Урок - исследование по системе Л.В. Занкова «Безударные гласные в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Тюренкова Татьяна Викторовна

Конспект открытого урока по русскому языку  во 2 классе по теме: «Безударные гласные в корне слова»

(урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Гимназия с. Ивантеевка»

Конспект открытого урока

по русскому языку

во 2 «А»классе.

 Тема:

« Безударные гласные в корне слова»

(урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

     

                                                     Выполнила: Учитель

                                                                             начальных классов

                                                                     Тюренкова Т.В.

Предмет: русский язык

Класс: 2  «а»

Автор учебника: Н.В Нечаева

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова  »

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме

Тип урока: открытие нового знания

Задачи:        Образовательные: Формирование грамотного письма,

используя  алгоритм проверки безударных гласных в корне слов

                      Развивающие: - развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление;

                                                  - развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно, делать выводы;

                      Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Методы:    проблемный, частично- поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;

Средства обучения: презентация, учебник, тетрадь на печатной основе.

Технологическая карта урока русского языка

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

-Ребятки повернитесь к гостям, улыбнитесь им.

- С каким настроением пришли на урок?

- Каким хотите увидеть наш урок?

- А какими вы должны быть, чтобы случилось всё так, как вы хотите?

- Садитесь.

- Сверьте число с данной записью.


- Сегодня вас приветствуют друзья.

- Привет,  друзья!

Я рад встрече с вами!

- Здравствуйте!

Вы, ребята, узнали нас?

- Сегодня наши  друзья, проверят ваши знания по русскому языку и многому  вас научат.


- Девиз нашего урока:

Наблюдать

 Думать

 Находить

Доказывать

Запоминать

Подготовка класса к работе






Двадцать четвёртое ноября.

Классная работа.

Учитель начинает урок с           « урока» - то есть с оргмоментом» служит конкретное задание. Которое направлено и на актуализацию знаний.

Личностные:самоопределение;регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Цель:  Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового

Минутка чистописания

Вначале урока Алиса  предлагают игру      « Торопись не ошибись»

Просмотрите в каждой строке буквы.

- Какое задание предлагаете выполнить?

1. б  п  н  д т

2. в  м  б  ы

3. а о у  е ы

4. ж   г  ш

5. ч   л  й  

6. я  е  а  ю

7. м  л  с  р  

- Из полученных букв составьте цепочки, и у вас должно получиться слово.

- Что вы можете сказать о данном слове?


- Сегодня на уроке постараемся узнать новое о гласных буквах.

- Решение проблемной ситуации


Найти в каждой строке лишнюю букву.




ныеглас

ыегласн

егласны

гласные

( Что в русском языке – 10 гласных букв.

Буквы а,о,ы, у, э- показывают твёрдость, е,ё, ….)

Формулировка вопроса, заданного учителем, побудила детей к активной мыслительной деятельности: набор букв подвергается всестороннему анализу с самых разных точек зрения ( Позн).

При этом все найденный детьми закономерности и все подмеченные особенности верные – так активизируется самостоятельность, создаётся ситуация успеха ( Личн).

Готовность допускать существование разных точек зрения ( Ком).

Кроме того, дети работают с информацией, представленной в неявном виде, довольно долгое время удерживают и сохраняют учебную задачу, они также в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль ( Рег).

3. Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

- Итак за работу.

 Посмотрите, какое задание вам предлагает  Гоша? (Ребусы)


- Вы сейчас отгадаете ребусы, поработав  в группе.

- Проверка.


- Что можете сказать о словах, являющимися как предмет?




- Что можете сказать о написании данных слов?

- Где можно проверить их написание?

- Найдите и объясните написание данных слов.( Устно)

- Какое задание вы предложили бы сделать с этими словами?


- Дома используя эти слова, выполните задание по выбору.




.

- Для дальнейшей нашей работы, Гоша предлагает записать слова в алфавитном порядке.

- Проверка

( Для тех, кто записал раньше, выполняют физминутку для глаз)

Молодцы! С данным заданием справились.

- Что вы узнали из данных слов о гласных буквах?

- Отгадать ребусы.


- Работа в группе

- Дорога, собака, огород, деревня.


- ( лишнее слово собака, потому что она одушевлённая…..)

-


- В словаре

- Работа со словарём.

- Разделить на слоги, для переноса, записать в алфавитном порядке, составить с этими словами предложение.


- Дорога, деревня, огород, собака.

Задание красиво оформленное, воспринимается детьми без труда- это этап мотивации и актуализации знаний. В задании включаются фантазия и соревновательный мотив, где ребёнок решает серьёзные учебные задачи: составляет слова, актуализируя и обогащая словарный запас.

Итак, в процессе выполнения задания у учащихся развивается мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу ( личн); способность принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия                   ( рег); строить рассуждения об объекте ( позн); приходить к общему решению ( ком).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: Усвоение новых знаний

Алиса предлагает нам отправиться на страницу учебника 68, упражнение 137,

Задание: Прочитай.

- Назови разные названия дороги?

- Запиши все определения дороги, в скобках напиши проверочное слово.

- Дорога лесная (__), __ (___) .....


- Все ли безударные гласные удалось проверить?


- Почему?

- Что же ещё узнали о гласных буквах?

- Отметь верное высказывание.


1. Букву безударного гласного в корне всегда можно проверить, изменив форму слова или подобрав  родственные слова.

2. Букву безударного гласного в корне часто можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственные слова.


- Прочитайте правило на  стр. 66

( Звук в сильной позиции помогает правильно выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции. Так часто можно проверить букву безударного гласного в корне: трава- травы, но: собака- надо запомнить.)

- Определите тему урока?

Коллективная работа

- Лесная, полевая, деревенская.


Дорога лесная  ( лес), полевая   ( поле), деревенская      ( деревня).

-Нет





( используют веер)



2





Правописание безударных гласных в корне слова

В процессе выполнения задания у учащихся развивается интерес к новому учебному материалу (личн);способность принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме ( рег); формируются умения высказываться в устной форме, осуществлять синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте( позн); допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, контролировать действие партнёра. Использовать речь для регуляции своего действия (ком ).

5. .Физминутка

Финская




6. Практическая направленность

Цель: Усвоение новых знаний

Игра

А сейчас Алиса и Гоша предлагают разделиться на 2 команды:  мальчиков и девочек ( слайд)

Ос-нь, с-нтябрь, пл-ды, -город, з-ма,           -ктябрь, сн-га, н-ябрь.

Мальчики: выписать слова с пропущенной проверяемой безударной гласной. Рядом записать проверочное слово.




Девочки: выписать слова с пропущенной непроверяемой безударной гласной в корне. Сверить написание со словарём.

- Проверка.

- Что можно сказать о записи данных слов?

Осень- осенний, плоды-плод, зима- зимний,  снега – снег.


Сентябрь, огород, октябрь, ноябрь.

В процессе выполнения заданий у учащихся развивается интерес к новому материалу, способность к самооценке ( личн); способность различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия (рег); формируются умения осуществлять поиск нужной информации, строить рассуждения об объекте                     ( позн); приходить к общему решению ( ком);  

7. Самостоятельная работа

Цель: Усвоение новых знаний


Гоша приглашает нас поработать в

Т. стр. 24. упр. 46

- Какое задание вас ожидает ?

(голова)

Кто из вас сможет объяснить значение слова голова?

- Давайте более точное значение слова голова узнаем из толкового словаря.

- Читает ученик

- Проверка.

- Что можете сказать о написании данных слов?

- Все ли слова являются родственными словами?

Работа в паре

Голова, головы, головка, головёнка, головушка, безголовый, головастый.



- «1. Верхняя часть тела  человека или животного, состоящего из черепной коробки лица.

2. Эта часть тела, как единица счёта     ( скота). Например: Сто голов рогатого скота.

3. Переносное. Умственные способности, ум, разум, сознание.

4. Выборный руководитель, начальник самоуправле

ния                                                               ( дореволюцион

ное)»

Дети осуществляют поиск нужной информации, анализируют объекты, устанавливают причинно- следственные связи, строят рассуждения об объекте; работают с информацией в разной форме, сравнивают объекты ( позн);  различают результат и способ действия, вносят коррективы в свои действия и оценивают их ( рег); учитывают разные мнения, формулируют собственное мнение ( ком); формируют способность к самооценке, ориентируются на понимание причин успеха в учении             ( личн).

8 . Рефлексия

Что нового узнали сегодня на уроке?

  1. Чему научились?

-В чём затруднились?

Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для первоклассника задачей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».

Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Система работы над правописанием безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением (для начальных классов).

Данная работа состоит из двух частей : теоретической и практической. В первой части дано систематизированное изложение теоретического материала по данной теме, которая является наиболее сложной, по за...

система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР

В презентации представлены способы работы над формированием навыка нахождения слов с безударной гласной в корне слова. Показаны 11 способов подбора слов к слову с безударной глассной....