Статья "Работа на уроках со словами из словаря"
статья по русскому языку по теме
Организовать работу на уроке со словами из словаря очень важно для развития речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organiziciya_raboty_so_slovaryom.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы учащихся со словами из словаря
В русском языке существует три основных принципа русской орфографии:
- Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.
- Фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так. Как они произносятся.
- Традиционный принцип, слова пишутся так, как они писались в старину.
По этому принципу пишутся слова из словаря или слова с непроверяемым написанием.
Всем учителям известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Со словами из словаря младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словами из словаря. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике и другим учебным предметам всё больше возрастает, достигая к концу обучения в начальной школе более 500 единиц. Наиболее употребительные должны быть усвоены всеми учащимися начальной школы.
« Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый-методист А.В.Текучев.
Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
- активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
- обучающий характер учебной деятельности;
- регулярность в работе над словами из словаря.
Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова.
Приёмы обучения
- Запись слов по алфавиту
Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами из словаря. Написав на доске слова из словаря, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке, подчеркнув непроверяемые написания.
- По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова из словаря в алфавитном порядке уже не только по первой букве, но и по последующей. Затем идёт дальнейшее усложнение. Например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.
- Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова из словаря, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся слова с данной орфограммой.
В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, а в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б\у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
- Задания на классификацию предметов
- Записать слова, обозначающие названия деревьев, названия птиц, овощей машин, посуды, одежды и др.
- Записать дни недели в нужном порядке
- Записать названия зимних, осенних, летних, весенних месяцев
4.Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот приём состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
5.Подбор однокоренных слов- других частей речи.
Задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению написания слов из словаря. Пример: диктуется слово «берёза» , записать к нему слово – прилагательное ( берёзовый).
6. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приёмов словарно-орфографической работы является приём подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов из словаря. Пример: синонимы к слову Отечество-Родина, отчизна, а антониму к слову мешать- помогать, пособлять. Какой синоним из четырёх букв можно подобрать к слову мороз ( холод, стужа), к слову солдат( боец, воин).
Упражнение с синонимами не только обогатят словарный запас школьников, но и помогут полюбить им художественное слово.
7. Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний. Учитель должен стимулировать у детей стремление к составлению нестандартных предложений ( составлению предложений используя два или три слова из словаря).
8. Сочинение рассказов по опорным словам.
Предлагается написать рассказ, по определённой теме используя опорные слова из словаря. Например: даны слова воробей, ворона, кормушка, зерно. Составить текст на тему : «Наши друзья».
9. Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот приём.Пример: дописать слова на определённую орфограмму.
….а…….. | …а….а……. | …..о…… | …..о……о…… |
малина | карандаш | посуда | воробей |
10. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись слов с этими элементами.
Например: дописать слова с частью грамм (килограмм, грамматика)
11. Игры из занимательной грамматики:
- Первый слог потерялся:
…радь(тетрадь)
…нал (пенал)
…бака (собака)
- Собери слоги:
Бе, за, рё (берёза)
Де, ный,жур ( дежурный)
- Угадай слово ( для этого используются слоговые карточки)
Мо….. (мороз, молоко, молоток)
Со……..(сорока, собака)
- Из каких слов выпали гласные
М..ш..н..
З..в..д
С..р..к..
12. Творческие задания
- Учащиеся составляют кроссворды со словами из словаря на разные темы. Например : все слова начинаются на одну буквы, словарь на тему, все слова на одинаковую б/у гласную
- Дети работают с пословицами
- Ребята составляют этимологическую справку о любом из изученных слов из словаря
Дидактический материал оживляет работу на уроке, делает её более занимательной , интересной и не такой сложной.
Словарная работа на уроках является одним из основных звеньев работы по развитию речи.
Литература
- Захарова И.В. Работа над непроверяемыми написаниями // Нач. школа 1994 № 11
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах , М. Просвещение . 1991- 112 с
- Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка., М.Из-во Академия, 2002 – 310 с
- Петлякова Э.Н. Как научить младшего школьника грамотно писать и говорить. М. Из-во «Март», 2005 – 96 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Организация работы со словами из словаря"
В статье помещены задания, которые помогут сделать изучение слов из словаря более увлекательным...
ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ ИЗ СЛОВАРЯ.
Эта работа о приемах и методах изучения и запоминания словарных слов на уроках русского языка....
Карточки для работы со словами из словаря.
Красочные карточки, выполненные в программе PDF, помогут проверить знания детей по теме " Словарные слова". Сделаны карточки по темам : домашние животные, фрукты, картинная галерея,путешествия и зима....
Работа со словами из словаря
слова из словаря, как их лучше запомнить...
Работа над словами из «Словаря» на уроках русского языка.
В течение четырех лет младшие школьники должны изучить достаточно большое количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Особенно тяжело усвоить словарные слова детям, у которых плохо р...
Статья "Работа со словарем"
Статья "Работа со словарем"...
Статья "Работа на уроках ОРКиСЭ в 4 классе"
Цель курса ОРКСЭ - является формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа...