урок русского языка "Союз как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
урок построен на групповой работе. учащиеся самостоятельно добывают недостающие знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass_soyuz.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 4 класс
Тема: Союз как часть речи
Цель: Обобщить и расширить сведения о союзе как о части речи;
Задачи:
--- ввести в активную речевую практику учащихся термины: простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы
- формировать представление о способах соединения простых предложений в составе сложного; умение расставлять знаки препинания в сложных предложениях;
- воспитывать у школьников желание самостоятельно думать, анализировать и рассуждать.
Ребята, мы всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Давайте определимся с нашим эмоциональным настроем на урок. Возьмите стикер того цвета, который соответствует вашему настроению:
Красный цвет – готов работать
Зеленый цвет – мне хорошо
Синий цвет – мне страшно
- Повторение пройденного материала
Блиц опрос
Часть речи, обозначающая число или порядок при счете
Часть речи, обозначающая действие предмета
Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении
Часть речи, обозначает предмет
Часть речи, обозначает признак действия или признак предмета
Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его
Служебная часть речи, которая поссорилась с глаголом
Бывают сочинительными и подчинительными.
На доске: ГЛАГОЛ, ПРЕДЛОГ, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ДОПОЛНЕНИЕ, СОЮЗ, ЧАСТИЦА, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ.
Назовите «Лишнее», остальные слова разделите на группы.
Проверка.
- По какому признаку разделили слова?
- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
- Назовите служебные части речи.
3. Подведение к изучению новой темы
- Догадайтесь, с какой частью речи мы будем сегодня работать.
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
А) Ассоциации (слово союз)
Актуализация знаний о союзе как части речи.
Б) Синтаксическая 5 – минутка: На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы спешат полакомиться ими.
- разберите предложение. Найдите союз. Расскажите о нем.
В) Работа в группах ( собирают ромашку)
Ответы детей. Молодцы, вы многое знаете о союзах
- Изучение новой темы
Работа в группах
У вас на компьютерах есть текст. Задание: прочитать, выбрать самое главное о союзах. Составить определение части речи союз.
А)
б) «Сказка о Союзах»
В огромной стране «Части речи», в губернии «Служебные части речи» жили-были одноименные части речи — союзы.
По строению союзы бывают простыми и составными. Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.
По значению делятся на сочинительные и подчинительные
Союзы жили дружно, несмотря на то, что сильно отличались друг от друга. Одни жители очень любили сочинять, мирно присоединять слова и предложения. Например, такие жители, как а, и, зато, ни…..ни, да, не то…не то, либо, или, то…..то, но и другие. И назывались они ______________________________?.
Другие были очень сердитыми и хмурыми, потому что подчиняли простые предложения себе. Это союзы словно, оттого что, чтобы, будто, как, несмотря на то, хотя, где., когда, если, потому что, так как. И назывались они ___________________________?.
Защита групповой работы.
- Что такое союз?
- Какова роль союза в предложении и речи?
- Какими бывают союзы по строению и значению?
5. Закрепление
А) пользуясь опорой, распределите союза на простые и составные:
Как будто, потому что, чтобы, оттого что, или, а, и, но, зато, либо, однако, так как.
Б) Работа с пословицами ( догадайся, допиши вторую половину пословицы)
Перо пишет, а…….
Надо поклониться, чтобы….
Не будет скуки, если….
Бездельник здоров за едой и……
В чужом глазу соринку видим, а …..
Не мил и свет, когда…….
Медный кувшин падает и не разбивается, но …….
- Определите разряды союзов по значению.
6. Итог урока
Заполните таблицу:
Знал | узнал | Хочу узнать |
Составьте вопросы по теме союз к игре «Да - нет»
7. Оценка работы учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное"
3 класс УМК "Гармония", конспект урока....
Презентация к уроку русского языка "Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное"
3 класс УМК "Гармония", презентация....
Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова
Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....
Презентация к уроку русского языка "Служебные части речи "по системе Л.В.Занкова Л.В.Занков
Презентация составлена соответственно материалу урока....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".
Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.
ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...