Задания по русскому языку для 4 класса. Формирование функциональной грамотности.
материал по русскому языку (4 класс)

Черкасова Татьяна Леонидовна

Задания по рус. яз. для 4 класса (Черкасова Т. Л., ФФГ 6)

Тема « Склонение имен существительных во множественном числе»

Задача

Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по рус. яз. для 4 класса (Черкасова Т. Л., ФФГ 6)

Тема « Склонение имен существительных во множественном числе»

Задача

Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.

1 группа

Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру.

Упражнение, стимулирующее развитие чуткости и внимания к языку; осознание богатства, красоты и выразительности русского языка

Упр.1. Катя решила придумать занимательные задания для своих подружек. Она начертила три прямоугольника, состоящих из пяти клеток. В первую клетку каждого прямоугольника вписала  букву б, а в последнюю – ь и предложила подружкам вписать подчеркнутые слова:

  1. У мамы на платье красовалась брошь.
  2. В корпусе старого самолета поисковики обнаружили брешь.
  3. Зачем ты бреешь бороду?

Отметь то, что девочка выбрала неправильно.

Попробуй объяснить смысл слова брешь.

Познакомься со статьей из словаря и сравни с объяснением, которое ты сам предложил.

Брешь – 1) пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина;

2) недостача, ущерб.

Подбери синонимы. Подумай, в каком значении (1-ом или 2-ом) употреблено слово брешь.

Упражнения, развивающие мотивацию совершенствовать собственную языковую культуру

Упр.2    Ученик четвертого класса старался выучить стихотворение Саши Чёрного, но употребил все имена существительные не в том числе. Прочитай, что у него получилось.

Зеленеет вся опушка,

Зеленеют пруды.

И зелёная лягушка

Песенку поёт.

Измени число всех имён существительных. Какие еще слова придется изменить? Подумай, на что это могло повлиять. Какой текст у тебя получился? Запиши его.

Упр.3. (языковая игра в комичной форме)

 Прочитайте и разыграйте диалог двух ребят. Подумайте и исправьте, как нужно правильно употреблять выделенные слова

- В трамвае нет местов.

-Не местов, а мест. Падежов не знаешь!?

-А тебе нет делов, что я не знаю падежов.

2 группа

Упражнения для построения содержательных конструктов (устных и письменных).

Упражнения-наблюдения

Упр. 1. В каждом из данных предложений, кроме одного, есть речевая ошибка. Кроме какого?

  1. Бабушка купила пару валенков.
  2. Брат привез с моря ракушки.
  3. Мама положила мне в чемодан три пары носок.
  4. За ужином ребята съели килограмм яблоков.

Упражнения-исследования

Упр.2.  Прочитай стихотворение. Найди и запиши многозначное слово, имеющее такое значение: длительное, с задержками, помехами, однообразное занятие, дело _________________ .

Выпиши из стихотворения синонимы к данным словам.

Хмурый - ______________ , морока - _______________ ,

гул - ___________ ,  метелица - __________________ .

     

«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» –
Так проворчал Мороз угрюмый.

И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина. 
(В.Берестов)

Упражнения – сочинения

Упр. 3. Ты узнал, что скоро в твоем городе пройдет сельскохозяйственная ярмарка. Об этом тебе захотелось как можно быстрее рассказать маме, но её телефон был все время занят. Подумай, каким способом можно сообщить маме о ярмарке?

Расскажи маме о разнообразии овощей и фруктов, которые будут продаваться на ярмарке. Слова: помидор, апельсин, груша, яблоко, абрикос, лимон, слива, баклажан используй во множественном числе, родительном падеже.

3 группа

Упражнения, направленные на осознание терминологических и понятийных характеристик системы языка.

Упражнения, в которых учащиеся являются наблюдателями языкового явления и анализируют языковые единицы

Упр. 1. Понаблюдай за тем, какие окончания появляются у имён существительных разных склонений во множественном числе. что ты заметил? Сделай вывод.

Падеж

Склонение имен существительных

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

И. п.

сестры , земли

кони , окна , волки

площади

Р. п.

сестёр    ,  земель              

коней ,   окон     ,       волков

площадей

Д. п.

сестрам , землям

коням , окнам ,

волкам

площадям

В. п.

сестёр  , земли

коней  , окна ,

волков

площади

Т. п.

сёстрами   ,землями

конями , окнами ,

волками

площадями

П. п.

о сёстрах ,о землях

о конях , об окнах ,

о волках

о площадях

Отработка и применение знаний о языковых единиц

Упр. 2. Восстановите строки из стихотворения.

1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог    

Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)

                                 2)  Через сотни (километры),

                                      Не страшась (метели), (ветры),

                                      Мчатся с юга к нам вагоны.

                                      В них везут ребятам тонны

                                     (Апельсины), (мандарины),

                                     (Помидоры) и (лимоны).

Упр. 3. Укажи галочкой (V)номер строчки, где все слова записаны

        верно:

  1. берега, шофера, якори, докторы, леса:
  2. инженеры, директора, профессора, кондукторы, катера;
  3. куполы, колокола, паспорты, торты, сорты.

Выбор метода изучения  языковых явлений

Упр. 4. Петя затрудняется в написании существительных с шипящим на конце слова. Помоги  ему правильно записать словосочетания с этими словами.

Яркий луч…, выглянуло из-за туч…, пять тысяч…, огромный лещ…, красивая брош…, без интересных зрелищ…, мимо берёзовых рощ…, майская ноч…, громкий плач…,нужная вещ…, много чудовищ…, около новых дач…, у зелёных пастбищ….

Расставь порядок действий (укажи цифрами) для правильного написания данных слов:

-определить склонение им сущ.;

-выделить окончание;

-правильно записать сущ. с  шипящим на конце;

-определить род им. сущ.;

-определить число и падеж им. сущ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100" расчитано на 4 часа в неделю...

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...

Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс УМК "Школа России"

Календарно- тематическое планирование по русскому языку  в 3 классе  составлено по учебнику В. П. Канакина   УМК "Школа России"...

Примеры заданий для проверки уровня сформированности читательской грамотности.

Примеры заданий для проверки уровня сформированности читательской грамотности на уроке окружающего мира . Тема "Зона арктических пустынь"...

Задания для контроля внимательности и проверки грамотности учеников

Задания для контроля внимательности и проверки грамотности учеников содержат тексты, предназначенные для списывания....

Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/

Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...