположные по значению(антонимы).
говорить-
смеяться-
падать-
ненавидеть-
радоваться-
- Данные словосочетания заменить одним глаголом.
ловить рыбу-
одерживать победу-
испытывать страх-
томиться от безделья-
- Вставить пропущенные буквы.
Раздр_бил, разгл_дел, раз_яснил, распл_скал, засв_истал, заскр_пел, задр_жал.
- Записать глаголы в начальной форме.
везёт-
цветёт-
несёт-
бредёт-
плетёт-
- Дописать слова, отвечающие на вопрос «что делать?».
_______________на работу _____________________птиц
_______________ собаку _____________________ гвоздь
_______________ о Москве _____________________ товарищу
Наказать, любит, рисовать, берегут, беречь, занести, заплетают, нарисуют.
- В данных глаголах выделить приставку.
Подмигнуть, обогреть, отварить.
- Подчеркни слова, обозначающие части речи.
Корень, точка, имя существительное, приставка, глагол, имя прилагательное, предлог, звук, согласный, местоимение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глагол: "Начальная форма глагола", УМК "Гармония",3 кл.
Работа расчитана на обучающихся 3 класса (УМК "Гармония"). В работе представлена тема "Начальная форма глагола". В работе представлены вопросы и отличительные приметы глагола неопределённой формы....
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....
Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением современных образовательных технологий....
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....