Урок русского языка «Части речи».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Тема урока: «Части речи».
Учебные задачи:
· Наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса);
· Повторение материала, изученного во 2 классе;
· Знакомство с понятием «части речи».
Оборудование:
· учебники «Русский язык». 3 класс.
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.
· тетради «Пишем грамотно» №1. 3 класс.
· С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.
· карточки со схемами;
· интерактивная доска;
· диск с презентацией «Части речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1.
Русский язык. 3 класс.
Как устроен наш язык.
Тема урока: «Части речи».
Учитель нач. классов МОУ СОШ №1: Батурова Т.В.
Станица Брюховецкая.
2011 год.
Тема урока: «Части речи».
Учебные задачи:
- Наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса);
- Повторение материала, изученного во 2 классе;
- Знакомство с понятием «части речи».
Оборудование:
- учебники «Русский язык». 3 класс.
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.
- тетради «Пишем грамотно» №1. 3 класс.
- С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.
- карточки со схемами;
- интерактивная доска;
- диск с презентацией «Части речи».
Ход урока:
Сегодня мы приступаем к изучению очень важного раздела науки о языке, который называется «Части речи». Прочитаем в учебнике рубрику «Ты узнаешь».
- Рубрика «Давайте подумаем», работа на интерактивной доске.
( Слайды «Давайте подумаем», со 2 по 4). Повторение материала изученного во 2 классе.
Учитель попросил Никиту вспомнить и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные и глаголы, но он забыл материал 2 класса.
- Какие ошибки он допустил? Нужно их исправить и записать на новых карточках на интерактивной доске. (Устное обсуждение, запись – исправление на доске).
- Упражнение 1.
Закрепление результатов обсуждения материала рубрики «Давай подумаем». Работа на интерактивной доске, рубрика «Найди лишнее слово». ( Слайд «Найдите лишнее слово»). Выполняется фронтально письменно на доске и в тетрадях. Все ответы мотивируются.
- Упражнение 2.
Различение имен существительных, имен прилагательных, глаголов; (слайд « Запишите слова в три столбика»). Выполняется фронтально на доске и в тетрадях.
Встретившись со словами как, по, у, десять, хорошо, на, быстро, ученики должны прийти к выводу, что они не могут быть записаны ни в один из столбиков. Нужно акцентировать вопрос: «Можно ли назвать словами то, что не записали в столбики?». В результате наблюдений дети должны прийти к выводу, что это тоже слова.
Первая часть задания выполняется фронтально письменно, вторая часть задания (запись предложений из слов каждой строчки) – в парах. По окончании заслушиваются предложения нескольких пар.
- Рубрика «Тайны языка» .
Введение понятия «части речи» и знакомство учащихся с признаками выделения частей речи. Сначала рассказ учителя, затем чтение по учебнику самостоятельно.
- Упражнение 3.
Знакомство с системой частей речи русского языка на основе дидактического рисунка и диаграммы в презентации (слайд «Части речи», учебник с.120-121).
- рассмотрите внимательно, все ли доли одинаковые. Большие – это самостоятельные части речи, маленькие – служебные части речи.
- сколько тех и других частей речи?
- А если представить все части речи как большой торт? Давайте рассмотрим его на с. 120-121. ( Дидактический рисунок «Торт»).
- рассмотрите рисунок и догадайтесь, что «спрятано» в каждом из отдельных слоев торта. (1-й слой – общее значение слов, относящихся к данной части речи, 2-й – вопросы, на которые отвечают слова данной части речи, 4-й – какими членами предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи);
- чем отличаются друг от друга самостоятельные и служебные части речи? (рассмотрите внимательно 2 и 4 слои).
Игра «Догадайтесь, о какой части речи я рассказываю». По описанию нужно определить, какую часть речи задумал учитель, и записать ее на интерактивной доске на слайде «Укажите части речи».
Например: «Слова этой части речи обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», у них можно определить род, число, падеж, а в предложении слова этой части речи выступают в роли определений». (Имя прилагательное).
- Упражнение 4 – использование только что полученных теоретических знаний в практической работе. Выполняется письменно в парах.
Нужно не только найти в тексте пять разных частей речи, но и сверху над каждым выписанным словом написать в сокращении его название как части речи.
Вторая часть задания выполняется фронтально, на интерактивной доске. Вариант выполнения: подснежник- снег, кричал – крик, зубами – зубной, охотник – охотиться.
- Итог урока.
«Обратная связь». Ответить на вопросы ( слайд «Запишите ответы на вопросы»)
- Задание на дом.
Записать в тетрадь любое предложение, найти в нем существительные, прилагательные, глаголы, постараться определить, какими частями речи являются остальные слова предложения, опираясь на признаки частей речи (рис. «Торт»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Части речи"
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме: «Части речи». На уроке предусмотрена групповая, индивидуальная и коллективная работа. Дети распределены в группы по уровням...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/25/picture-66639-1616687689.jpg)
Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"
Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-687165-1444746668.jpg)
Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".
Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-921685-1505674771.jpg)
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....