Задания по русскому языку для 4 класса. Формирование функциональной грамотности.
материал по русскому языку (4 класс)
Задания по рус. яз. для 4 класса (Черкасова Т. Л., ФФГ 6)
Тема « Склонение имен существительных во множественном числе»
Задача
Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_russkomu_yazyku_dlya_4_klassa._formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti._.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по рус. яз. для 4 класса (Черкасова Т. Л., ФФГ 6)
Тема « Склонение имен существительных во множественном числе»
Задача
Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.
1 группа
Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру.
Упражнение, стимулирующее развитие чуткости и внимания к языку; осознание богатства, красоты и выразительности русского языка
Упр.1. Катя решила придумать занимательные задания для своих подружек. Она начертила три прямоугольника, состоящих из пяти клеток. В первую клетку каждого прямоугольника вписала букву б, а в последнюю – ь и предложила подружкам вписать подчеркнутые слова:
- У мамы на платье красовалась брошь.
- В корпусе старого самолета поисковики обнаружили брешь.
- Зачем ты бреешь бороду?
Отметь то, что девочка выбрала неправильно.
Попробуй объяснить смысл слова брешь.
Познакомься со статьей из словаря и сравни с объяснением, которое ты сам предложил.
Брешь – 1) пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина; 2) недостача, ущерб. |
Подбери синонимы. Подумай, в каком значении (1-ом или 2-ом) употреблено слово брешь.
Упражнения, развивающие мотивацию совершенствовать собственную языковую культуру
Упр.2 Ученик четвертого класса старался выучить стихотворение Саши Чёрного, но употребил все имена существительные не в том числе. Прочитай, что у него получилось.
Зеленеет вся опушка,
Зеленеют пруды.
И зелёная лягушка
Песенку поёт.
Измени число всех имён существительных. Какие еще слова придется изменить? Подумай, на что это могло повлиять. Какой текст у тебя получился? Запиши его.
Упр.3. (языковая игра в комичной форме)
Прочитайте и разыграйте диалог двух ребят. Подумайте и исправьте, как нужно правильно употреблять выделенные слова
- В трамвае нет местов.
-Не местов, а мест. Падежов не знаешь!?
-А тебе нет делов, что я не знаю падежов.
2 группа
Упражнения для построения содержательных конструктов (устных и письменных).
Упражнения-наблюдения
Упр. 1. В каждом из данных предложений, кроме одного, есть речевая ошибка. Кроме какого?
- Бабушка купила пару валенков.
- Брат привез с моря ракушки.
- Мама положила мне в чемодан три пары носок.
- За ужином ребята съели килограмм яблоков.
Упражнения-исследования
Упр.2. Прочитай стихотворение. Найди и запиши многозначное слово, имеющее такое значение: длительное, с задержками, помехами, однообразное занятие, дело _________________ .
Выпиши из стихотворения синонимы к данным словам.
Хмурый - ______________ , морока - _______________ ,
гул - ___________ , метелица - __________________ .
«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» –
Так проворчал Мороз угрюмый.
И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина. (В.Берестов)
Упражнения – сочинения
Упр. 3. Ты узнал, что скоро в твоем городе пройдет сельскохозяйственная ярмарка. Об этом тебе захотелось как можно быстрее рассказать маме, но её телефон был все время занят. Подумай, каким способом можно сообщить маме о ярмарке?
Расскажи маме о разнообразии овощей и фруктов, которые будут продаваться на ярмарке. Слова: помидор, апельсин, груша, яблоко, абрикос, лимон, слива, баклажан используй во множественном числе, родительном падеже.
3 группа
Упражнения, направленные на осознание терминологических и понятийных характеристик системы языка.
Упражнения, в которых учащиеся являются наблюдателями языкового явления и анализируют языковые единицы
Упр. 1. Понаблюдай за тем, какие окончания появляются у имён существительных разных склонений во множественном числе. что ты заметил? Сделай вывод.
Падеж | Склонение имен существительных | ||
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | |
И. п. | сестры , земли | кони , окна , волки | площади |
Р. п. | сестёр , земель | коней , окон , волков | площадей |
Д. п. | сестрам , землям | коням , окнам , волкам | площадям |
В. п. | сестёр , земли | коней , окна , волков | площади |
Т. п. | сёстрами ,землями | конями , окнами , волками | площадями |
П. п. | о сёстрах ,о землях | о конях , об окнах , о волках | о площадях |
Отработка и применение знаний о языковых единиц
Упр. 2. Восстановите строки из стихотворения.
1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог
Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)
2) Через сотни (километры),
Не страшась (метели), (ветры),
Мчатся с юга к нам вагоны.
В них везут ребятам тонны
(Апельсины), (мандарины),
(Помидоры) и (лимоны).
Упр. 3. Укажи галочкой (V)номер строчки, где все слова записаны
верно:
- берега, шофера, якори, докторы, леса:
- инженеры, директора, профессора, кондукторы, катера;
- куполы, колокола, паспорты, торты, сорты.
Выбор метода изучения языковых явлений
Упр. 4. Петя затрудняется в написании существительных с шипящим на конце слова. Помоги ему правильно записать словосочетания с этими словами.
Яркий луч…, выглянуло из-за туч…, пять тысяч…, огромный лещ…, красивая брош…, без интересных зрелищ…, мимо берёзовых рощ…, майская ноч…, громкий плач…,нужная вещ…, много чудовищ…, около новых дач…, у зелёных пастбищ….
Расставь порядок действий (укажи цифрами) для правильного написания данных слов:
-определить склонение им сущ.;
-выделить окончание;
-правильно записать сущ. с шипящим на конце;
-определить род им. сущ.;
-определить число и падеж им. сущ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100" расчитано на 4 часа в неделю...
Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")
Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...
Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...
Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс УМК "Школа России"
Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 3 классе составлено по учебнику В. П. Канакина УМК "Школа России"...
Примеры заданий для проверки уровня сформированности читательской грамотности.
Примеры заданий для проверки уровня сформированности читательской грамотности на уроке окружающего мира . Тема "Зона арктических пустынь"...
Задания для контроля внимательности и проверки грамотности учеников
Задания для контроля внимательности и проверки грамотности учеников содержат тексты, предназначенные для списывания....
Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...