Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку
Урок русского языка в 4-м классе.
Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов" | 51.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе.
Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Вид урока: Урок закрепления
учитель начальных классов Воронина С.А.
Цель: отработка правописания безударных личных окончаний глаголов.
Задачи:
- закрепить правописание личных окончаний глаголов;
- развивать орфографическую зоркость;
- дать представление о разноспрягаемых глаголах и особой форме окончаний некоторых глаголов;
- развивать связную речь учащихся;
- воспитывать внимательное отношение к слову, к людям.
Универсальные учебные действия:
Личностные: Освоение личностного смысла учения;
Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные:
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу;
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Оборудование:
- учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс
- мультимедиа.
Технологии, методы:
- проблемное обучение;
- иформационно-коммуникационное;
- частично-поисковый;
- практический;
- наблюдение, сравнение, анализ;
- словесный.
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята! Вы готовы к уроку?
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже умеем, а также узнали много нового и интересного.
Повторим правила работы на уроке? (хором)
- я буду внимательным.
- я буду думать.
- Я буду размышлять.
- я буду старателен и догадлив.
- я буду терпеливо выслушивать мнение других.
На доске: «Не хлебом единым живет человек».
В руках у учителя гномик.
Учитель:
– Добрым гномиком написано на доске предложение. Прочитайте его. Подумайте и скажите, в чём связь между смыслом этого предложения и гномиком.
Уч-ся:
– Человеку для жизни кроме хлеба нужна пища для души (книги, картины, музыка, молитва).
– У каждого человека существует свой внутренний мир – душа, которую надо питать добром. Чтобы рос в ней добрый гномик, надо совершать добрые поступки. (Притча о добром и злом гномиках.)
Учитель:
– Запишите это предложение и подчеркните его основу.
– Какой частью речи выражено сказуемое?
Уч-ся:
– Глаголом.
Учитель:
– Продолжите определение: глагол – это…
Уч-ся:
– … самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».
На доске (слайде 1):
Живешь, помога..шь, люб..шь, благодаришь, дыш..шь, любу..шься, свет..шь, терп..шь.
Учитель:
– Что объединяет эти слова?
Уч-ся:
– Глаголы в форме 2 лица, единственного числа.
Учитель:
– Какое слово лишнее и почему?
Уч-ся:
– Любуешься – возвратный.
Учитель:
– На какую орфограмму пропущены буквы?
Уч-ся:
– Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.
Учитель:
– Сформулируйте тему урока.
Уч-ся:
– Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов.
Учитель:
– Вспомните алгоритм написания данной орфограммы.
У каждого ученика – алгоритм (он же на слайде 2):.
Безударные личные окончания глаголов.
- Ставим глагол в неопределённую форму.
- Глаголы – исключения:
Гнать | брить |
- Не является исключением:
- -ИТЬ – 2 спр. -и-, -а-(-я-)
- НЕ -ИТЬ – 1 спр. – -е-, -у-(-ю-)
Учитель:
– Вставьте пропущенные орфограммы.
– Разделите глаголы на 4 группы.
Уч-ся:
4 группы:
– глаголы с ударным личным окончанием
– глаголы – исключения
– глаголы 1спр. с безударным личным окончанием
– глаголы 2спр. с безударным личным окончанием.
2.Упражнения в выборе безударной гласной в личных окончаниях глаголов.
Учитель:
-Сегодня на уроке мы продолжим закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов.
– На столе карточки, на которых написаны глаголы :
– Какие гласные буквы надо написать в личных окончаниях глаголов?
Работа в парах.
- Вставьте безударную гласную. Выделите окончание:
1. Жела_м, смотр..шь.
2.Слыш_т , гре_шься,
3. Лета_м, вер_т.
4. Рису..т, кол..т.
5. Игра..м, барабан..т.
6. Чита..шь, бега..м.
Проверка
3. Физминутка
Если я называю глаголы I спряжения, то дети приседают.
Если я называю глаголы II спряжения, дети поднимают руки вверх
4.Систематизация знаний о глаголе
Работа в группах.
Работа с карточкой
Сейчас каждый из вас будет работать по карточке.
Познакомьтесь с ней.
1. Часть речи, которая обозначает действие … и отвечает на вопросы…называется …
2.Не с глаголами пишется …
3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…
4. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ….
5. Глаголы изменяются в прошедшем времени и …, в ед. ч. – по…, в нас. и буд. времени глаголы изменяются по ...
6.В предложении глагол является ….
7. Спряжение – это …
-Для чего вам эта такая работа?
Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы.
Информацию, с которой не согласны, помечайте знаком “?”
- Проверим вашу работу.
Учитель:
– У А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» (тот, кто предсказывает, предвещает что-то) есть такие строки:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Это стихотворение вы будете изучать в старших классах. А сейчас скажите, что значит здесь слово «глагол»?
Уч-ся:
– Глагол – любое слово, побуждающее к действию, доброму или злому.
Учитель:
-Значит, словом (глаголом) можно ранить или даже убить душу, а можно воскресить, вылечить её. Слово наполнено силой, которая исходит из нашего ума через сердце. Поэтому к слову следует относиться очень осторожно, обдуманно. Сегодня я хочу подарить вам золотые правила, благодаря которым фонарик доброго гномика будет гореть ярче.
Для каждой группы карточки с текстом (он же на слайде 4):
- «Думай, что говоришь». Взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом говори.
- «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, чем сказать неправду.
- «Не всё, что думаешь, говори». Правильно оцени собеседника, его душевное состояние. Готов ли он сегодня услышать те слова, которые мирно лягут на его душу через 3 дня? Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Не подведёшь ли кого, не выдаёшь ли чужую тайну своим неосторожным словом?
Учитель:
– Найдите глаголы в форме 2, 3 лица, единственного числа.
Уч-ся:
– Говоришь, находится, не думаешь, намереваешься, не подведёшь, не выдаёшь.
Учитель:
– Какие орфограммы встретились в этих словах?
Уч-ся:
– безударные личные окончания глаголов
– правописание частицы НЕ с глаголом
– «ь» после шипящих
– ТСЯ, -ТЬСЯ
Каждая группа объясняет 1 орфограмму.
5. Упражнение «График».
-Надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График».
(Детям раздаются листочки с системой координат)
Учитель:
- Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике.
1.В. | 2.В. |
Учитель:
-Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так:
- Нужно ли проверять эти окончания? Почему?
- А какие личные окончания нужно проверять?
- Как это сделать?
Дети воспроизводят на доске алгоритм действий:
- Поставлю слово в неопределённую форму.
- Посмотрю, на что оканчивается слово в неопределённой форме?
- Определю спряжение.
- Выберу нужную букву.
1 спр. | 2 спр. |
Е У Ю | И А Я
|
6.Физкультминутка. Глаголы 1 спр. – встаём, 2 спр. – приседаем, исключения – хлопаем в ладоши.
Учитель:
Учитель:
– Подберите синоним к слову глаголить.
Уч-ся:
– Говорить.
-Образуйте от него глагол.
Уч-ся:
– Глаголить , разглагольствовать .
Учитель:
– Подберите синонимы. Какая группа больше?
На слайде 5 записаны некоторые из этих синонимов: глаголить, говорить, повествовать, молвить, баять, сказывать, сообщить, рассказать, побеседовать, пустословить.
Учитель:
– На какие 2 группы можно разделить эти глаголы?
Уч-ся:
– Устаревшие – употребляемые.
– Совершенного вида – несовершенного вида.
– 1 спряжения – 2 спряжения.
Учитель:
– Образуйте от глагола рассказывать имя существительное.
Уч-ся:
– Рассказ.
Учитель:
– Вспомните предложение, с которого мы начали наш урок. Гномик предлагает вам составить рассказ из глаголов, с помощью которых вы объединились в группы. Главная мысль - «Не хлебом единым живёт человек».
Примерные рассказы.
1 группа.
Живёт человек на свете, идёт по жизненному пути, веселится, творит добро. Береги, человек, свои добрые чувства, благодари людей, сделавших добро тебе.
2 группа.
Чтобы радоваться жизни, надо чаще улыбаться, любоваться красотой окружающего нас мира, спасать попавших в беду и помогать им.
3группа.
Мне нравится, когда светит солнце. Его тепло утешит меня, когда грустно. Поэты прославили светило в своих стихах и научили меня любить его.
4 группа.
Я ненавижу лень, гоню её. Видишь трудно – терпи. Нельзя от лени зависеть. Надо держать себя в руках.
Каждая группа читает свой рассказ и прикрепляет его на доске.
Слайд 6.
Пожелание гномика.
Не позволяй душе лениться.
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь,
И день, и ночь.
(Н.А. Заболоцкий)
Учитель:
– А теперь давайте подведём итог нашего урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Ответы учащихся.
Учитель:
– С помощью красных стикеров отметьте те задания, которые вызвали у вас наибольшие затруднения, а с помощью зелёных – наиболее интересные.
Учащиеся прикрепляют стикеры на листах с выполненными заданиями, прикреплёнными на доске.
– На обратной стороне своей карточки (с глаголом) оцени свою работу на уроке (или поставить отметку, или написать словами) и подпиши её.
Рефлексия: Со всеми поставленными задачами справились на уроке?
Оцените работу вашей пары. ВАЗА
Работали хорошо –красный кружок
Были небольшие затруднения – зеленый кружок
Не всё всегда получалось – синий кружок
Д/з. Напишите эссе о роли глагола в русском языке
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы… (В. Воскобойников)
Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....
Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...
открытый урок русского языка в 4 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
открытый урок русского языка в 4 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Цель: формирование умения писать безударные личные окончания глаголов на основе формулирования правила и построения алгоритмаЗадачи: вывести алгоритм для определения гласной в безуда...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Учащиеся отрабатывают правописание безударных окончаний глаголов....
Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»
Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...