Урок русского языка «Части речи».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Батурова Татьяна Владимировна

 

Тема урока: «Части речи».

 

Учебные задачи:

·  Наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса);

·  Повторение материала, изученного во 2 классе;

·  Знакомство с понятием «части речи».

 

Оборудование:

·         учебники «Русский язык». 3 класс.

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.

·         тетради «Пишем грамотно» №1. 3 класс.

·         С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.

·         карточки со схемами;

·         интерактивная доска;

·         диск с презентацией «Части речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3kl.1chasti_rechi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1.

 

Русский язык. 3 класс.

Как устроен наш язык.

Тема урока: «Части речи».

                   

Учитель нач. классов МОУ СОШ №1: Батурова Т.В.

Станица Брюховецкая.

2011 год.

Тема урока: «Части речи».

Учебные задачи:

  1.  Наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса);
  2.  Повторение материала, изученного во 2 классе;
  3.  Знакомство с понятием «части речи».

Оборудование:

  1. учебники «Русский язык». 3 класс.

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.

  1. тетради «Пишем грамотно» №1. 3 класс.
  2. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.
  3. карточки со схемами;
  4. интерактивная доска;
  5. диск с презентацией «Части речи».

Ход урока:

Сегодня мы приступаем к изучению очень важного раздела науки о языке, который называется «Части речи». Прочитаем в учебнике рубрику «Ты узнаешь».

  1. Рубрика «Давайте подумаем», работа на интерактивной доске.

( Слайды «Давайте подумаем», со  2 по 4). Повторение материала изученного во 2 классе.

Учитель попросил Никиту вспомнить и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные и глаголы, но он забыл материал 2 класса.

- Какие ошибки он допустил? Нужно их исправить и записать на новых карточках на интерактивной доске. (Устное обсуждение, запись – исправление на доске).

  1. Упражнение 1. 

Закрепление результатов обсуждения материала рубрики «Давай подумаем». Работа на интерактивной доске, рубрика «Найди лишнее слово». ( Слайд «Найдите лишнее слово»). Выполняется фронтально письменно на доске и в тетрадях. Все ответы мотивируются.

  1. Упражнение 2. 

Различение имен существительных, имен прилагательных, глаголов; (слайд « Запишите слова в три столбика»). Выполняется фронтально на доске и в тетрадях.

Встретившись со словами как, по, у, десять, хорошо, на, быстро, ученики должны прийти к выводу, что они не могут быть записаны ни в один из столбиков. Нужно акцентировать вопрос: «Можно ли назвать словами то, что не записали в столбики?». В результате наблюдений дети должны прийти к выводу, что это тоже слова.

Первая часть задания выполняется фронтально письменно, вторая часть задания (запись предложений из слов каждой строчки) – в парах. По окончании заслушиваются предложения нескольких пар.

  1. Рубрика «Тайны языка» .

Введение понятия «части речи» и знакомство учащихся с признаками выделения частей речи. Сначала рассказ учителя, затем чтение по учебнику самостоятельно.

  1. Упражнение 3. 

Знакомство с системой частей речи русского языка на основе дидактического рисунка и диаграммы в презентации (слайд «Части речи», учебник с.120-121).

- рассмотрите внимательно, все ли доли одинаковые. Большие – это самостоятельные части речи, маленькие – служебные части речи.

- сколько тех и других частей речи?

- А если представить все части речи как большой торт? Давайте рассмотрим его на с. 120-121. ( Дидактический рисунок «Торт»).

- рассмотрите рисунок и догадайтесь, что «спрятано» в каждом из отдельных слоев торта. (1-й слой – общее значение слов, относящихся  к данной части речи, 2-й – вопросы, на которые отвечают слова данной части речи, 4-й – какими членами предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи);

- чем отличаются друг от друга самостоятельные и служебные части речи? (рассмотрите  внимательно 2 и 4 слои).

Игра «Догадайтесь, о какой части речи я рассказываю». По описанию нужно определить, какую часть речи задумал учитель, и записать ее на интерактивной доске на слайде «Укажите части речи».

Например: «Слова этой части речи обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», у них можно определить род, число, падеж, а в предложении слова этой части речи выступают в роли определений». (Имя прилагательное).

  1.       Упражнение 4 – использование только что полученных теоретических знаний в практической работе. Выполняется письменно в парах.

Нужно не только найти в тексте пять разных частей речи, но и сверху над каждым выписанным словом написать в сокращении его название как части речи.

Вторая часть задания выполняется фронтально, на интерактивной доске. Вариант выполнения: подснежник- снег, кричал – крик, зубами – зубной, охотник – охотиться.

  1. Итог урока. 

«Обратная связь». Ответить на вопросы ( слайд «Запишите ответы на вопросы»)

  1.  Задание на дом.

Записать в тетрадь любое предложение, найти в нем существительные, прилагательные, глаголы, постараться определить, какими частями речи являются остальные слова предложения, опираясь на признаки частей речи (рис. «Торт»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Части речи. Обобщение."

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...

Урок русского языка "Части речи"

Форма проведения урока- путешествие со сказочными героями...

Урок русского языка "Части речи"

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме: «Части речи». На уроке предусмотрена групповая, индивидуальная и коллективная работа. Дети распределены в группы по уровням...

Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"

Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока  использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....

Урок русского языка "Части речи"

Обобщающий урок во 2 классе "Части речи"...

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...