Склонение имен существительных
методическая разработка по русскому языку по теме

Тимошенко Наталья Ивановна

 

Цели урока:

- повторить и углубить знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;

- формировать умение распределять имена существительные по склонениям; определять, к какому склонению относится то или иное имя существительное;

- развивать внимание, память учащихся;

- воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки.

Класс разбит на группы по 3-4 человека.

Тип урока: объяснение нового материала с применением лингвистической сказки.

Вид групповой работы – звеньевой.

По содержанию заданий – однородные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 38_sklon.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 Белоглинского района».

   

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Склонение имен существительных.

Учитель русского языка

 и литературы

Тимошенко Н.И.

                                         Ст. Успенская.

Цели урока:

- повторить и углубить знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;

- формировать умение распределять имена существительные по склонениям; определять, к какому склонению относится то или иное имя существительное;

- развивать внимание, память учащихся;

- воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки.

Класс разбит на группы по 3-4 человека.

Тип урока: объяснение нового материала с применением лингвистической сказки.

Вид групповой работы – звеньевой.

По содержанию заданий – однородные.

Ход урока.

1. Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Прозвенел опять звонок,

                                        Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите

Вы по разному сидите –

Если сжали кулачок,

Если руки на замок-

Значит вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите-

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня мы побольше узнаем о склонении. Тема важная и нужная. Что такое склонение? ( Изменение существительных по падежам называется склонением). Сколько склонений вы знаете? (Три.) Слова в склонении объединяются по одинаковым окончаниям. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос можно найти в сказке.

3. Объяснение нового материала.

а) Прослушивание лингвистической сказки.

Жили – были в государстве Морфология в городе Существителенске вельможи Существительные. Они говорили, что им, все подчиняются, а они — никому. Но вот появилось склонение и стало склонять всех, даже Существительное подверглось его влиянию.

Королю Морфу это понравилось, и он решил взять склонение себе ко двору на должность губернатора Существителенска.

Склонение смело принялось за дело. Сразу же разделило город на три больших округа. Падежи, окончания и род помогали губернатору. А в каждом округе стали жить слова, буквально подчиняющиеся склонению. В первом округе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором округе – существительные среднего рода  с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием; в третьем округе – существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.

 Склонение можно представить следующим образом (таблица на доске)

Таблица 1.

1   СКЛОНЕНИЕ

2   СКЛОНЕНИЕ

3   СКЛОНЕНИЕ

жен. р.

                                -а, -я

               муж.р.

     ср. р. -о, -е.,

 муж .р. на согласный

жен. р.,

на согласный

 с  -ь на конце

вода

земля

окно           кот

поле           стол

        постель

скатерть

Так и живут они весело и дружно.  

б) Знакомство с теоретическим материалом учебника с.207. ( каждое звено работает самостоятельно: читают материал, объясняют его всем членам звена)

в) Учитель:

- Ребята, а сейчас задание: просклоняйте имена существительные и заполните таблицу «Падежные окончания имен существительных». Упр. 517.

(После окончания работы в тетрадях учеников должна появиться таблица, которую они сверяют с таблицей на доске.)

Таблица 2.

Падеж.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И.п.

-а, -я.

-о, -е,

-

Р.п.

-и, -ы.

-

-и.

Д.п.

-е.

-у.

-и.

В.п.

- у, -ю.

-о, -е.

-

Т.п.

-ой, -ей

-ом, -ем.

-ю.

П.п

-е.

-и.

4. Закрепление темы.

Учитель.

 - А теперь выполните первое задание. Вот Джим (используется иллюстрация или игрушка) — очень умная и учёная собачка. Он умеет считать и писать, а вот в склонениях путается.

Хозяин его — ленивый ученик Коля — поручил Джиму выполнить свою домашнюю работу. Коле задали распределить слова по трём склонениям. За работу он пообещал Джиму косточку. Джим очень старался, но сделал всё неправильно. Ребята, давайте распределим слова верно и поможем пёсику заслужить вкусную косточку.

(На доске прикреплены карточки со словами, которые ученики звена должны распределить по трём столбикам).

I   СКЛОНЕНИЕ        2   СКЛОНЕНИЕ        3   СКЛОНЕНИЕ

скамейка        стул        бамбук

щетка        вещь        печь

пирог        стена        удача

окно        горох        дождь

ночь        картина        дочь

глаз        занавес        туча

Учитель.

-  Командиры звеньев, доложите о результатах своей работы.

 (Каждая звено зачитывает слова по столбикам).

Второе задание.

Учитель.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с текстом. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, укажите склонение имен существительных.

На склоне неб..льшого пригорка, у самой дороги, одиноко ст..яла молоденькая береза. У нее была нежная и светлая  кожица. Береза радос.но взмахивала в..твями, точ..но восторженно приветствуя со..нце. Играя, ветер вес..ло пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочн.. св..тильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн.. осеннего поля.

- Команды справились с заданием? Проверим. Существительных какого склонения не встретилось в тексте? (Существительных 3 скл.). Приведите примеры существительных 3 склонения.

Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

Третье задание.

Учитель.

 -А сейчас каждому звену предстоит выполнить следующее задание.

Найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные указания на склонение соответствуют склонению данных существительных:

а

б

в

г

В лодке

3

1

1

2

У пристани

1

3

1

2

Около окна

2

2

3

3

О счастье

3

2

2

1

Четвертое задание.

Учитель: - Ребята, в кубанских говорах имеются отличия от литературного языка. Запишите обороты речи в соответствии с нормами русского литературного языка. Укажите род и склонение имен существительных.

Злой собака. Яблок упал. Стула сломалось. Три литры молока. Вкусный конфет. Взошла проса. Большая стихотворения. Нелегкая задания. Выросла растения. Крепостная права. Правая ботинка.

- Проверим, как каждое  звено справилось с этим непростым заданием.

Пятое задание (дифференцированное).

Учитель:

 - У вас на столах лежат карточки с дифференцированным заданием. Кто отлично разобрался в теме, тот берет карточку № 3; кто еще не совсем уверен в своих знаниях – берите карточку № 2;тот, куму нужна таблица-подсказка - берет карточку № 1.

Карточка I.

Объясни написание окончания, укажи в скобках склонение и падеж.

1. На опушке (           ) леса у реки (           ) лежат бревна.

2. На улице (         ) в переулке пахло черемухой.

3. В лесу на пригорке было много земляники (        ).

4. Рыхлый снег темнеет в марте (            ).

5. На высокой елке (           ) лежал снег.

6. Маленький чиж вылетел из клетки.

7. На ветке (           ) вишни (           ) сидел воробей.

8. В вазе (        ) стоял букет из цветов черемухи (        ).

9. У маленькой утки (           ) болело крыло.

Карточка II.

ВСТАВЬ ОКОНЧАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ЗАПИСАННОЕ В СКОБКАХ.

Я шел по дорог.. (1 скл. Д. п.) среди густой озим . . (3 скл. Р. п.).   Из озим . . (3 скл. Р. п.) молнией вылетел русак.

На площад .. (3 скл. П. п.) играли маленькие девочки.

На площад .. (3 скл. П. п.) собрались пионерские отряды.

Ребята дошли до опушк..  (1 скл. Р. п.) леса.

Рабочие ехали на машин . . (1 скл. П. п.) по проселочной дорог.. (1 скл. Д. п.).

В одном мест..(2 скл. П. п.) дорога нырнула в низин..(1 скл. В. п.).  

Из    рощ.. (1 скл. Р. п.) выскочили красивые олени.  

Пионеры приучили птиц к кормушк ... (1 скл. Д. п.).

Белый цветок ромашк . . (1 скл. Р. п.) выделялся в букет . .    (2 скл. П. п.).

Карточка III.

НАЙДИ   И  ОБЪЯСНИ   НАПИСАНИЕ    БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

На березке, на клене, на сливе с листка на листок прыгают озорные капли дождя.

Под окном у бабушки рос куст белой сирени.

Наташа села на стул и стала рассматривать рисунок вышивки на скатерти.                                                        

Маленькое солнце на моей ладошке.

Белая ромашка на зеленой ножке.

В глиняном кувшине, в банке или чашке весело теснятся крупные ромашки.

С елки шишки хлоп да хлоп, Саше в спину, Маше в бок.

Седые ели стеной высились по краям дороги.

(Проверка выполнения задания осуществляется следующим образом: выполнение работы по карточке № 3 проверяет учитель, выполнение работы по карточкам № 1 и 2 проверяет учитель и ученики, работающие по карточке № 3).

5. Итог урока. ( Каждая из групп по очереди отвечает на вопросы учителя).

Учитель:

 - Что такое склонение?

 - Что значит просклонять имя существительное?

 - Сколько склонений у существительного?

 - Как определить склонение?

6. Домашнее задание. Выписать из орфографического словаря 12-15 имен существительных на тему «Спорт», указать склонение. Просклонять по одному слову каждого склонения.

риложение № 1.

№п.п.

Задание.

Баллы.

Кол – во

набранных баллов

Оценка.

1

Фронтальная беседа.

3

37 - 40

«5»

2

Упражнение 505

6

34 - 36

«4»

3

Синтаксическая пятиминутка.

6

30 - 33

«3»

4

Объяснительный диктант.

5

29 и меньше.

«2»

5

Карточка № 2

5

6

Тест.

5

7

Диктант «Проверь себя».

10

8

Оцени свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...