Урок+презентация русского языка в 4 классе по теме: Части речи
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок+презентация русского языка в 4 классе по теме: Части речи.
Цели:
1. Обобщение знаний по частям речи.
2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.
3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.
учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk.zip | 251.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево
имени Сергея Бондарева Амурской области
Урок русского языка в 4 классе
По теме: «Части речи» (обобщение)
Подготовила
учитель начальных классов
Гончаровская Галина Иосифовна
2013 г.
Тема: Части речи (обощение)
Цели:
1. Обобщение знаний по частям речи.
2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.
3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.
учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.
Ход урока
- Организационный момент.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
-Начнем скорей урок!
II. Каллиграфическая минутка.
- Отгадай тему урока по первым буквам отгадок
1.Живёт спокойно - не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет…. (Черепаха)
2. Буквы-значки как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называется… (Алфавит)
3. То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый… (Светлячок)
4. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… (Тишина)
5. Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю…… (Игрушки)
6. Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: Кошка, брысь,
Потому что это… (Рысь)
7.Немытое в рот
Ни за что не возьмёт,
И ты будь таким,
Как чистюля…. (Енот)
8. Солнце глянуло сквозь щелку,
Свесив огненную…. (Челку)
9. Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ноги с обрыва
Такая грустная (Ива)
-Назовите тему нашего урока.
-Части речи
IV. Физминутка
V. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.
1. Запись слов под диктовку учителя.
Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.
2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.
– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?
– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.
– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.
– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.
Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:
3. Группировка слов по частям речи.
– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?
– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)
– Запишите слова в три столбика по частям речи.
– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.
– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.
VI. Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.
– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)
– Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)
– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)
– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)
– Все ли части речи обладают этими признаками?
– Почему?
– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.
Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.
В результате работы таблица приобретает следующий вид:
Существительное | Прилагательное | Глагол | Личные местоимения | ||
Значение | Предмет | Признак | Действие, | Указывает на предмет | |
Вопросы | что делать? что сделать? | ||||
+ измен. | + измен. | + измен. | + постоян. | ||
+ постоян. | + измен. | + измен. в пр. вр. | + измен. в 3 л. ед. ч. | ||
Склонение | + | – | – | – | |
Падеж | + | + | – | + | |
I II | СПР. | – | – | + | – |
– | – | + измен. в наст. | + постоян. | ||
Время | – | – | + | – |
VII.Упражнение в определении части речи
- Определи часть речи над выделенными словами
Век живи – век учись.
Тетрадь – зеркало ученика.
Сперва аз да буки, а потом и науки.
Чем десять раз читать, лучше один раз записать.
Учиться никогда не поздно.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
- Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.
Век живи – век ….. Тетрадь –…….. ученика. Сперва аз да буки, а потом и .………. Чем …….. раз читать, лучше один раз записать. Учиться никогда не ……. Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно. | поздно учись десять науки зеркало маленькое |
VIII. Работа с учебником.
1. Распознавание частей речи (упр. 540, с. 129).
2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 539, с. 128).
3. Выполнение разбора предложения и слов, отмеченных в тексте упражнения 539, 540.
IV. Домашнее задание: упражнение 542, с. 129; подготовиться к письму по памяти (упр. 543, с. 130).
X. Рефлексия. Итог урока.
О чем мы говорили на уроке? Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово? Приведите примеры каждой части речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.
Список используемой литературы:
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 класса: в 2 ч./ Т.Г. Рамзаева.-М.: Дрофа, 2010
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Поурочные планы. для 4 класса: Издательство «Учитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...
Презентация по русскому языку (3 класс) по теме "Части речи"
Данная презентация подготовлена для урока русского языка 3 класса. Презентация подразумевает использование по программе УМК "Школа России"...
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Часть речи -глагол"
Данная презентация создана для урока русского языка. Это урок-повторение изученного материала во 2 классе....
Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....
Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"
Урок русского языка 3 класс разработаны согласно ФГОС...
Конспект урока по русскому языку Контрольный диктант по теме «Части речи» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: Контрольный диктант по теме «Части речи»Цели деятельности учителя: закрепление полученных орфографических навыков при изучении раздела «Части речи».Планируемые результаты...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"
Методическая разработка урока 3 класс по теме Части речи...