русский язык, 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Клюева Елена Владимировна

конспект урока УМК "Планета Знаний" на тему "Изменение имён прилагательных по родам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

3 класс УМК «Планета знаний»

Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам

Цели урока:

предметные

  1. формировать у учащихся представление о роли в русском языке слов, обозначающих предмет и признак предмета;
  2. знакомство с грамматическими признаками имени прилагательного;
  3.  развивать у учащихся умение распознавать и осознанно употреблять в речи имена прилагательные.

регулятивные

  1. развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
  2. развитие умения планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

познавательные

  1. формировать умение работать по алгоритму.
  2. развивать        наблюдательность,         умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;        

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня урок русского языка я начну с чтения отрывка из известного произведения

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

У.: Вы узнали это произведение? (К. Чуковский «Мойдодыр»)

У.: Как вы думаете, какое задание можно предложить на уроке русского языка с этим текстом?

Д: Перечисляют варианты заданий.

Создание ситуации выбора для учащихся.

У.: Из перечисленных заданий, я предлагаю поработать с орфограммами в следующей форме. Тот, кто затрудняется при письме, может выбрать приём «письмо с дырочками сомнениями», а тот, кто чувствует себя сильней, то по ходу может сразу подчеркивать орфограммы.

Учитель диктует отрывок, дети - записывают.

У.: Были ли трудности в письме? Какие? Ребята, как мы можем проверить работу, разрешить наши сомнения?

Д.: Предлагают виды проверок: проверить в паре, прокомментировать вслух, прочитать на предмет орфографии.

Выработка и обсуждение критериев работы.

У.: Что можно оценить в выполненной работе?

Д.: Аккуратность письма, умение правильно определять орфограмму, безошибочное письмо, «слова-сомнения я определял верно».

У.: Откройте учебник на с. 54 упр. 8.  Проверьте свою работу. Оцените себя на «ступеньках успеха».

Рефлексия по итогам выполненного задания.

У.: В чем испытывали затруднения? Какие ошибки встречались чаще? Что оценивали по итогу? На что надо обратить внимание в будущем?

II. Изучение новой темы

1. Создание проблемной ситуации.

У.: Мы продолжим работу по этому тексту, возможно, он поможет нам открыть для нас еще что-то новое?

- По предложенной характеристике попробуйте найти соответствующую часть речи.

Учитель предлагает следующую схему: _______  - одушевл., жен.род, ед. ч.

Д.: Находят часть речи - лягушка.

У.: Расскажите, как определили.

У.: Над именами существительными укажите род.

Перед выполнением этого задания, помогите мне восстановить алгоритм определения рода имён существительных

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

а(я)

                                                           

о(е)

а(я)

мужской родженский родсредний род

Взаимопроверка в парах

На слайде:

зелён__      лягушка

зелён__      пиджак

зелён__     яблоко

У.:Какие словосочетания можно составить из данных слов?

У.: Почему для построения словосочетаний даны три разных имени существительных и только одно имя прилагательное в трёх формах?

Д.:Чтобы составить словосочетания с данными существительными, надо изменить род имени прилагательного.

2. Определение совместной цели деятельности.

У.: Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Изменение имён прилагательных по родам

У.: Чему мы должны научиться на этом уроке?

Д.:Находить имена прилагательные и научиться определять их род.

У.: Запишите словосочетания, указывая род главного слова и вопрос к зависимому имени прилагательному.Как можно определить род имени прилагательного?

Д.: Род имени прилагательного можно определить по роду имени сущ., с которым оно связано, по окончанию, по вопросу.

У.: Давайте сверим наши предположения с правилом в учебнике на с. 56.

III. Первичное закрепление по алгоритму с комментированием

У.: c. 56 упр. 3

Правильно или неправильно построены словосочетания? Что надо сделать, чтобы исправить ошибки?

Алгоритм действий.

  1. Ищу имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное.
  2. Определяю род этого существительного.
  3. По роду имени существительно определяю род имени прилагательного.
  4. Чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного, задаю вопрос с ударным окончанием.

У.: Запишите словосочетания правильно.

IV. Закрепление (дифференцированная работа)

1 группа (более подготовленные)

Творческое списывание с. 57 упр. 6

Употреби имена прилагательные, данные в скобках, в нужной форме рода и числа. Выбирай окончания по вопросу.

2 группа (менее подготовленные)

с. 57 упр. 4

Запиши словосочетания, вставляя окончания имён прилагательных. Определи род,  используя алгоритм.

У.: Заслушивает высказывания детей и их аргументацию.

Совместно с детьми приходят к выводу, что в  разборе местоимений требуются изменения и дополнения.

Проверка с комментированием

V. Работа в группе.

У.: Попробуйте составить план морфологического разбораимени прилагательного.

Д.: Представляют свою работу.

Выбор критерия (совместно с детьми).

У.: Какое требование должно быть к вашей работе?

Д.: Предлагают и приходят к единому мнению, что с помощью этого планаудобно разобрать имя прилагательное.

У.: Я предлагаю вам воспользоваться своим планом. Разберите любое имя прилагательное как часть речи.

Д.: Работают в группе.

Рефлексия.

У.: Сумели ли вы все рассказать о прилагательном, пользуясь своим планом разбора?

- Почему работа прошла быстро и успешно? Оцените вклад каждого в работе группы.

Ребятам предлагаются карточки с оценочными высказываниями. Каждому дается право выбрать ту карточку, которой он сам бы себя оценил: «Я был помощником», «Я был открывателем», «Я комментировал», «Я умело доказывал» и т. д.

VI. Итог урока

-Что нового мы узнали о именах прилагательных?

На слайде выражения:«изменяется по родам»      

                                       «бывает мужского, женского или среднего рода»

- Какое из данных выражений подходит для характеристики имени существительного, а какое – для имени прилагательного?

- Считаете ли вы, что сможете эти знания применить в работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"

Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен....

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представления о связи прилагательного с существительным,   для отработки навыка правильного  написания окончания прилагатель...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...

Презентация к уроку русского языка "Изменение имен прилагательных по родам"

Обширная и яркая презентация для начальной школы....