Урок русского языка в 3 классе "Предложение и словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе "Предложение и словосочетание". Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk-3_klass.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа

Имени Героя Советского Союза И.И. Борзова

Села Середниково Шатурского муниципального района

Московской области

(с использованием технологии проблемного обучения)

Учитель начальных классов

Филатова Ирина Николаевна

        

Тема: Различение предложения и словосочетания.

Цели: 

1. Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять из данных слов (из данной группы слов) словосочетание и предложение.

2. Развитие мышления, речи, наблюдательности, орфографической зоркости, фонематического слуха.

3. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других.

Оборудование: для учащихся: учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохоловой «Русский язык» 3 класс; В.А. Илюхина, Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева «Чистописание. 3 класс»; линейка, простой карандаш, карточки с заданием, сигнальные карточки, карточки со знаками +, -, ?.

        для учителя: карточки со словарными словами; карточки с предложениями, словосочетаниями, группами слов; карточки с определением предложения и словосочетания, книги О.В. Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Словарные слова», «Толковый словарь», пустой конверт.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением технологии проблемного обучения.

ХОД УРОКА

Организационный  момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Книги, ручки и тетрадки,

Линейка, ластик, карандаш?

Зарядка для пальцев (проговаривая слова, дети поглаживают каждый пальчик)

  1. Здравствуй, пальчик, добрый день и т.д.

Чистописание: 

– Тетрадь по чистописанию на странице 21. Какую букву будем писать сегодня? (Букву «к».) Какие звуки она обозначает? (Звуки [к], [к,]) Дайте им характеристику. (Звуки глухие, непарные)

  1. Прочитайте предложение в тетради. (С высокого неба изредка падали одинокие снежинки) Какое оно? (Распространённое, повествовательное, невосклицательное). О каком времени года говорится в этом предложении? (О конце осени или о зиме.) Назовите главные члены в этом предложении. (Снежинки падали) Назовите словосочетания. (С высокого неба, одинокие снежинки, падали изредка) Выполните задание на этой странице.

Создание проблемной ситуации.

(на доске)                                   

пришла осень

дождливый день

светит яркое

                                                                     

  1. Что записано на доске? (Высказывания детей.)
  2. Я сейчас ничего вам не скажу, кто-то из вас прав, кто-то ошибается. Мы решим эту проблему в течение урока, вы сами в конце урока или по ходу урока сделаете вывод.
  3. Ребята, а что такое проблема, как вы думаете? (Высказывания детей.)
  4. А что же об этом написано в «Толковом словаре»? Проблема - ….
  5. Начнём решение проблемы с проверки домашнего задания.  

 Проверка домашнего задания.

 – Какое упражнение вы выполняли дома? (Упражнение 41.) Прочитайте задание.

(Составьте предложение из каждой группы слов, добавляя предлоги по, в или с. Запишите составленные предложения. Из каждого предложения выпишите с вопросами где? откуда? словосочетание глагола и существительного с предлогом).  

  1. А теперь прочитайте предложения, которые у вас получились? (Жёлтые листья падают с берёзы. По небу плывёт тяжёлая туча. В трубе гудит осенний ветер.)  
  2. Прочитайте словосочетания, которые выписали. (Падали (откуда?) с берёзы; ползёт (где?) по небу; гудит (где?) в трубе.)        
  3. Вы уверены, что сначала вы выписали предложения, а потом словосочетания? (Высказывания детей.)

Работа по теме.

  1. Мы продолжим работать по учебнику, там есть очень хорошее упражнение по нашей теме. На следующей странице учебника упражнение 42. Читаем задание.  (Чем предложение отличается от словосочетания? Прочитайте и объясните, какая группа слов является предложением, какая словосочетанием?)

Работа с предложениями:

  1. Найдите в упражнении предложения. (Прошёл дождь. Туча унеслась.) Почему вы решили, что это предложения? (В них есть главные члены.) А что вы можете сказать об этих предложениях, какие они? (Нераспространённые, повествовательные, невосклицательные, невопросительные.)
  2. Распространите первое предложение. Что значит – распространить предложение? (Добавить второстепенные члены.)
  3. Что же у вас получилось? (Прошёл сильный дождь. Вчера прошёл дождь и т.д.) 
  4. Запишем предложение: Прошёл сильный дождь. Готовим линейку и карандаш. Для чего они нам нужны? (Подчёркивать главные члены предложения. В предложении говорится о дожде. Что? дождь – это подлежащее, выражено существительным, дождь что сделал? прошёл – это сказуемое, выражено глаголом.)  
  5. Покажите с помощью стрелочек связь слов в предложении. (Дождь какой? сильный – это второстепенный член, соединяем стрелкой.)
  6.  Распространите второе предложение. Я вам предлагаю слова – подсказки, выберите наиболее подходящие.

В НЕБЕ

ГОЛУБАЯ

СИЛЬНАЯ

Самостоятельная работа: Запишите предложение, выполните точно такую же работу, как и с первым предложением. Прочитайте, что получилось.

Работа со словосочетаниями

  1. Назовите словосочетания. (Отборное зерно) 
  2. Объясните свой выбор. (Между словами можно поставить вопрос: зерно (какое?) отборное.)
  3. Запишите словосочетание: отборное зерно (какое?)
  4. Готовим карандаш, будем разбирать словосочетание. (Главное слово: зерно, над словом ставим крестик, зерно какое?- отборное – это зависимое слово, ведём к нему стрелку, в скобках записываем вопрос (какое?).
  5. Что значит «отборное зерно»? (Очень хорошее, плохое выбросили, а хорошее осталось.)

Работа с группой слов:

  1. У нас в упражнении остались слова под номерами 2 и 4. Что вы о них скажите, почему мы их до сих пор не выписали? (Это группы слов, они между собой не связаны.)
  2. Прочитайте 4 группу слов (в городе машины)
  3. Составьте предложение. (В городе по дороге едут машины. В городе много машин и т.д.)
  4. Запишите предложение. В городе по дороге едут машины. Какое оно? (Распространённое.) А могло ли оно получиться нераспространённым? (Нет, здесь уже есть второстепенный член предложения.) 
  5. Найдите в этом предложении словосочетания.  (Едут в городе, едут по дороге.) 
  6. Объясните свой выбор. (От одного слова можно задать вопрос к другому: едут где? в городе; едут по чему? по дороге.)
  7. А можно ли назвать словосочетанием – машины едут? (Нет.)
  8. Почему? (Это предложение, грамматическая основа  предложения.)

Работа с иллюстрацией.

– На страничке есть рисунок. Почему художник его нарисовал?

Физкультминутка на внимание.

  1. Говорю слово «ребята» - выполняем задание, не говорю – не  выполняем.

Словарная работа.

  1. Потренировали внимание, проверим наблюдательность и сообразительность. Прочитайте слова на карточках:

        НАЙ'АБЫР'        МАРОС        С'ЭВ'ИР

  1. Кто расшифровал эти слова, что же здесь написано? оябрь, мороз, север.) 
  2. А что это за запись, которую я вам предложила? (Это звуковая запись – транскрипция.) 

Запись на доске.

  1. Запишем эти слова на доске и в тетрадь. Возьмите простой карандаш, что будете делать? (Ставить ударение и подчёркивать орфограммы.)

Один ученик выполняет задание на доске. 

  1. Проверим правильность написания, а правильная запись у меня на карточке с другой стороны.

Работа по развитию речи.

  1. Ребята, а можем ли мы эти слова как-нибудь объединить?

1) Это словарные слова.

2) В ноябре ветер дует с севера, а в конце месяца бывает мороз.

  1. Молодцы, вы всё правильно сказали, а теперь послушайте.

Работа со словарём. 

  1. Я вам прочитаю значение слов и их происхождение.

Север – одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу; изначально слово север имело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».

Мороз – погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова мерз – «холодный». От него же образовано и слово мёрзнуть. 

  1. Что же ещё объединяет эти слова? (Они образовались от слов «холод» и «холодный ветер»).

Ноябрь – одиннадцатый месяц календарного года. Произошло от латинского слова november «девятый»; ноябрь – «девятый месяц» (Новый год раньше начинался с марта).

  1. А теперь подберите к записанным словам однокоренные прилагательные и запишите словосочетания. (Северный ветер, ноябрьский день, морозное утро.)
  2. Докажите, что это словосочетание. (Высказывания детей)
  3. С любым словосочетанием составьте устно предложение.

Закрепление умения различать предложение и словосочетание.

  1. Я вам раздала карточки, прочитайте задание. Что вы будете делать? (Надо найти предложение, записать его и выделить основу.)

Из трёх групп слов найди предложение, запиши его, выдели основу.

1. Из высокого, дым, небо, трубы, поднимается в.

2. Однажды жарким летним днём.

3. Небо хмурилось.

  1. Обоснуйте свой выбор. (Объяснения детей.) 
  2. А можем ли мы две другие строчки «превратить» в предложение?
  3. Что для этого надо сделать?
  1. Из высокой трубы в небо поднимается дым. 2) Однажды жарким летним днём мы пошли гулять.)

Закрепление изученного. Работа с сигнальными карточками. 

  1. Я хочу проверить, научились ли вы различать предложение и словосочетание. Если я покажу на карточке предложение – поднимайте зелёный сигнал, если словосочетание – красный. Начинаем работу.

                           

девочка гуляет

лает собака

бегают дети

красивый наряд

сидит на диване

жёлтый цыплёнок

мы отвечаем

глядит  синяя

         

                             

Итог урока.         

  1. Что нового узнали сегодня на уроке?
  2. Так давайте вернёмся к записи, которую мы рассматривали в самом начале урока.

пришла осень

дождливый день светит яркое

   

                

  1. Что вы теперь скажите об этой записи?

Домашнее задание.  Упражнение 43 (разбор).

Рефлексия.

  1. Приготовьте свои кружочки. Ели вы всё поняли – положите в конверт кружок со знаком,

+

если совсем ничего не поняли – кружок со знаком,

если поняли, но не до конца – тогда кружок со знаком вопроса.

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Составление предложений со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?»

Технологическая карта урока русского языка «Составление предложений  со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?». Третий урок по теме. На уроке учащиеся научатся...

Урок русского языка "Главные члены предложения. Словосочетание" 2 класс

Закреплять навыки нахождения главных членов предложения,   определять  словосочетания,  развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма; обогащать словарный запас,  ра...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Словосочетание"

Технологическая карта урока русского языка в з классе по теме "Словосочетание" , УМК "Школа России"....

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании. Управление" 4 класс

МБОУ "Погореловская СОШ" Предмет: Русский языкТема урока: Связь слов в словосочетании. Управление.Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий ...

Урок русского языка 3 класс тема: Словосочетание.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе....