задания по русскому языку для формирования словарно-орфографической зоркости учащихся
методическая разработка по русскому языку по теме
задания по русскому языку для формирования словарно-орфографической зоркости учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока с использованием
словарика-тренажёра
Цель: обучить детей правописанию словарных слов с помощью словарика-тренажера.
Ход урока
I. Подготовительная работа.
1. С о з д а н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и.
На доске записаны буквы: Е В И Р Т.
– Какие задания вы можете предложить к записанному ряду букв? (Разбить на группы, записать каллиграфически, составить слово.)
2. М и н у т к а ч и с т о п и с а н и я.
– Самопроверка правил каллиграфии.
– «Соберём» слово:
Дети испытывают затруднение, так как не знают, какую букву писать: е или и.
– Как поступим, чтобы решить проблему? (Проблему можно будет решить после проведённого исследования слова.)
3. С о з д а н и е э м о ц и о н а л ь н о г о н а с т р о я.
Учитель сообщает о том, что сегодня в Академгородке будут работать 4 «учёных совета».
II. Словарная работа с использованием словарика-тренажера.
1. О р г а н и з а ц и я г р у п п о в о й р а б о т ы.
Группы – «учёные советы» – формируются по цвету. Дети проходят по классу и находят карточку с цветным значком, пересаживаются за тот стол, где стоит соответствующий указатель цвета.
– Сложите из ваших карточек картинку. (Получаются слова-названия разделов русского языка: «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография». Эти слова являются названиями групп – «учёных советов».)
– С п е ц з а д а н и е: один ученик исследует слово «ветер» с точки зрения «Фразеологии».
2. С а м о с т о я т е л ь н а я и с с л е д о в а т е л ь с к а я р а б о т а
г р у п п.
Каждой группе выдаётся лист и маркер для выполнения работы, памятка и словарь.
Памятки:
а) «М о р ф о л о г и я»:
– изучает части речи;
– имя существительное;
– вопросы кто?, что?;
– предмет;
– одушевленное – неодушевленное;
– род;
– число.
б) «Ф о н е т и к а»:
– изучает звуки речи;
– запись транскрипции слова;
– обозначение звуков цветом;
– ? букв, ? звуков.
в) «С л о в о о б р а з о в а н и е»:
– подбор однокоренных слов;
– определение приставки;
– корня;
– суффикса;
– окончания;
г) «О р ф о г р а ф и я»:
– изучает правила правописания;
– поставить ударение;
– подсчет количества трудностей;
– определение правила проверки.
Один ученик (докладчик) пишет маркером результаты исследования на листе, остальные члены группы делают записи в своих рабочих тетрадях.
3. П р о в е р к а р а б о т ы.
Докладчик выходит к доске, прикрепляет к ней лист с докладом и рассказывает о том, что узнал «учёный совет». Ученики слушают и оценивают работу данной группы жестами: показывают своё согласие и несогласие с полученными результатами.
– Что узнал «учёный совет» («Морфология», «Словообразование», «Фонетика», «Орфография»)?
а) Д о к л а д ч и к «у ч ё н о г о с о в е т а» «М о р ф о л о г и я»: Ветер – имя существительное. Отвечает на вопрос что? Обозначает предмет. Неодушевлённое, мужского рода, единственного числа.
б) Д о к л а д ч и к «у ч ё н о г о с о в е т а» «С л о в о о б р а з о в а-
н и е»:
Однокоренные слова: ветерок, ветрище, обветрить и т. д. Корень слова – ветер.
в) Д о к л а д ч и к «у ч ё н о г о с о в е т а» «Ф о н е т и к а» демонстрирует транскрипцию слова: [в’эт’ир]. Дает характеристику звукам (полную, по схеме). Называет количество звуков и букв (6 букв, 6 звуков).
г) Д о к л а д ч и к «у ч ё н о г о с о в е т а» «О р ф о г р а ф и я»: В слове ветер ударение падает на гласную е, значит, вторая гласная – безударная, в слабой позиции, её нужно проверить. Гласная непроверяемая, её нужно запомнить или посмотреть слово в словаре. Мы выяснили с помощью орфографического словаря, что в слове ветер пишется буква е. В этом слове одна орфографическая трудность.
Учитель делает в ы в о д:
– Итак, перед вами слово с непроверяемой орфограммой, словарное, его нужно запомнить. Как поступим дальше? Нам необходим словарик-тренажёр с «окошками».
4. Р а б о т а с п р а к т и ч е с к и м п о с о б и е м.
– Вставим в «окошко» букву е.
– На страничке «Помоги своей памяти» нарисуйте свой способ запоминания.
Групповая работа: каждая группа предлагает свой вариант. После представления различных вариантов выбирается наилучшая пиктограмма, которую дети рисуют в своих словариках на странице «Помоги своей памяти».
Возможный вариант пиктограммы:
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
– Есть ли характер у ветра? Попробуйте изобразить пантомимой ветер под звуки вьюги.
5. З а к р е п л е н и е и з у ч е н н ы х с л о в.
– Вставьте пропущенные буквы в слова.
– Проверьте себя с помощью странички для самопроверки, оцените свою работу по «шкале успеха».
– В каких словах допущены ошибки? Приклейте символ (задумавшегося человечка) к тому слову, в котором была допущена ошибка, чтобы в следующий раз вспомнить пиктограмму к этому слову и не допустить ошибки.
III. Работа над фразеологией и синтаксисом.
1. П р о в е р к а в ы п о л н е н и я с п е ц з а д а н и я.
Ученик исследовал слово ветер с точки зрения фразеологии.
Ветер в голове – это значит, что кто-то крайне несерьёзен, то есть легкомыслен, ненадёжный человек.
Ветер свистит в карманах – нет денег.
2. С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и я и з г р у п п ы с л о в.
Р а з б о р п о ч л е н а м п р е д л о ж е н и я.
– Какая наука поможет нам продолжить исследование? (Синтаксис.)
– Что изучает синтаксис? (Сочетания слов, предложения.)
– Что записано на доске? (На доске – слова: берёзки, веет, сквозь, ветерок, тихо, тёплый.)
– Это предложение или группа слов? (Группа слов.)
– Составьте из них предложение.
Учащиеся составляют предложение: Сквозь берёзки тихо веет тёплый ветерок. (С. Чёрный.)
Запись с комментированием и синтаксический разбор предложения.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
– Какой ветерок по характеру в этом предложении?
– Похулиганим?
Дети выполняют под музыку упражнения для плечевых суставов, попеременно хмурятся и улыбаются.
3. Т в о р ч е с к о е з а д а н и е.
– Вспомним, что такое загадка. Она должна быть маленькой, ёмкой, в ней не должно быть прямого указания на предмет.
Т в о р ч е с к о е з а д а н и е: придумать загадку о ветре по опорным словам: Рыщет. Свищет. Стучится. Просится.
Примерный вариант:
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
Под окном стучится,
В дом просится.
IV. Подведение итогов работы с новым словарным словом.
– С какой целью мы сегодня выполняли исследовательскую работу? (Узнали, как писать ещё одно слово с непроверяемой гласной – слово «ветер».)
– Вам понравилось работать в группах? Почему?
– Можем ли мы утверждать, что всё знаем о слове ветер? (Нет, мы не исследовали его с точки зрения этимологии.) Узнать историю происхождения слова ветер вам предстоит дома – это будет вашим домашним заданием.
– Захотелось ли вам узнать научные данные о ветре, о том, какие бывают ветры и почему они возникают? Желающие могут подготовить об этом доклад к уроку естествознания.
Предварительный просмотр:
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
1. Выпишите из словаря пять существительных, пять прилагательных, пять глаголов.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.
Воробей (какой?) … , корова (какая?) … , газете (какой?) … , ракетой (какой?) … .
4. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.
Машина остановилась ... (дом).
Машина подъехала … (дом).
Ребята читают книги … (космонавт).
Заяц быстро бежал … (лес).
5. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.
интересный случай.
аккуратный ученик.
березовая аллея.
русский язык.
6. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Кто живет в лесу?
В чем хранятся ручки и карандаши?
Какой овощ растет на огороде?
Предварительный просмотр:
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
– Вставьте пропущенные буквы.
На плечи – л..паты –
И в поле, р..бята!
Р..боте мы рады
И отдыху рады!
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный ур..жай:
Будет белая пш..ница,
Будет рожь и чечевица,
В ..г..роде лук, бобы,
В лесу яг..ды, грибы,
А в саду зеленый хмель.
Лей-ка, дождик, целый день!
Н..ряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в н..роде о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни х..роши,
Что кажется – в шуме б..резы
Есть что-то от ру..(с, сс)кой души.
Вс. Рождественский
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за ..бедом – под столом,
А ночью – под кр..ватью.
С. Маршак
Зимой у л..паты не было дела,
От горя и грусти она заржавела.
Весной ..г..род она стала копать
И заблестела опять.
Р. Сеф
С..ломенное лето,
С..ломенный п..сок.
С..ломенная шляпка
Сползает на висок.
С..ломенное небо,
С..ломенный шалаш.
С..ломинкой р..сую,
Забыв про к..р..ндаш.
В. Степанов
Вот неделя. В ней – семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется … .
… – это день второй.
Он стоит перед средой.
Серединочка – …
Третьим днем была всегда.
А … – четвертый день –
Шапку носит набекрень.
Пятый – … -сестрица –
Очень модная девица.
А в … – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний – …
Назначаем днем веселья.
М. Погарский
Длинноухий озорник
В ..г..род ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал,
Всю к..пусту потоптал.
Мы за ним – он скок-поскок,
С ..г..рода наутек.
Г. Бойко
Вез к..рабль карамель,
Наскочил к..рабль на мель.
И м..тросы две н..дели
Карамель на мели ели.
И. Демьянов
Обл..ка бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал в..робей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и д..рожки,
И на ветках серебром
Светятся сережки.
С. Михалков
Были мы с..годня
В молодом саду.
Ур..жай х..роший
В нынешнем году.
Ябл..ки – как сах..р.
Груши – чистый мед.
На лиловых сливах
Голубой налет.
Е. Благинина
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый в..гон.
Готово. Уложен б..гаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
К..ртина,
К..рзина,
К..ртонка
И маленькая с..бачонка.
С. Я. Маршак. Багаж
Ходит дрема, ходит дрема
По в..гону спальному,
П..(с, сс)..жиры спят, как дома,
Мчась в д..рогу дальнюю.
Спит в..гон, молчанья полон,
Только слышится под полом:
Тук-тук-тук-перестук…
А. Барто
Шагает папа на з..вод.
Вс..гда он очень точен.
Есть много у него забот:
Ведь папа мой р..бочий.
М. Чернявский
Мама сразу узнает,
Учу ли я уроки:
Если выучен урок,
Вс..гда в ч..рнилах щеки.
А. Барто
Осень. По утрам м..розы.
В рощах ж..лтый листопад.
Листья ок..ло б..резы
Золотым ковром лежат.
Е. Головин
Люблю б..резку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С пл..точками в к..рманчиках.
А. Прокофьев
Мылом, мылом,
Мылом, мылом
Умывался без конца.
Смыл и ваксу,
И ч..рнила
С неумытого лица.
К. Чуковский
Глушит сорная трава
Кустики г..роха,
И м..рковь едва видна.
В общем, дело плохо.
А. Барто
В холод, в дождик и в м..тель
Он идет из школы,
Как у взрослого, п..ртфель
У него тяжелый.
С. Маршак
Вот какой у нас ..рбуз –
Замечательный на вкус.
Даже нос и щеки
Все в ..рбузном соке.
С. Маршак
Семь ночей и дней в н..деле,
Семь вещей у нас в п..ртфеле:
Промокашка и т..традь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала ..ккуратно,
И п..нал, и к..р..ндаш,
И букварь, приятель наш.
С. Маршак
Две подружки – Варя с Верой –
Это к..(л, лл)екционеры.
У подружек в двух ..льбомах
Сто ф..милий, всем знакомых, –
Не к..(л, лл)екция, а клад!
Знаменитые артисты,
Футболисты, х..(к, кк)еисты
И поэт-лауреат!
С. Михалков
Если хочешь в край войти вечно золотой,
Обл..чную лес..ницу нужно сплесть мечтой,
Обл..чные лес..ницы нас ведут туда,
Где во сне бываем мы только иногда.
А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,
Окропи вечернюю света полосу
И, скрепивши обл..чко мес..чным лучом,
В путь иди, не думая больше ни о чем.
К. Бальмонт
С..рень в..круг,
С..рень над нами…
Как будто бы
Изд..лека
На нас плывут
Между д..мами
С..реневые обл..ка.
В. Товарков
По п..скам пронесся шквал,
И п..ски зашевелились.
Еж, л..сица и шакал
В норы тесные забились.
По п..скам пронесся шквал,
Взвился к небу вихрь п..счаный
И орла за крылья взял,
И умчал в чужие страны..
В. Берестов
В мире есть четыре брата:
Сев..р, Юг, В..сток и З..пад.
Братья эти – страны света,
Ну а дом их – вся планета.
Сев..р – белый властелин,
Царь снегов, м..розов, льдин…
М. Погарский
Св..ркают в росинках
Л..ловые звезды,
И в комн..ту льется
С..реневый воздух.
М. Рудерман
Вот и стал я столяром,
Зар..ботал т..пором.
Я по этой части
Знаменитый мастер!
С. Маршак. Мастер-ломастер
Распустился ландыш в мае
В самый праз..ник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается с..рень.
С. Маршак. Май
А ш..феру – лучше.
Я б ш..фером пошел –
Пусть меня научат.
Быть ш..фером х..р..шо,
А летчиком – лучше.
В. Маяковский
Р..бята-станичники в кузов
Грузили ..рбузы в жару,
Недаром погрузка ..рбузов
Похожа скорей на игру.
Ю. Яковлев
Вот ж..лтая страница –
Пустынная страна.
П..сок по ней кружится,
Несется, как волна.
Неведомо откуда,
Неведомо куда
Бредут по ней в..рблюды –
Степные поезда…
С. Маршак
Толстый ранец с книжками
На спине,
А к..ньки под мышками
На ремне.
С. Маршак. Кот и лодыри
А пестрая с..рока
Лукаво смотрит сбоку,
И скачет, и стрекочет.
Чего с..рока хочет?
Е. Стюарт
Книжку с к..ртинками мама купила.
Радости столько у Леночки было!
Ах, до чего же кра..сивы к..ртинки!
В. Калинкин
Взяли р..бята
Л..паты и санки,
Шубы надели
И шапки-ушанки.
А. Барто
В мартенах плавится м..тал..
Уже не только за квартал –
Уже за целый год
Стране свою р..боту сдал
Прославленный з..вод.
А. Барто
Расскажу я, чтоб ты знал,
Для чего тебе п..нал.
У тебя своя кр..ватка,
Где ты выспался в тиши,
А в п..нале дремлют сладко
Перья и к..р..ндаши:
Нар..ботаются лишку –
Залезают спать под крышку.
Ю. Коринец
«Завтр.., – думал я вч..ра, –
Сяду завтр..кать с утра».
Завтр..к тут, а где же завтр..?
Я с..годня сел за завтр..к.
В. Берестов
Много странного на земле,
Чудеса как из ушата.
Ты подумай: в ф..врале
Рождаются м..двежата.
Ни травы, ни яг..д нет,
А они пришли на свет.
М. Моравская
Собираем в августе
Ур..жай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
С. Маршак. Август
Всю ночь из дальних гор..дов
В М..скву идут составы,
Всю ночь в М..скву они везут
Ц..мент,
Ж..лезо и мазут,
Чугун и алюминий,
М..тал.. для тысячи станков
И для станочных линий.
А. Барто
Как с зап..да на в..сток,
Перекинут мосток.
Он на солнышке св..ркает,
Самоцветами дрожит.
Никто по мосту такому
Не пройдет, не пробежит.
(Загадка.)
Х..зяйка ..днажды с б..зара пришла,
Х..зяйка с б..зара домой принесла:
К..ртошку,
К..пусту,
М..рковку,
Г..рох,
Петрушку и свеклу,
Ох!..
Ю. Тувим
Несемся ввысь, летим вп..ред
Сквозь тучи грозовые
И прилетаем на з..вод,
Что нашей (Р, р)одине дает
М..шины грузовые.
С. Маршак
У в..рот мычит к..рова
С веточкою на рогах –
Принесла она
Парного лугового м..лока.
П. Машканцев
Быстр.. тают снега,
Побежали ручьи,
И теплей небеса засинели…
Вот недолго еще –
Прилетят с..ловьи.
А. Плещеев
Ул..цей гуляет
Дедушка-м..роз,
Ин..й рассыпает
По ветвям б..рез;
Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою –
Только треск идет.
С. Дрожжин
А ежели вы
вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
с т..варищем
Трещать, как две с..роки.
С. Маршак
Ур..жай, ур..жай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого г..роха!
..гурцы как на подбор.
На гряде сорвать неплохо
Крупный красный п..м..дор!
Пробежишься ..городом –
Съешь м..рковку мимоходом.
Е. Трутнева
Смотри – на дворе наступила весна!
Смотри – пробудился и лес ото сна!
На плечи – л..паты –
И в поле, р..бята!
Р..боте мы рады
И солнышку рады!
М. Джалиль
Вч..ра в..рона прилетела
И ..гурец сорвать хотела.
Но я его сберечь сумел –
Сорвал, обтер и тут же съел.
В. Ладыжец
Замело д..роги снегом,
И м..роз ф..вральский лют.
Глянь, на грядке под ..рехом
Маки красные цветут!
Залился веселым смехом
И сказал мне брат Андрей:
– Там не маки под ..рехом,
Это стайка снегирей!
В. Скомаровский
Пробудился я с..годня –
На дворе с..яет солнце.
Я подумал:
«Как вч..ра.
Если за..тра будет то же,
Если за..втра будет солнце,
Замечательно! Ура!»
А вч..ра что я подумал?
Я подумал про с..годня:
«Если за..тра будет солнце,
Замечательно! Ура!»
Значит, я вчера подумал,
Что с..годня – это за..тра,
Но когда пройдет с..годня,
Назовут его «вч..ра».
Г. Сапгир
Страсть захотелось м..дв..жонку м..линки! тайком от м..дведицы в м..линник удрал! До чего же в м..линнике х..р..шо: тишина, теплота, вареньем м..линовым пахнет. (И. Сладков, Е. Чарушин.)
В..роны многое знают и предчувствуют. Они безошибочно могут выдать прогноз п..годы. в н..роде подмечено: прячут в..роны клюв в перья плеча, усаживаются на м..кушки деревьев – м..роз крепчает. Начнут в воздухе хороводы с галками водить – к снегопаду. Будут рассаживаться по нижним сучьям, к земле прижиматься – не миновать ветродуя.
(По Б. Михайлову.)
Очень кр..сивы большие ..всяные поля. Они колышутся волнами и серебрятся даже от небольшого вет..рка. что же за р..стение – ..вёс? ..вёс – это хлебный злак, травянистое р..стение. Как и у пш..ницы, у него узкие и длинные листья, стебель – с..ломинка. зато стебли ..вса заканчиваются не колосьями, а метёлкой с маленькими ветвями. Каждая ветвь заканчивается колоском. Зёрна ..вса покрыты твёрдой плёнкой. Такими они идут на корм скоту. В пищу используют зерно без плёнки. Из ..всяной муки пекут блины и лепёшки, делают кисель и сладкое п..ченье.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили ..г..родники. всем селом растили один и тот же ов..щ. были сёла ..гуречные. были сёла г..роховые. были луковые. 75 сортов лука-репки оставили нам в наследство ру(с, сс)кие ..городники. (По Н. Надеждиной.)
Предварительный просмотр:
СИНТАКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
шофер подосиновик медведь сорока комната береза | в лесу в квартире около машины на полянке на дереве под деревом |
2. Составьте предложение с данными словами.
Горизонт, ребята, дорога, береза.
3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
4. составьте предложения с данными словосочетаниями.
Детская одежда, кривая лестница, теплый месяц, удивительный праздник.
5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словарным словом свое предложение.
Центральная площадь Москвы.
Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
Зверек отряда грызунов с длинными ушами.
Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.
Комната для занятий.
6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.
Рисунок в книге – … (картинка).
Килограмм – это тысяча … (граммов).
Мать родимая – … (Родина) любимая.
7. Из слов составьте предложение. В словарных словах подчеркните орфограммы.
Огород, растет, в, картофель.
Берлога, зима, в, медведь, спит.
Рыжая, курица, украла, лисица.
Карандаши, убирать, ручки, пенал, надо, в.
8. Выпишите из данных предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
В поле стояла кудрявая березка.
Рано утром звонко запел соседский петух.
Мой папа дал объявление в газету.
9. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился рассказ.
а) В гости иду к моему другу петуху. Встретил еж лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!
б) Шли долго и очень устали. Она была очень красивая. Когда мы возвращались с вязанкой хвороста, то увидели вербу. Мы пошли на экскурсию. На берегу реки росло много деревьев. Мы с девочками побежали за хворостом для костра.
в) Вдруг Валя вскрикнула: «Ой, крапива! Жжется!»
г) Вдруг едет грузовик: мы попросили шофера подвезти нас к реке. Я сказала: «Наверное, нет красивее этой вербы».
10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.
а) Кусты сирени с кистями душистых цветов на фоне темно-зеленых сердцевидных листьев издавна украшают наши сады парки скверы есть города где особенно много сирени так поздней весной серые стены и башни старого Таллинна сливаются с лиловыми цветами сирени больше всего разводят сирень в Финляндии и Норвегии.
б) Летит дятел несет сосновую шишку прилетел и уселся на осину сунул свежую шишку в расщелину осины а старую вытащил клювом и выбросил потом уселся поудобнее оперся на растопыренный хвост и стал долбить шишку выклевывать из нее семена расправился с этой полетел за другой.
в) На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена пристань.
11. Пунктограмма. Восстановите предложение по рисункам.
12. Смоделируйте предложение по схеме (можно во мн. числе).
Кто ___ (что делает?) ____ (когда?) ____ (где? в чем?) ___.
Н а п р и м е р: Медведи спят зимой в берлоге.
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ-НАБЛЮДЕНИЯ
НАД ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
1. Прочитайте и объясните значение выделенных слов, выражений.
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда:
в дым разругаетесь,
Потом – сгорите со стыда!
А. Шибаева
2. Составьте предложения, где можно употребить любое из данных выражений:
– медведь на ухо наступил;
– бежать во все лопатки;
– воробью по колено.
3. Замените данные слова и сочетания слов подходящими устойчивыми выражениями:
– обмануть;
– неизвестно когда;
– свободный для транспорта путь;
– очень давно;
– очень быстро;
– очень много;
– сильно ругать;
– перестать говорить.
С л о в а д л я с п р а в о к: зеленая улица, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, после дождичка в четверг, при царе Горохе, разделать под орех, проглотить язык, прокатиться с ветерком.
4. Вспомните, когда так говорят.
Ждать у моря погоды.
На орехи достанется.
Черный хлеб.
Хвататься за соломинку.
Найти свою дорогу.
Медвежья услуга.
Язык заплетается.
Спишите те выражения, которые можете объяснить. В словарных словах подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
5. Прочитайте.
Очень быстро бежать, ехать, мчаться.
Победить кого-нибудь в спорте, в соревновании, в каком-нибудь деле.
Объясните, какие из данных сочетаний слов можно заменить следующими выражениями: положить на обе лопатки, бежать во все лопатки.
Составьте свои предложения, используя в них любое из данных выражений.
6. Прочитайте. Объясните, как вы понимаете выделенные выражения.
В старые годы, при царе Горохе это было: у умных родителей родился сын дурак. (М. Салтыков-Щедрин.)
Сколько бы я ни говорил брату, сколько бы ни советовал, мои слова, как об стенку горох, никогда не воздействуют на него. Он делает все по-своему.
7. Прочитайте.
Про осину в загадке говорится: никто не пугает, а вся дрожит. У листьев осины тонкие черешки в верхней части сплюснутые. Поэтому при любом ветерке они поворачиваются то вправо, то влево, а с ними и листья колеблются, дрожат, поворачиваются то в одну сторону, то в другую. Вот в народе и появилась поговорка: дрожит как осиновый лист – значит очень сильно.
Это выражение используют в речи, когда говорят о человеке, который дрожит, трясется от волнения или страха.
(По Ю. Дмитриеву.)
Объясните, почему лист осины дрожит.
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные» и т. д.
2. И г р а «Найди лишнее слово».
В каждой строке найдите лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?
Капуста, помидор, огурец, яблоко.
Четверг, вторник, октябрь, суббота.
Пенал, тетрадь, учитель, карандаш.
Корова, сорока, молоко, воробей.
3. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении.
в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком – о сирени как о цветке этого растения?
1) Сирень посадили у нас под окном.
Весною красивым становится дом.
2) Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень.
4. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
На берегу возвышается старинный … . | стоит |
Квартира была закрыта на … . | стоит |
Билет в театр … десять рублей. | замок |
Телефон … на тумбочке. | замок |
5. Сгруппируйте слова по темам.
Малина, пенал, рябина, яблоко, карандаш, тетрадь, земляника, класс, арбуз.
6. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
Вот и лето подоспело – земляника покраснела.
Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.
Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.
(Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.)
7. По опорным словам составьте небольшой рассказ на одну из тем: «Птицы», «Ягоды», «Деревья».
8. Назовите одним словом:
Сентябрь, октябрь, ноябрь – … .
Понедельник, вторник, среда – … .
Руководитель школы – … .
9. И г р а «Кто как голос подает?».
Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.
П..тух чирикает.
С..рока лает.
С..бака мычит.
К..рова кукарекает.
В..рона стрекочет.
В..робей каркает.
10. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.
Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.
М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
11. Запишите только те однокоренные слова, которые соответствуют следующим значениям:
ОСИНА, ОСИННИК, ОСИНОВЫЙ, ОСИНКА, ПОДОСИНОВИК.
__________ – молодая осина.
__________ – осиновый лес.
__________ – гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
12. И г р а «Кто кричит, а что трещит?».
Один из играющих называет действия (глаголы), другой подбирает к ним соответствующее словарное слово (существительное) и называет орфограмму. Тот, кто не сможет быстро назвать действие или подобрать словарное слово, отдает фант.
Чирикает (воробей).
Мычит (корова).
Читает (учитель).
Смеется (мальчик).
Хмурится (погода).
Летит (ворона).
Трещит (мороз).
Рисует (карандаш).
Квакает (лягушка).
13. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.
Волны тихо … у берега.
Молоко … из ведра.
Рабочий продолжает … сталь.
14. Подберите слова-сравнения.
(Учащиеся должны найти подходящие сравнения и вставить в данные предложения.)
Трактор шумел, как … .
С треском повалилась осина, будто … .
На солнце засверкали ягоды земляники, словно … .
15. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из словаря.
Сапоги, ботинки – это обувь, а … , … , … – это одежда.
Заяц, … , … , … , … – это звери, а … , … , … – это птицы.
Пенал, … , … , … – это учебные принадлежности, а … , … , … – это инструменты.
Морковь, … , … – это овощи, а … , … , … , – это фрукты.
Береза, … , … , … – это деревья, а … , … , … , – это кустарники.
Платье, … , … , … , … – это … .
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОСЛОВИЦ
И ПОГОВОРОК СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
1. Прочитайте. Составьте пословицы из данных частей предложений. Запишите пословицы. Объясните их смысл. Подчеркните «опасное место» в словарных словах.
Пуганая ворона | найдешь по карканью. |
Дом вороны | а ворона круглый год каркает. |
Соловей месяц поет, | и куста боится. |
2. Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте пословицу. Напишите составленные пословицы.
Старую, хитростям, не, лисицу, учат.
Лисичка, живет, волка, сытнее, всегда.
Есть, всякой, своя, у, кличка, собаки.
Замахивайся, не, не, палкой, и, укусит, собака.
Учи, плавать, щуку, не, лаять, а, собаку.
3. Составьте из данных частей предложений пословицы.
Напишите. Найдите в предложениях слово, противоположное по значению слову «родина». Подчеркните это слово.
Родина – мать, | что соловей без песни. |
Человек без Родины | во сне снится. |
На чужбине родная землица | умей за нее постоять. |
4. И г р а «Наборщик перепутал!». Верните на место вторые части пословиц. Запишите пословицы. Подчеркните словарные слова.
Сапог хорош, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
Портной без кафтана, а узкие ссядутся.
Тесные сапоги разносятся, да ногу жмет.
5. Составьте из данных частей предложений пословицы. Запишите эти пословицы. Подчеркните в словарном слове гласную, написание которой надо запомнить.
Урожай сам не придет – | лучше будет урожай. |
Бурьян уничтожишь – | за посевами нужен уход. |
Рано в поле выезжай – | урожай поднимешь. |
6. Прочитайте. Составьте из данных частей предложений пословицы. Запишите эти пословицы. Объясните их смысл.
Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
Герой никогда не умрет – | о себе память оставляет. |
Герой умирает, | он вечно живет. |
Герой за славой | а трус – дома. |
Герой известен в борьбе, | не гонится. |
7. И г р а «Пословицы «шутят».
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?..
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два – лучше.
Голод не щетка.
Один в золе не воин.
Жди у горя погоды.
Крутится как булка в колесе.
Яйца куницу не учат.
Лось человека не красит.
Заботе – время, потехе – час.
8. Составьте из данных частей предложений пословицы. Запишите. В словарных словах подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
До поры до времени | а сеятель плох. |
Умелому хлеборобу | не сеют семени. |
Не земля плоха, | дождь не помеха. |
Пословицы и поговорки со словарными словами
В..робей и на кошку чирикает.
Слово не в..робей: вылетит – не поймаешь.
В..рона и за море летала, да в..роной и вернулась.
В..роне соколом не быть.
С..рока стрекочет – гостей пророчит.
С..рока один раз клюнет – десять раз осмотрится.
С..року губит не осторожность, а жадность.
С..рока без причины не стрекочет.
С..рока не ворона, в одно перо родится.
С..ловей берет пением, а человек – умением.
С..ловей поет – себя тешит.
С..ловья баснями не кормят.
Л..сица и во сне кур считает.
Л..сица семерых волков проведет.
Близ норы л..сица на промысел не ходит.
Л..сица все хвостом прикроет.
Старую лисицу не травят молодыми с..баками.
Поет п..тух, да не по-с..ловьиному.
С курами ложиться, с п..тухами вставать.
Важный как п..тух.
Ходить п..тухом.
Задирист как п..тух.
С..бака лает, ветер носит.
С..бака на сене.
С..баку съесть.
С..бака кусает не для сытости, а для лихости.
По х..зяину и с..баке честь.
На смелого с..бака лает, а трусливого кусает.
Маленькая с..бачка до старости щенок.
Мур..вей ростом мал, да трудом велик.
Мур..вей невелик, да горы копает.
Цена зайцу – две деньги, а бежать – сто рублей.
Труслив как за..ц.
Хорош за..ц белый, а охотник смелый.
Л..сица живет хитростью, а за..ц – прыткостью.
За..чья душа.
Быстро за..ц бегает, да дешево стоит.
Время быстр.. летит.
К..рову не накормишь – м..лока не надоишь.
К..рова с м..дведем тягалась – остались рога да копыта.
К..рова без клички – мясо.
Сидит как на к..рове седло.
Как к..рова ..зыком слизала.
Бодливой к..рове бог рогов не дает.
Без м..лока сливок не бывает.
М..дведь на ухо наступил.
М..дведь в лесу – что боярин в гор..ду.
Делить шкуру неубитого м..дведя.
М..двежья услуга.
Два м..дведя в одной берлоге не живут.
Мал с..ловей, да голосом велик.
Что написано пером, не вырубишь т..пором.
Без т..пора по дрова не ходят.
Т..пор острее, так и дело спорее.
Не все т..пор, что рубит.
Где не возьмет т..пор, там возьмет смекалка.
Без т..пора не плотник, без иглы не портной.
Взял т..пор, возьми и т..порище.
Мужик т..пор сулил, вытащил – и т..порища жаль.
Ждать у моря п..годы.
Хоть х..рошая п..года, а зонтиком запасайся.
П..года такая, что добрый х..зяин с..баки со двора не выгонит.
Весна да осень – на дню п..год восемь.
Не страшен м..роз, что на дереве трещит, коли гречневая каша в печи стоит.
М..роз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Береги нос в большой м..роз.
М..роз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
Р..стенье – земли украшенье.
Р..стенье – берегам спасенье.
Ур..жай бывает не от росы, а от пота.
Ур..жайный год – перед суровой зимой.
Х..роший снежок ур..жай сбережет.
Пш..ница годом родится, а добро вс..гда пригодится.
Хвали пш..ницу в стогу.
Сей пш..ницу в пору.
И у б..резы слезки текут, когда с нее кору дерут.
Где дубняк, там и б..резняк.
Б..реза не угроза: где стоит, там и шумит.
Зеленый н..ряд радует взгляд.
Не жизнь, а м..лина.
К..пуста не пуста, сама летит в уста.
Ни один рот без к..пусты не живет.
Ябл..ку негде упасть.
Ябл..ко от яблони недалеко падает.
Мимо ябл..ньки ябл..чко не падает.
Не срывай ябл..ко, пока зелено.
Ябл..ньку за ябл..чки любят, пчелку – за мед.
Только глупец рубит ябл..ню, чтобы достать ябл..ко.
Ябл..чное семя знает свое время.
Ябл..нный куст не живет пуст.
Красивая, как румяное ябл..ко.
Кр..сна яг..дка – да на вкус горька.
Не с каждого цветка яг..дка, не всякое дерево дает плоды.
Расставаясь с другом, плачут семь лет; расставаясь с род..ной – всю жизнь.
Род..на – мать, умей за нее постоять.
Родина любимая – мать любимая.
Человек без род..ны что с..ловей без песни.
Скор.., да не споро.
Скор.. дерево садят, да не скоро с него плоды едят.
Скор.. сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Бросать слова на вет..р.
У него вет..р в голове.
Ищи ветра в поле.
Это было при царе Г..рохе.
Солнце с..яет, а мес..ц светит.
У каждого мес..ца свои порядки.
Как молодой мес..ц: покажется да опять спрячется.
..ктябрь развезет – н..ябрь подберет.
..ктябрь – мес..ц близкой пороши.
В ..ктябре на одном часу и дождь, и снег.
Н..ябрь – сум..рки года.
Н..ябрь без т..пора мосты наводит.
Н..ябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
В д..кабре солнце поворачивается на лето, а зима на м..роз.
Д..кабрь гвоздит, д..кабрь приколачивает.
Д..кабрь год кончает, а зиму начинает.
..нварь – году начало, зиме – середина.
..нварь-батюшка год начинает, зиму величает.
Месяц ..нварь – зимы государь.
М..роз и м..тели под ф..враль налетели.
Ф..враль силен м..телью, а март – к..пелью.
Как, ф..враль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет.
В ..преле земля преет.
Март с водой, ..прель с травой.
Май холодный – год хлеб..родный.
В ..юне на дворе пусто, а на поле густо.
..юнь-скопидом ур..жай копит на целый год.
..юнь-батюшка растит все, что было посажено и посеяно предыдущей осенью и весной.
..юль – лету м..кушка, году – середка.
Вес..ло поется, вес..ло и прядется.
Вес..ло коням, когда скачут по полям.
Вес..ло время пройдет, да что в рот попадет?
..зык длинный, мысли короткие.
Без к..пусты щи не густы.
Не ..дежда красит человека, а добрые дела.
По ..дежке встречают, по уму провожают.
Х..рошая р..бота два века живет.
Р..боте время, потехе час.
Р..бота веселье любит.
Р..бота мастера хвалит.
Р..бота и мучит, и кормит, и учит.
Р..бота с зубами, а лень с языком.
Р..бочие руки не знают скуки.
Р..бочий с сошкой, а лодырь с ложкой.
Тракт..ром пахать – не л..патой копать.
Чтобы х..рошо учиться, не надо лениться.
В гостях х..рошо, а дома лучше.
Х..рошо в д..рожку пирожок с г..рошком.
Х..рошо говорить, да было бы что слушать.
Х..рошо трудиться – хлеб родится.
..зык говорит, а голова и не ведает.
..зык – враг: прежде ума глаголет.
..зыком болтай, а рукам воли не давай.
..зык не л..патка: знает, что горько, что сладко.
..зыком не спеши, а делом не ленись.
Держать язык за зубами.
..зык до Киева доведет.
Не сходит с ..зыка.
..зык не поворачивается.
..зык без костей.
Вмест.. воевать – вмест.. горевать.
Вмест.. тесно, а врозь скучно.
В..зде х..рошо, где нас нет.
Самая легкая д..рога та, которую уже прошел.
Самая трудная д..рога та, которую знаешь.
Умный т..варищ – половина д..роги.
Одному ехать – длинная д..рога.
Всякому ов..щу свое время.
Без спора нет силы, а без ов..щей здоровья.
Ов..щи хороши во щи.
Праз..ник помни, а будни знай.
Всякая душа праз..нику рада.
Праз..ник придет, гостей приведет.
Пр..ветливое слово гнев побеждает.
Кто тонет, тот и за с..ломинку хватается.
Кто вч..ра солгал, тому и завтр.. не поверят.
Вч..ра солгал, а с..годня лгуном называют.
С..годня густо, а завтр.. пусто.
Се..одня съедим, завтр.. поглядим.
Се..одня вёдро, завтр.. ненастье.
Се..одня с..поги шьет, завтр.. пироги печет.
Лучше потерять якорь, чем весь к..рабль.
Большому к..раблю – большое плаванье.
Даже большой к..рабль может затонуть от маленькой течи.
Не верь морю, а верь к..раблю.
Ок..ло большого к..стра можно дров набрать.
Ок..ло реки колодца не копают.
Ок..ло хлеба и мыши водятся.
В х..зяйстве и веревочка пригодится.
Х..зяйство водить – не разиня рот ходить.
Пустая п..суда звенит громче всего.
Каков мастер – такова и р..бота.
За двумя зайц..ми погонишься – ни одного не поймаешь.
Мели, Емеля, твоя н..деля.
Иному, что ни день, то и су..бота.
В су..боту – на р..боту, в в..скр..сенье – на в..селье.
Не суйся, с..р..да, н..п..ред ч..тверга.
Кто в ч..тверг до в..схода умоется с с..ребра и яйца, зд..ров и чист будет.
С..р..да да пятн..ца ч..твергу не указчица.
Долог день до веч..ра, коли делать нечего.
Была бы охота, будет ладиться и р..бота.
Апп..тит приходит во время еды.
..бед красен не ложкой, а едоком.
Пролежал на печи, про ..бед и молчи.
..бед не обед, как х..зяина нет.
..бед тогда варят, когда дрова горят.
С..лома с огнем не уложится.
С..ломой покроемся, да с..ломой не оденемся.
Кто тонет, тот и за с..ломинку хватается.
..вес в кафтане, а на гречихе и рубахи нет.
..вес и сквозь лапоть прорастает.
..дежда лучше новая, а друг – старый.
Не ..дежда красит человека, а добрые дела.
М..сква не сразу строилась.
Кто в М..скве не бывал, тот кр..соты не видал.
М..сква от глаза далека, да сердцу близка.
М..сква слезам не верит, ей дело подавай.
Сначала думай, а п..том делай.
Сначала не прытко, да и п..том потише.
Сперва подумай, а п..том говори.
Сначала цветочки – яг..дки п..том.
Б..седа д..рогу коротает, а песня – р..боту.
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. В ы п и ш и т е с л о в а, в к о т о р ы х е с т ь м я г к и е с о-
г л а с н ы е.
в..робей, м..роз, п..нал, п..ртрет, гор..д, д..рога, ябл..ко, с..рень.
2. В ы п и ш и т е с л о в а, в к о т о р ы х е с т ь п а р н ы е с о-
г л а с н ы е.
Д..ревня, в..рона, лаг..рь, р..бята, р..стение, бер..г.
3. В ы п и ш и т е с л о в а в д в а с т о л б и к а: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова:
завтра.., в..кзал, б..гаж, адр..с, г..рой, пл..ток, н..род, п..суда.
4. З а п и ш и т е с л о в а р н ы е с л о в а с м я г к и м з н а к о м
в середине слова, на конце слова в два столбика.
Н а п р и м е р:
коньки дичь
… …
5. З а п и ш и т е с л о в а, н а ч и н а ю щ и е с я н а б у к в у р (т, о, п и т. д.) (в два столбика: в первый – не проверяемые ударением или подбором родственных слов, во второй – проверяемые).
6. З а п и ш и т е с л о в а, р а с п о л а г а я и х в а л ф а в и т н о м п о р я д к е. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения.
П..ртрет, к..(л, лл)екция, р..монт, ..дание, ..вт..м..биль, за..ц, уч..ник, ящ..рица.
7. З а п и ш и т е с л о в а р н ы е с л о в а из двух слогов, трех слогов. Подчеркните «трудные».
8. З а п и ш и т е с л о в а р н ы е с л о в а, имеющие ударение на первом, втором, третьем слоге.
Н а п р и м е р: заяц, дорога, телеграмма.
9. В ы п и ш и т е и з с л о в а р я в алфавитном порядке слова на заданную тему. Можно предложить следующие темы: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и др.
10. И г р а «Из каких слов выпали гласные?».
д..р..вн.. п..ртр..т к..р..в..
м..л..т..к в..р..б..й с..р..к..
м..дв..дь с..р..нь с..б..к..
т..л..ф..н б..р..з.. ш..сс..
11. И г р а «Догадайся, что за слово».
О | О | ||||
О | О | ||||
О | О | ||||
О | О | ||||
О | О |
О т в е т ы: ворона, сорока, молоко, корова, солома.
О | |||||
О | |||||
О |
О т в е т ы: овес, овощи, огород.
12. И г р а «Прочитай слово».
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
герь, реза, пор, бята.
13. И г р а «Кто больше придумает слов из букв».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше словарных слов.
О т в е т: город, герой, горох, деревня.
14. И г р а «Собери словарное слово из слогов».
КА, ЗА, МО, ПУС, РОЗ, ТА, ТРАК, БЕ, ТОР, РЕ.
15. И г р а «Расшифруй словарное слово».
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
33, 2, 13, 16, 12, 16 (яблоко) | 2, 10, 13, 6, 20 (билет) |
26, 16, 22, 7, 18 (шофер) | 2,6, 18, 7, 9, 1 (береза) |
19, 16, 2, 1, 12, 1 (собака) | 14, 16, 19, 12, 3, 1 (Москва) |
21, 25, 10, 20,6, 13, 30 (учитель) | 4, 16, 18, 16, 5 (город) |
16. И г р а «Ступеньки» (или «Лесенка»).
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
б | е | р | е | г | |||||
г | о | р | е | т | ь | ||||
а | г | р | о | н | о | м | |||
17. П р о ч и т а й т р а н с к р и п ц и ю и з а п и ш и с л о в а р -
н ы е с л о в а.
[сабака]
[м’идв’эт’]
[клас]
Предварительный просмотр:
УПРАжНЕНИЯ-НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ И ОМОНИМИЧНОСТЬЮ
СЛОВАРНЫХ СЛОВ, ИХ ПРЯМЫМ И ПЕРЕНОСНЫМ
ЗНАЧЕНИЕМ, АНТОНИМАМИ И СИНОНИМАМИ
1. Чтобы сформировать умение использовать в речи наиболее яркое определение предмета, умение употреблять в речи синонимы, можно предложить упражнение на выбор более подходящих слов.
Осенью дует … ветер. … ветер гуляет на просторе. … ветер гонит стаи туч на край земли.
С л о в а д л я с п р а в о к: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.
С оставшимися словами из справок составьте свои предложения.
2. Объясните значение каждого словосочетания. Подберите к ним синонимы.
Чистая тетрадка (неисписанная).
Чистые руки (вымытые).
Чистое небо (ясное, безоблачное).
Свежий хлеб (мягкий).
Свежая газета (сегодняшний выпуск).
Свежий воздух (прохладный).
Свежее белье (чистое).
3. Составьте предложения, используя данные словосочетания.
Короткие волосы, короткая память.
Ребята идут, часы идут, дождь идет.
Работа стоит, мальчик стоит.
4. Объясните значение выделенных слов.
Весело сияет месяц за окном.
Белый снег сверкает синим огоньком.
И. Никитин
Третий месяц у ворот –
это к солнцу поворот.
Ю. Коринец
5. Найдите в предложениях слова, близкие по смыслу к значению слова «солдат». выпишите эти слова.
С далекого фронта в родимую хату
домой возвращались два брата солдата.
Только взял боец трехрядку,
сразу видно – гармонист.
Но служивый знает дело,
и за Родину свою
он пойдет в атаку смело,
победит врага в бою.
Служил в рядах нашей армии рядовой Петров. (А. Твардовский.)
6. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.
Друг – товарищ.
Узор – …
Труд – …
Торжество – …
Холод – …
Боец – …
Отечество – …
Дети – …
Косолапый – …
Прощай – …
Скоро – …
Школьник – …
Торжество – …
Луна – …
После – …
Детвора – …
Картошка – …
Добрый день – …
Быстро – …
Койка – …
Подчеркните орфограммы в словарных словах.
7. Подберите к каждому из слов противоположные по значению слова из словаря.
Справа – слева.
Сверху – …
Завтра –…
Здравствуйте – …
Пожалуйста – …
Юг – …
Запад – …
Жара – …
Медленно – …
Плохо – …
Прощай – …
Грустно – …
Сейчас – …
Врозь – …
Белый – …
Составьте и запишите предложение с одним из слов.
8. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
Как алмазы … на листьях росинки.
Пылает заря, … роса.
Снег … под лучами зимнего солнца.
Солнце …, а месяц ….
С л о в а д л я с п р а в о к: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.
9. Прочитайте. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.
Спишите предложения и подчеркните сказуемое.
Мы пришли на экскурсию на завод. У стенных часов испортился завод.
10. К данным словам подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
Весело, девочка, хороший.
11. Прочитайте стихотворение. Объясните значение выделенных слов.
Любопытный суслик
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
– Где вы были?
– У лисички!
– Что вы ели там?
– Лисички!
Я. Козловский
С выделенными словами составьте и запишите свои предложения.
12. Прочитайте. Объясните значение выделенных слов. Спишите второе предложение. Подчеркните в нем главные члены предложения.
Дайте нам лопатки, мы вскопаем грядки.
Врач сделал Пете укол под лопатку.
13. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению. Выпишите эти слова. Подчеркните орфограммы.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
А. Пушкин
14. Прочитайте стихотворения. Что называют словом «дорога»? Выпишите из стихотворений слова, близкие по значению слову «дорога».
Дорога
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круче,
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
В. Остен
Дорога полевая –
Куда она ведет?
Ведет она к поселку
То полем, то леском…
Зовут ее – проселком,
А дальше – большаком.
По большаку, по тракту,
Из города в поля
Бежит с тележкой трактор,
Комбайн плывет пыля…
М. Дорошин
15. К данным словам подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
Багаж, вместе, дорога, машина.
Предварительный просмотр:
ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ По ознакомлению
со словарными словами
Знакомство с написанием
слова «береза»
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о чем идет речь:
В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (береза.)
Учитель вывешивает картинку с изображением березы.
– Назовите признак, который отличает березу от других деревьев. (Береза – дерево с белым стволом.)
– Нам нужно выяснить правописание слова «береза». Произнесите его по слогам.
– Сколько слогов в этом слове?
– Назовите первый слог, второй.
– Какой из них ударный?
– Назовите безударный слог.
– Запишите в тетрадь это слово самостоятельно, пропустив орфограмму.
БРЕЗА
– Прежде чем вставим пропущенную букву, выясним, почему же это дерево так назвали.
Учитель зачитывает этимологическую справку.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый», «ясный», «белый», от которого и образовалось сначала слово «берза», а впоследствии – «береза».
– Итак, слово «береза» образовано от того же корня, что и слово «белый», и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву нужно вписать в слово?
– Проверьте написание этого слова по словарику учебника.
– Проговорите, как будем писать это слово.
Затем каждый учащийся записывает слово «береза» в тетрадь под самодиктовку, делит его на слоги и для переноса.
– Подберите однокоренные слова.
– Составьте словосочетания с этими словами.
– Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.
Сделанный из б..резы – … (березовый.)
Б..резовый лес – … (березняк.)
Гриб, который растет под б..резой, – … (подберезовик.)
– Составьте словосочетания со словами, предложенными на доске.
За березу ... – (спрятаться).
За березой ... – (ухаживать).
На березу ... – (залезть).
На березе ... – (распустились).
Под березу ... – (сесть, лечь).
Под березой ... – (сидеть, найти).
С березы ...– (упасть).
– Прочитайте на доске устойчивое высказывание (фразеологизм) со словом «береза».
– Когда так говорят: «Дать березовой каши»? (Когда хотят наказать, высечь, выпороть березовыми розгами.)
– Составьте словосочетания и предложения с этим словом.
Закрепление написния салова «собака»
Р е к о м е н д а ц и и: целесообразно проводить после знакомства с новым словарным словом «собака».
Учащиеся определили «опасное» место в этом слове и пытаются подобрать проверочные слова.
– А теперь послушайте небольшой рассказ.
Учитель заметил, что почти все его ученики пишут слово «собака» через «а» – «сабака».
Придя в класс, он спросил:
– Кто из вас может сказать, чем славятся собаки?
– Собака – друг человека! – сказал один.
– Собака служит на границе!
– Собака сторожит дом!
– Собака ходит на охоту с человеком!
Много еще говорили ребята, но когда они замолчали, учитель спросил:
– А чем еще знаменита собака?
Никто не знал.
– Тогда я скажу вам сам. Собака знаменита тем, что пишется через «о».
Учитель взял мел и написал на доске большими буквами: «СОБАКА».
С тех пор ни один ученик в классе не делал в этом слове ошибки. (А. Вознесенский. Собака.)
– Заслужила ли собака медаль за свою верную службу?
К изображению собаки учитель прикрепляет медаль, формой напоминающую букву «О».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по русскому языку по теме: Памятка для учащихся. Как готовить домашнее задание по русскому языку
Выдаётся детям для помощи в приготовлении домашних заданий по русскому языку в 3-4 классах...
Картотека учебных заданий на уроках русского языка по формированию мыслительных процессов (технология ИСУПД).
В данном материале находятся учебные задания разного вида по формированию мыслительных процессов для использования на уроках русского языка в начальной школе....
Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.
В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....
Педагогический проект «Формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников через решение тестовых заданий по русскому языку»
Современные технологии в образовании требуют от учителя поиска новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку. Таким эффективным подхо...
Индивидуальные задания по русскому языку для учащихся 3 класса по теме "Развитие орфографической зоркости"
Индивидуальные задания по русскому языку для учащихся 3 класса по теме "Развитие орфографической зоркости"...
Задания по русскому языку для 4 класса. Формирование функциональной грамотности.
Задания по рус. яз. для 4 класса (Черкасова Т. Л., ФФГ 6)Тема « Склонение имен существительных во множественном числе»ЗадачаРазвивать умение правильно писать падежные окончания существител...