Что мы знаем о словах?
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок , на котором проводится закрепление понятий: лексическое значение слова, его правописание, фонетический разбор, морфологический разбор , морфемный анализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
«Что мы знаем о словах?»
Цель урока: закрепить знания учащихся о слове( лексическое значение, состав слова, фонетический разбор, морфологический разбор частей речи, правописание слова) разбор предложения
Задачи:
- Учить соотносить результат с учебной задачей, находить и исправлять ошибки,
- анализировать алгоритм действий, осуществлять выбор последовательных операций,
- предлагать доказательство решения учебной задачи,
- Слушать партнера и учитывать его точку зрения,
- оценивать общий результат и свой вклад
Оборудование: учебник Соловейчик «Русский язык», 4 класс, рабочая тетрадь на печатной основе «…», часть2, презентация- слайды, карточки
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация темы
- Какую тему изучаем на уроке русского языка? ( появляется на магнитной доске карточка – слово)
- Можете ли вы ответить на вопрос, обозначенный в теме?
- Сделайте предположение: чем мы сегодня будем заниматься? ( поговорим о словах, проверим свои знания, продолжим знакомство с разнообразием слов)
- Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы пользовались записками? Расскажите.
- Из чего состоит записка?(обращение, текст – основная мысль записки, подпись)
- Я вчера по электронной почте тоже получила некое послание, но никак не могу с ним разобраться. Помогите мне.
3. Работа с предложением
слайд № 1 ( Поренькие мимочки чируют ан забекой каломе и зумят мвурить)
- Можно ли данную запись назвать запиской? Почему?
- Понятно ли вам то, что написано?
- Догадаться, к какой части речи относятся слова, можно? Как?
- Попробуйте дать характеристику слову по форме ( мимочки- кто? что? – имя существительное, поренькие – какие? – имя прилагательное и т.д.)
- Чего не хватает для понимания текста? (значения каждого слова)
- Как же перевести? Я попробовала это сделать, и вот что у меня получилось. ( Маленькие человечки живут на далекой планете и хотят дружить.)
- Что означает запись? Что это такое? (предложение)
- Что вы знаете о предложении? ( предложение выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу)
- Дайте характеристику этому предложению.(Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое с однородными главными сказуемыми)
- Составьте схему предложения.[ - и ]
- Как слова дружат в предложении, так и нам нужно подружиться со словами, знать из лексическое значение и уметь применять в речи. ( карточка – значение)
4.Работа с лексическим значением слов
- А всегда ли запись будет являться словом? Почему?
- Что общего у слов?
- Как называются такие слова? ( по учебнику открывается с.90, упр. 587)
- Какая часть объединяет слова? Есть ли лишнее?
- Можно ли каким- то образом непонятное слово превратить в доступное для всех? Как?
- Как называются такие слова русского языка – АНАГРАММА. Запишите получившееся в тетрадь.Прочитайте. Вам все слова понятны?
5. Работа над составом слов
Слайд № 2
- Знакомы ли знаки? Что означает запись? (алгоритм разбора слова по составу).
Разберите слова:
Радуюсь, с радостью, радостное, радостно, рады.
- Что повторили? (карточка – состав слова)
- Какую роль выполняет суффикс? (служит для образования новых слов)
- Какую функцию выполняет окончание? (служит для связи слов в предложении)
6. Звуко-буквенный анализ слова – фонетический разбор
- -Какой условный значок заметили? (2 – звуко-буквенный разбор слова)
- Что он обозначает? Зачем надо уметь выполнять фонетический разбор слова? (чтобы уметь правильно, грамотно, без ошибок записывать слова)
- Выполните задание. Давайте проверим.
- Что заметили? (количество звуков и букв совпадает). Почему в слове так получилось? Объясните запись слова.
7. Физминутка
8. Характеристика слова, как части речи
- Посмотрите внимательно на доску: что уже повторили? О чем еще не сказали? В начале урока дали только краткую характеристику слов, но не разобрали подробно, как части речи. Поможет задание упр. № 588. Прочитайте , что надо сделать?
- Что поможет выполнить задание точнее? (памятка – с 128)
- У кого сейчас приподнятое, хорошее настроение?
1) У меня радостное настроение.
Радостное (настроение) - какое?, имя прилагательное, признак предмета, н.ф. – радостный, ед.ч., ср.р., И.п., вт.чл.пр.
2) Я радуюсь, когда у меня все получается!
Радуюсь – что делаю?, глагол, действие, н.ф. – радоваться, I спряжение, н.вр. , ед.ч., 1 лицо, н.вид, сказуемое
3) Каждое дело я стараюсь делать хорошо, радостно.
Я- 1 лицо, И.п, у меня – 1 лицо, Р.п., дело – ср.р.
- Прочитайте задание ниже квадратика.
- Что повторили? (дали характеристику слов, как часть речи) (карточка – часть речи)
9. Работа с тетрадью на печатной основе – с.32, упр.590
В школьном дворе разбили большую клумбу. Скоро на ней распустится яркий цветок.
- Что повторили, выполняя это упражнение? (орфограммы)
- Какие орфограммы повторили, назовите. ( написание наречий, правописание глаголов на тся и ться, непроизносимый согласный в корне слова.
10. Итог урока
- Такой же цветок появился и у нас на доске. Давайте вспомним все, что мы знаем о слове.
- Оцените свою работу на уроке. (ученик сам выставляет себе отметку, объясняя критерии)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знай! Помни! Соблюдай правила пожарной безопасности!
Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности, участвовавшая в открытом конкурсе методических разработок с использованием информационно-коммуникационных технологий...
Знай правила движения,как таблицу умножения!
Аннотация Данный урок предназначен для учащихся 1-4 классов. Урок носит игровой характер. На занятии используются различные виды деятельности учащихся. Разработка данного мероприятия подхо...
Викторина "Я знаю Москву"
Вопросы викторины...
Знай и соблюдай правила дорожного движения
классный час...
урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"
Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....
Урок по теме "Знаем – повторим, не знаем- узнаем".
Урок обучения грамоте в 1 классепо букварю авторов ШтецА.А., ИсаеваС.А., Сабодах Р.В. по УМК «Школа России» ....
Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"
Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...