Работа над словами из «Словаря» на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (1, 2 класс) на тему

Карькова Татьяна Евгеньевна

В течение четырех лет младшие школьники должны изучить достаточно большое количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Особенно тяжело усвоить словарные слова детям, у которых плохо развита зрительная память.Есть приёмы ,которые помогают моим ученикам лучше запоминать написание слов с непроверяемой безударной гласной.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_slovami_iz.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  над словами из «Словаря» на уроках русского языка.

В течение четырех лет младшие школьники должны изучить достаточно большое количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Особенно тяжело усвоить словарные слова детям, у которых плохо развита зрительная память. Что же делать? Есть приёмы ,которые помогают моим ученикам лучше запоминать написание слов с непроверяемой безударной гласной.
Можно составить таблицу, куда включить слова, которые рекомендованы программой, т.е. слова из « Словаря». Таблица может выглядеть так :

Таблица         

С л о в а  из  «С л о в а р я»

©втобус

б©реза

вес©ло

в©кзал

 г©рой

 гор©д

д©журный

д©кабрь

д©рога

за©ц

з©мляника

к©пуста

к©р©ндаш

к©ртина

к©ньки

к©рова

л©пата

м©дведь  

мес©ц

м©роз

М©сква

 н©род

©бед

©тец

п©льто

 п©енал

( Список слов продолжается)

        

Изучаемые орфограммы написаны крупнее, обозначены красным цветом и закрыты полосками бумаги, легко откидывающейся. Работа по такой таблице активизирует деятельность учащихся, особенно при закреплении написании определенных слов, экономит время. На каждом уроке  я провожу «пятиминутки» с помощью данной таблицы. Таблица использовалась мною и при выполнении разнообразных заданий. Вот некоторые из них:

  1. Запись слов по порядку.  Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют  по таблице написание слов, открывая полоски бумаги;
  2. Устная  работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а,о,и,е,я. Называю слова из таблицы, а дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой;
  3. Выписывание из таблицы слов с непроверяемыми безударными гласными по вариантам ( 1вариант - с гласной а,   2вариант - с гласной о);
  4. Выписывание  из таблицы слов, отвечающих на вопросы   кто? или  что?;
  5. Выписывание из таблицы слов, которых два слога (мороз, завод…) три слога (карандаш  ученик);
  6. Выписывание из таблицы слов, которые  соответствуют  разным схемам  (схемы заранее вычерчиваются к словам из таблиц );
  7. Выписывание из таблицы слов по заданной теме, например : «Учебные принадлежности»,  «Животные»;

Предлагаемые задания соотносятся с изучаемой по программе темой. Все учащиеся с большим  интересом работают над словами из таблицы и с нетерпением ждут, когда я буду давать им задания. В конце учебного года первоклассники пишут на  доске и в тетрадях изученные слова по памяти. Я уже не диктую им, а провожу работу над словами из «Словаря» в виде таких  игр как «Молчанка» «Кто больше запомнит?» и т.д.

Такая работа  активизирует  память детей,  выявляет пробелы в знаниях, формирует у детей навыки написания слов с непроверяемыми безударными гласными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...

Система работы с толковым словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы с толковым словарем Е.Леоновича в начальной школе...

Мастер - класс "Использование толковых словарей на уроках русского языка"

Работа с толковыми словарями на уроках русского языка. Примеры упражнений для работы со словарями....

картинный словарь на уроках русского языка в 4 классе

В данной презентации представлен один из видов работы со словарными словами. Картинный словарь выполнен к УМК "Перспективная начальная школа" для 4 класса....

Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...