Разбор слова по составу
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Батожапова Энкэма Баировна

Уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание” «основа»;        создать условия для формирования  умения разбирать слово по составу с опорой на алгоритм, образовывать новые слова с помощью морфем; закрепить знания о словообразовании (суффиксальном, приставочном, приставочно – суффиксальном.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razbor_slova_po_sostavu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс: 3 «Б»

УМК: Школа 2100

Тема урока: Разбор слов по составу.

Цель: Организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.

Задачи: 1. Уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание” «основа»;        создать условия для формирования  умения разбирать слово по составу с опорой на алгоритм, образовывать новые слова с помощью морфем; закрепить знания о словообразовании (суффиксальном, приставочном, приставочно – суффиксальном.).

  1.  Развивать память, внимание, мышление, связную речь орфографическую зоркость; развивать умения ставить учебные цели; контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность.
  2. воспитывать потребность оценивать свою деятельность,  воспитывать доброе отношение друг к другу; способствовать воспитанию сотрудничества, взаимопомощи; воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с морфемами,  электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

  1. Мотивационно - ориентировочный этап.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мысленно пожелайте друг другу удач, успехов.  Я желаю вам удачной работы на уроке.

II. Операционно – содержательный этап

 1.     Словарный диктант:

Корень, приставка, окончание, суффикс, основа.

- Придумайте задания, что можно сделать с этими словами (поставить ударения, подчеркнуть орфограммы, разделить на слоги).

(Проверка с доски. СЛАЙД 1).

2. Постановка учебной задачи и цели урока.  

-Прочитайте ещё раз слова, определите, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке. (повторять части слова, разбирать слова по составу)

-Следовательно, какова же цель сегодняшнего урока? (вспомнить…части слова-дописывается маркером, научиться …) СДАЙД 2.

- Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? (алгоритм). Значит  III наша задача – (отработать … алгоритм - дописывается маркером).

- Значит, вы можете определить тему сегодняшнего урока. (Разбор слова по составу) СЛАЙД 3.

3. Актуализация знаний.

Включиться в работу нам поможет “ Разминка для ума ”. Отвечаем хором, быстро.

1) Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

2) Общая часть родственных слов называется …

3) Как называется второй зимний месяц?

4) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ….

5) Часть слова без окончания называется …

6) Назовите слово, противоположное слову враг.

7) Сколько  букв в русском алфавите?

8) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется ….

4. Практическое применение знаний. Разбор слов по составу

-  Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.

1. Для начала восстановим алгоритм разбора слова по составу: (У детей на партах пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах).

  1. Пишу слово
  2. Изменяю слово, выделяю окончание
  3. Отделяю основу от окончания и выделяю основу
  4. Подбираю однокоренные слова и выделяю корень
  5. Нахожу и обозначаю суффикс
  6. Нахожу и обозначаю приставку

Проверка на интерактивной доске. СЛАЙД 4.

2. Физкультминутка

3.  Восстанови текст, добавив однокоренные слова: («Кирилл и Мефодий» у. 6, зад. 16)

    У меня остановились часы. Ещё час назад они ходили. А сейчас часовая стрелка встала неподвижно. Нужно мои  часы отнести в ремонт, чтобы мастер – часовщик их починил.

   Ваша задача – выписать однокоренные слова, пользуясь алгоритмом, разобрать слова по составу.

Вывод: Какие знания вам пригодились, чтобы разобрать по составу слова? (знание алгоритма)

4.  Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово – корень.
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

- Сейчас я вам предлагаю вырастить  «Чудо дерево». Из разрезных карточек составить по группам как можно больше слов, а слова – плоды повесим на чудо – дерево. СЛАЙД 5.

Вывод:  Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Мы применили 3 способа словообразования.

5.  СЛАЙД 6. Даны слова на доске: море, морской, приморский, морю, морем, моряк. Что можете сказать об этих словах? Сколько здесь однокоренных слов? Какое задание можете предложить? (распределить их на группы. В 1 группе – одно и то же слово в разной форме, во 2 группе – однокоренные слова). Слова записываем под диктовку.

  1. Последнее задание: найти слова с ошибками. («Кирилл и Мефодий» у. 6, зад. 19). Я называю слова, если вы видите слова с ошибками, то хлопаете. Работаем по рядам.

  1. Рефлексивно – оценочный этап.

- А теперь подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? (Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без).

- А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Тестирование.

1. Чтобы выделить корень…

А)  подбираем проверочные слова

Б)  выделяем окончание

В)  изменяем форму слова

Г)  подбираем однокоренные слова

 2. В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.

Г. Водить, вода, водяной.

3. В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

Г. Пока, поход, побег.

4. В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.

Г. Пик, пальчик, домик.

5. Окончание …

А) служит для образования новых слов

Б) это изменяемая часть слова

В) часть речи

Г) значимая часть слова

-Итак, подведем итоги тестирования. (Оценивание).

- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?  

 (Правильно и грамотно писать, т. к. орфограмма может встретиться в любой части слова и  уметь правильно определять место орфограммы в слове, расширять свой словарный запас)

- Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знание

    предыдущего материала, взаимопомощь).

Рефлексия. Слайд № 7.

Сегодня на уроке

  1. Я не знал (а)… Теперь я знаю…
  2. Мне было трудно…
  3. Теперь я могу…
  4. Мне было легко, потому что…
  5. Мне захотелось…

Домашнее задание. СЛАЙД  8.

  - Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

  Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

  Упр. 198.

  Спасибо за урок. СЛАЙД 9.

вручаются памятки с алгоритмом разбора слова по составу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....


 

Комментарии

Батожапова Энкэма Баировна

Урок проведен в 3 классе с использованием ИКТ