Что мы знаем о словах?
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Новоселова Марина Евгеньевна

Урок , на котором проводится закрепление понятий: лексическое значение слова, его правописание, фонетический разбор, морфологический разбор , морфемный анализ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка в 4 классе

«Что мы знаем о словах?»

Цель урока: закрепить знания учащихся о слове( лексическое значение, состав слова, фонетический разбор, морфологический разбор частей речи, правописание слова) разбор предложения

Задачи:

- Учить соотносить результат с учебной задачей, находить и исправлять ошибки,

- анализировать алгоритм действий, осуществлять выбор последовательных операций,

- предлагать доказательство решения учебной задачи,

 - Слушать партнера и учитывать его точку зрения,

- оценивать общий результат и свой вклад

Оборудование: учебник Соловейчик «Русский язык», 4 класс, рабочая тетрадь на печатной основе «…», часть2, презентация- слайды, карточки

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация темы

- Какую тему изучаем на уроке русского языка? ( появляется на магнитной доске карточка – слово)

- Можете ли вы ответить на вопрос, обозначенный в теме?

-  Сделайте предположение: чем мы сегодня будем заниматься? ( поговорим о словах, проверим свои знания, продолжим знакомство с разнообразием слов)

- Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы пользовались записками? Расскажите.

- Из чего состоит записка?(обращение, текст – основная мысль записки, подпись)

- Я вчера по электронной почте тоже получила некое послание, но никак не могу с ним разобраться. Помогите мне.

3. Работа с предложением

 слайд № 1 ( Поренькие мимочки чируют ан забекой каломе и зумят мвурить)

- Можно ли  данную запись назвать запиской? Почему?

- Понятно ли вам то, что написано?

- Догадаться, к какой части речи относятся слова, можно? Как?

- Попробуйте дать характеристику слову по форме ( мимочки- кто? что? – имя существительное, поренькие – какие? – имя прилагательное и т.д.)

- Чего не хватает для понимания текста? (значения каждого слова)

- Как же перевести? Я попробовала это сделать, и вот что у меня получилось. ( Маленькие человечки живут на далекой планете и хотят дружить.)

- Что означает запись? Что это такое? (предложение)

- Что вы знаете о предложении? ( предложение выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу)

- Дайте характеристику этому предложению.(Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое с однородными главными сказуемыми)

- Составьте схему предложения.[  -                и        ]

- Как слова дружат в предложении, так и нам нужно подружиться со словами, знать из лексическое значение и уметь применять в речи. ( карточка – значение)

               4.Работа с лексическим значением слов

- А всегда ли запись будет являться словом? Почему?

- Что общего у слов?

- Как называются такие слова? ( по учебнику открывается с.90, упр. 587)

- Какая часть объединяет слова? Есть ли лишнее?

- Можно ли каким- то образом непонятное слово превратить в доступное для всех? Как?

- Как называются такие слова русского языка – АНАГРАММА. Запишите получившееся в тетрадь.Прочитайте. Вам все слова понятны?

               5. Работа над составом слов

Слайд № 2

- Знакомы ли знаки? Что означает запись? (алгоритм разбора слова по составу).

Разберите слова:         

Радуюсь, с радостью, радостное, радостно, рады.

- Что повторили? (карточка – состав слова)

- Какую роль выполняет суффикс? (служит для образования новых слов)

- Какую функцию выполняет окончание? (служит для связи слов в предложении)

               6. Звуко-буквенный анализ слова – фонетический разбор

- -Какой условный значок заметили? (2 – звуко-буквенный разбор слова)

- Что он обозначает? Зачем надо уметь выполнять фонетический разбор слова? (чтобы уметь правильно, грамотно, без ошибок записывать слова)

- Выполните задание. Давайте проверим.

- Что заметили? (количество звуков и букв совпадает). Почему в слове так получилось? Объясните запись слова.

               7. Физминутка

               8. Характеристика слова, как части речи

- Посмотрите внимательно на доску: что уже повторили? О чем еще не сказали? В начале урока дали только краткую характеристику слов, но не разобрали подробно, как части речи. Поможет задание упр. № 588. Прочитайте , что надо сделать?

- Что поможет выполнить задание точнее? (памятка – с 128)

- У кого сейчас приподнятое, хорошее настроение?

1) У меня радостное настроение.

Радостное (настроение)  - какое?, имя прилагательное, признак предмета, н.ф. – радостный, ед.ч., ср.р., И.п., вт.чл.пр.

2) Я радуюсь, когда у меня все получается!

Радуюсь – что делаю?, глагол, действие, н.ф. – радоваться, I спряжение, н.вр. , ед.ч., 1 лицо, н.вид, сказуемое

3) Каждое дело я стараюсь делать хорошо, радостно.

Я- 1 лицо, И.п, у меня – 1 лицо, Р.п., дело – ср.р.

- Прочитайте задание ниже квадратика.

- Что повторили? (дали характеристику слов, как часть речи) (карточка – часть речи)

              9. Работа с тетрадью на печатной основе – с.32, упр.590

В школьном дворе разбили большую клумбу. Скоро на ней распустится яркий цветок.

- Что повторили, выполняя это упражнение? (орфограммы)

- Какие орфограммы повторили, назовите. ( написание наречий, правописание глаголов на тся и ться, непроизносимый согласный в корне слова.

                   10. Итог урока

- Такой же цветок появился и у нас на доске. Давайте вспомним все, что мы знаем о слове.

- Оцените свою работу на уроке. (ученик сам выставляет себе отметку, объясняя критерии)

                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знай! Помни! Соблюдай правила пожарной безопасности!

Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности, участвовавшая в открытом конкурсе методических разработок с использованием информационно-коммуникационных технологий...

Знай правила движения,как таблицу умножения!

Аннотация Данный урок предназначен для учащихся 1-4 классов. Урок носит игровой характер. На занятии  используются различные виды деятельности учащихся. Разработка данного мероприятия подхо...

Викторина "Я знаю Москву"

Вопросы викторины...

урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"

Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....

Урок по теме "Знаем – повторим, не знаем- узнаем".

Урок  обучения  грамоте  в  1 классепо букварю авторов ШтецА.А., ИсаеваС.А., Сабодах Р.В.  по УМК «Школа России» ....

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...