Работа со словами из словаря
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Петрова Валентина Ивановна

слова из словаря, как их лучше запомнить

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slovami_iz_slovarya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над словами из Словаря

"Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев [18, с.435]. Он выделял ряд важнейших методических вопросов, которые актуальны и в настоящее время: утверждение принципа сознательного, а не механического усвоения навыков, развитие орфографической зоркости, самоконтроля и орфографической памяти; формирование орфографических навыков с учетом и на основе специфических особенностей (принципов) русской орфографии; прочность усвоения орфографических навыков.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы.  Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

 Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.  Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Способы и методы, адаптированные к детям, имеющих речевые проблемы по запоминанию написания словарных слов.

 1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.

 2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

 Задания:

 1. Чтение слова ребенком.

 2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

 3. Орфографическая работа над словом:

 - постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,

 - звукобуквенный анализ слова,

 - деление слова на слоги и на слоги для переноса.

 4. Заучивание правописания данного слова:

 - подбор однокоренных слов,

 - составление словосочетания, предложения с этим словом,

 - подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

 5. Запись слова в орфографический словарик.

Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

 6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

 7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

 8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

 9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

 10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

 11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

 12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

 - по родам;

 - по числам;

 - по склонениям;

 - с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;

 - с непроверяемой и проверяемой гласной;

 - одушевленные или неодушевленные предметы;

 - по тематике (например: "Город" и "Деревня");

 - по частям речи;

 13. Выписать из данных слов:

 - слова, состоящие из двух, трех слогов;

 - слова с Й;

 - слова с шипящими.

 14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

 15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

 16. Подбор однокоренных слов.

 17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

 18. Разбор слов по составу.

 19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

 20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

 21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

 22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

 23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

 24. Письмо по памяти.

 25. Самодиктант и взаимопроверка.

 26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

 27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

 28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

 29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

 30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

31. Напиши слова с закрытыми глазами.

  • "Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
  • Назови его по буквам.
  • Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
  • Прочти медленно, как будешь писать.
  • Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
  • (Все выполнять с закрытыми глазами.)

32. Метод ассоциативного запоминания слов.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика:

 1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.

 Например: береза.

 2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

 Например: бе-ре-за.

 3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

 Например: б_Е., б_е.

 4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

 

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

 а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

 

Модель:

 Ассоциативная связь может быть по:

 - цвету;

 - месту расположения;

 - форме;

 - звучанию;

 - действию;

 - вкусу;

 - материалу;

 - назначению;

 - количеству

 

 б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

 Например:

 Словарное слово

 * береза - по цвету _бЕлая

 * береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)

 Результат:

б_Е.реза - б_Е.лая,

     - гр_Е.бень (_Е.)

 5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

 Например:

     б

  б _Е реза

     л

     а

     я

 6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

 Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

 г_А.зета - бум_А.га,

 к_А.рман - дыр_А.,

 д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,

 к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,

 з_А.вод - труб_А.,

 к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,

 ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,

 л_А.донь - л_А.па,

 к_А.пуста - з_А.яц

 к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,

 с_О.бака - хв_О.ст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Организация работы со словами из словаря"

В статье помещены задания, которые помогут сделать изучение слов из словаря более увлекательным...

Статья "Работа на уроках со словами из словаря"

Организовать работу  на уроке со словами из словаря очень важно для развития речи учащихся....

ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ ИЗ СЛОВАРЯ.

Эта работа о приемах и методах изучения и запоминания словарных слов на уроках русского языка....

Карточки для работы со словами из словаря.

Красочные карточки, выполненные в программе PDF, помогут проверить знания детей по теме " Словарные слова". Сделаны карточки по темам : домашние животные, фрукты, картинная галерея,путешествия и зима....

Работа над словами из «Словаря» на уроках русского языка.

В течение четырех лет младшие школьники должны изучить достаточно большое количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Особенно тяжело усвоить словарные слова детям, у которых плохо р...

Работа со словами из словаря

Работа со словами из словаря: Быстро, весело, воробей, девочка.Презентации....

Работа со словами из словаря

В заметках даны задания. Например: найдите и запишите словарные слова: товарищи, дежурный, ребята, портфель, карандаш, ученик, тетрадь, учительница, пенал....