русский язык, 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
конспект урока УМК "Планета Знаний" на тему "Изменение имён прилагательных по родам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.docx | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
3 класс УМК «Планета знаний»
Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам
Цели урока:
предметные
- формировать у учащихся представление о роли в русском языке слов, обозначающих предмет и признак предмета;
- знакомство с грамматическими признаками имени прилагательного;
- развивать у учащихся умение распознавать и осознанно употреблять в речи имена прилагательные.
регулятивные
- развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
- развитие умения планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
познавательные
- формировать умение работать по алгоритму.
- развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
Ход урока
- Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня урок русского языка я начну с чтения отрывка из известного произведения
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
У.: Вы узнали это произведение? (К. Чуковский «Мойдодыр»)
У.: Как вы думаете, какое задание можно предложить на уроке русского языка с этим текстом?
Д: Перечисляют варианты заданий.
Создание ситуации выбора для учащихся.
У.: Из перечисленных заданий, я предлагаю поработать с орфограммами в следующей форме. Тот, кто затрудняется при письме, может выбрать приём «письмо с дырочками сомнениями», а тот, кто чувствует себя сильней, то по ходу может сразу подчеркивать орфограммы.
Учитель диктует отрывок, дети - записывают.
У.: Были ли трудности в письме? Какие? Ребята, как мы можем проверить работу, разрешить наши сомнения?
Д.: Предлагают виды проверок: проверить в паре, прокомментировать вслух, прочитать на предмет орфографии.
Выработка и обсуждение критериев работы.
У.: Что можно оценить в выполненной работе?
Д.: Аккуратность письма, умение правильно определять орфограмму, безошибочное письмо, «слова-сомнения я определял верно».
У.: Откройте учебник на с. 54 упр. 8. Проверьте свою работу. Оцените себя на «ступеньках успеха».
Рефлексия по итогам выполненного задания.
У.: В чем испытывали затруднения? Какие ошибки встречались чаще? Что оценивали по итогу? На что надо обратить внимание в будущем?
II. Изучение новой темы
1. Создание проблемной ситуации.
У.: Мы продолжим работу по этому тексту, возможно, он поможет нам открыть для нас еще что-то новое?
- По предложенной характеристике попробуйте найти соответствующую часть речи.
Учитель предлагает следующую схему: _______ - одушевл., жен.род, ед. ч.
Д.: Находят часть речи - лягушка.
У.: Расскажите, как определили.
У.: Над именами существительными укажите род.
Перед выполнением этого задания, помогите мне восстановить алгоритм определения рода имён существительных
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ а(я)
о(е) а(я) мужской родженский родсредний род |
Взаимопроверка в парах
На слайде:
зелён__ лягушка
зелён__ пиджак
зелён__ яблоко
У.:Какие словосочетания можно составить из данных слов?
У.: Почему для построения словосочетаний даны три разных имени существительных и только одно имя прилагательное в трёх формах?
Д.:Чтобы составить словосочетания с данными существительными, надо изменить род имени прилагательного.
2. Определение совместной цели деятельности.
У.: Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Изменение имён прилагательных по родам
У.: Чему мы должны научиться на этом уроке?
Д.:Находить имена прилагательные и научиться определять их род.
У.: Запишите словосочетания, указывая род главного слова и вопрос к зависимому имени прилагательному.Как можно определить род имени прилагательного?
Д.: Род имени прилагательного можно определить по роду имени сущ., с которым оно связано, по окончанию, по вопросу.
У.: Давайте сверим наши предположения с правилом в учебнике на с. 56.
III. Первичное закрепление по алгоритму с комментированием
У.: c. 56 упр. 3
Правильно или неправильно построены словосочетания? Что надо сделать, чтобы исправить ошибки?
Алгоритм действий.
- Ищу имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное.
- Определяю род этого существительного.
- По роду имени существительно определяю род имени прилагательного.
- Чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного, задаю вопрос с ударным окончанием.
У.: Запишите словосочетания правильно.
IV. Закрепление (дифференцированная работа)
1 группа (более подготовленные)
Творческое списывание с. 57 упр. 6
Употреби имена прилагательные, данные в скобках, в нужной форме рода и числа. Выбирай окончания по вопросу.
2 группа (менее подготовленные)
с. 57 упр. 4
Запиши словосочетания, вставляя окончания имён прилагательных. Определи род, используя алгоритм.
У.: Заслушивает высказывания детей и их аргументацию.
Совместно с детьми приходят к выводу, что в разборе местоимений требуются изменения и дополнения.
Проверка с комментированием
V. Работа в группе.
У.: Попробуйте составить план морфологического разбораимени прилагательного.
Д.: Представляют свою работу.
Выбор критерия (совместно с детьми).
У.: Какое требование должно быть к вашей работе?
Д.: Предлагают и приходят к единому мнению, что с помощью этого планаудобно разобрать имя прилагательное.
У.: Я предлагаю вам воспользоваться своим планом. Разберите любое имя прилагательное как часть речи.
Д.: Работают в группе.
Рефлексия.
У.: Сумели ли вы все рассказать о прилагательном, пользуясь своим планом разбора?
- Почему работа прошла быстро и успешно? Оцените вклад каждого в работе группы.
Ребятам предлагаются карточки с оценочными высказываниями. Каждому дается право выбрать ту карточку, которой он сам бы себя оценил: «Я был помощником», «Я был открывателем», «Я комментировал», «Я умело доказывал» и т. д.
VI. Итог урока
-Что нового мы узнали о именах прилагательных?
На слайде выражения:«изменяется по родам»
«бывает мужского, женского или среднего рода»
- Какое из данных выражений подходит для характеристики имени существительного, а какое – для имени прилагательного?
- Считаете ли вы, что сможете эти знания применить в работе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"
Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...
Урок русского языка " Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс
Технологическая карта урока...
Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"
Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...
Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс УМК "Школа России"
Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен....
Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам" (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представления о связи прилагательного с существительным, для отработки навыка правильного написания окончания прилагатель...
Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).
Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...
Презентация к уроку русского языка "Изменение имен прилагательных по родам"
Обширная и яркая презентация для начальной школы....