Урок русского языка «Части речи».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Батурова Татьяна Владимировна

 

Тема урока: «Части речи».

 

Учебные задачи:

·  Наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса);

·  Повторение материала, изученного во 2 классе;

·  Знакомство с понятием «части речи».

 

Оборудование:

·         учебники «Русский язык». 3 класс.

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.

·         тетради «Пишем грамотно» №1. 3 класс.

·         С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.

·         карточки со схемами;

·         интерактивная доска;

·         диск с презентацией «Части речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3kl.1chasti_rechi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1.

 

Русский язык. 3 класс.

Как устроен наш язык.

Тема урока: «Части речи».

                   

Учитель нач. классов МОУ СОШ №1: Батурова Т.В.

Станица Брюховецкая.

2011 год.

Тема урока: «Части речи».

Учебные задачи:

  1.  Наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса);
  2.  Повторение материала, изученного во 2 классе;
  3.  Знакомство с понятием «части речи».

Оборудование:

  1. учебники «Русский язык». 3 класс.

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.

  1. тетради «Пишем грамотно» №1. 3 класс.
  2. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.
  3. карточки со схемами;
  4. интерактивная доска;
  5. диск с презентацией «Части речи».

Ход урока:

Сегодня мы приступаем к изучению очень важного раздела науки о языке, который называется «Части речи». Прочитаем в учебнике рубрику «Ты узнаешь».

  1. Рубрика «Давайте подумаем», работа на интерактивной доске.

( Слайды «Давайте подумаем», со  2 по 4). Повторение материала изученного во 2 классе.

Учитель попросил Никиту вспомнить и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные и глаголы, но он забыл материал 2 класса.

- Какие ошибки он допустил? Нужно их исправить и записать на новых карточках на интерактивной доске. (Устное обсуждение, запись – исправление на доске).

  1. Упражнение 1. 

Закрепление результатов обсуждения материала рубрики «Давай подумаем». Работа на интерактивной доске, рубрика «Найди лишнее слово». ( Слайд «Найдите лишнее слово»). Выполняется фронтально письменно на доске и в тетрадях. Все ответы мотивируются.

  1. Упражнение 2. 

Различение имен существительных, имен прилагательных, глаголов; (слайд « Запишите слова в три столбика»). Выполняется фронтально на доске и в тетрадях.

Встретившись со словами как, по, у, десять, хорошо, на, быстро, ученики должны прийти к выводу, что они не могут быть записаны ни в один из столбиков. Нужно акцентировать вопрос: «Можно ли назвать словами то, что не записали в столбики?». В результате наблюдений дети должны прийти к выводу, что это тоже слова.

Первая часть задания выполняется фронтально письменно, вторая часть задания (запись предложений из слов каждой строчки) – в парах. По окончании заслушиваются предложения нескольких пар.

  1. Рубрика «Тайны языка» .

Введение понятия «части речи» и знакомство учащихся с признаками выделения частей речи. Сначала рассказ учителя, затем чтение по учебнику самостоятельно.

  1. Упражнение 3. 

Знакомство с системой частей речи русского языка на основе дидактического рисунка и диаграммы в презентации (слайд «Части речи», учебник с.120-121).

- рассмотрите внимательно, все ли доли одинаковые. Большие – это самостоятельные части речи, маленькие – служебные части речи.

- сколько тех и других частей речи?

- А если представить все части речи как большой торт? Давайте рассмотрим его на с. 120-121. ( Дидактический рисунок «Торт»).

- рассмотрите рисунок и догадайтесь, что «спрятано» в каждом из отдельных слоев торта. (1-й слой – общее значение слов, относящихся  к данной части речи, 2-й – вопросы, на которые отвечают слова данной части речи, 4-й – какими членами предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи);

- чем отличаются друг от друга самостоятельные и служебные части речи? (рассмотрите  внимательно 2 и 4 слои).

Игра «Догадайтесь, о какой части речи я рассказываю». По описанию нужно определить, какую часть речи задумал учитель, и записать ее на интерактивной доске на слайде «Укажите части речи».

Например: «Слова этой части речи обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», у них можно определить род, число, падеж, а в предложении слова этой части речи выступают в роли определений». (Имя прилагательное).

  1.       Упражнение 4 – использование только что полученных теоретических знаний в практической работе. Выполняется письменно в парах.

Нужно не только найти в тексте пять разных частей речи, но и сверху над каждым выписанным словом написать в сокращении его название как части речи.

Вторая часть задания выполняется фронтально, на интерактивной доске. Вариант выполнения: подснежник- снег, кричал – крик, зубами – зубной, охотник – охотиться.

  1. Итог урока. 

«Обратная связь». Ответить на вопросы ( слайд «Запишите ответы на вопросы»)

  1.  Задание на дом.

Записать в тетрадь любое предложение, найти в нем существительные, прилагательные, глаголы, постараться определить, какими частями речи являются остальные слова предложения, опираясь на признаки частей речи (рис. «Торт»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Части речи. Обобщение."

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...

Урок русского языка "Части речи"

Форма проведения урока- путешествие со сказочными героями...

Урок русского языка "Части речи"

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме: «Части речи». На уроке предусмотрена групповая, индивидуальная и коллективная работа. Дети распределены в группы по уровням...

Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"

Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока  использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....

Урок русского языка "Части речи"

Обобщающий урок во 2 классе "Части речи"...

Урок русского языка ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ НУЖНЫ!

Цели: 1. Формировать умение распознавать части речи. 2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости. 3. Содействовать воспитанию коллективных навыков рабо...

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...